О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Как отстояли МАКС

МАКС остается в Жуковском. Так решил президент РФ, поставив соответствующую резолюцию на письме к правительству

МАКС остается в Жуковском. Так решил президент РФ, поставив соответствующую резолюцию на письме к правительству. Об этом стало известно десять дней назад, и многие федеральные агентства опубликовали эту новость как свершившийся факт.

Значит ли это, что борьба за право проведения авиасалона в Жуковском окончательно увенчалась успехом? Откуда вообще взялась идея переноса площадки МАКСа на военный аэродром в Кубику? Почему для принятия адекватного решения понадобилось столько времени, сил и энергии тех, кто стоял у истоков первого в России Международного авиационно-космического салона?

Об этом - наш разговор с Героем России, заслуженным летчиком-испытателем и почетным президентом ОАО "Ависалон" Магомедом Толбоевым.

- Магомед, ты был одним из немногих, кто упорно, настойчиво и открыто боролся за сохранение МАКСа в нашем городе. Даже тогда, когда все уже опустили руки. Когда совет директоров "Ависалона" большинством голосов согласился на переезд МАКСа на площадку парка "Патриот", входящего в ведомство Минобороны, а президент госкорпорации "Ростехнологии" г-н Чемезов дал понять на заключительной пресс-конференции МАКСа-2017 в июле, что, скорее всего, это последний авиасалон на территории Жуковского. Что давало тебе надежду в этом, казалось бы, безнадежном раскладе сил? И вообще, что, собственно произошло?

- Помнишь, еще полгода назад, в интервью ЖВ я сказал , что пока жив, МАКС будет проходить в Жуковском? Он родился в этом городе, вырос здесь и получил мировое признание благодаря жуковским специалистам. МАКС по сути стал визитной карточкой наукограда. И это не случайная история, это была наша, а не чья-то идея. Мы прошли огромный путь, доказывая делом, что проект перспективен и с точки зрения поднятия престижа нашего государства , и с точки зрения экономики. В результате МАКС оказался серьезным, самодостаточным и даже прибыльным проектом. То есть он вполне оправдал те инвестиции государства , которые были вложены на первоначальных этапах. Сегодня он сам зарабатывает и не требует бюджетных вливаний.

- Так может быть, отсюда и возникшие проблемы? Готовый источник доходов - большой соблазн для любого ведомства...

- И да, и нет. Ведь для того, чтобы перевести МАКС на другую площадку, нужна соответствующая инфраструктура. Понятно, что в парке "Патриот" ее сейчас нет. Но есть повод получить бюджетные ассигнования на это дело. С этой точки зрения я очень хорошо понимаю Шойгу, у него появляются аргументы для вложений финансовых средств государства под развитие инфраструктуры на своей территории. МАКС - раскрученный и престижный проект, его перевод в Кубинку означает, что надо обустраивать саму территорию, подъездные пути и прочие необходимые вещи. А это - огромные средства и получить их сегодня не так-то просто. Речь идет о 115 миллиардах, что почти сопоставимо со строительством Крымского моста.

- Но, насколько я понимаю, МАКС с некоторых пор находится в госкорпорации Ростех, которую возглавляет весьма влиятельный человек по фамилии Чемезов... Почему он был готов отдать МАКС Минобороны?

- И это главное, что стало корнем проблемы. С тех пор, как МАКС перешел в ведомство Чемезова, а "Авиасалон" стал одной из структур Ростеха в виде подразделения ТВК, мы получили "троянского коня". Ведь когда права на проведения МАКСа передавали Траспортно-выставочному комплексу (ТВК) Ростеха, речь шла об усилении роли авиасалона и других высокотехнологичных выставок, собранных в одном месте на территории НЦА. На самом деле получилось другое: 10 лет под флагом Ростеха стали для ОАО "Авиасалон" годами рабства. Нас просто уничтожали, и, как я считаю, умышленно подводили к банкротству. Получив землю на территории ЛИИ, ТВК тупо сдавал ее нам в аренду. И эта арендная плата практически съедала весь бюджет "Авиасалона", не оставляя на развитие ровным счетом ни копейки. ТВК просто вел себя как рантье.

Между тем, у г-на Чемезова появился другой, любимый проект - Рампорт. Как известно, Ростех создал его в кооперации с литовским бизнесом, внеся свою долю землей, изъятой у ЛИИ им. Громова и полученной в свою собственность.

Насколько мне известно ( хотя я не берусь это утверждать) речь может идти о том, что Чемезов готов вложить свои (государственные) акции "Авиасалона" в Рампорт для строительства грузового терминала. Учитывая то, что реальная цена собственности "Авиасалона" сегодня составляет 1 миллиард 250 миллионов рублей, а по остаточной стоимости ее оценили в 125 миллионов рублей, т. е. "Рампорт" в таком случае приобретает по дешевке грузовой терминал. Речь идет о том, что экспансия со стороны бизнеса "Рампорта" - это вполне реальная история. И если инфраструктура вокруг аэропорта ЛИИ будет развиваться в соответствии с этой задаче, я не удивлюсь.

Именно поэтому мне не кажется, что проект ПЗЗ, из-за которого весь город встал на уши, сделан Главархитектурой топорно и безграмотно. Как заказали - так и сделали. И то, что на территории ЛИИ вдруг появляются нормы по высотной жилой застройке, меня скорее насторожило, чем удивило. У меня большие подозрения, что это и есть план размена между Чемезовым и Шойгу: Чемезов отдает МАКС, а Шойгу в лице Воробьева - город, который по идее должен стать приложением к инфраструктуре "Рампорта".

- Довольно конспирологический сценарий, но мне нечем тебе возразить, потому как представленный в городе проект ПЗЗ действительно выглядит безумным, и я тоже не верю, что это оплошность проектировщиков. Но, тем не менее, МАКС все-таки удалось отстоять. Как ты думаешь, почему?

- Потому что удалось достучаться до Президента. Он принял решение, соответствующее здравому смыслу. И надо признать, что он всегда чутко относился к мнению Героев России, людей, которые внесли весомый вклад в развитие нашего государства. Я не сомневался, что письмо, подписанное Героями-испытателями, он не оставит без внимания. Именно поэтому, когда Президент был в Жуковском на представлении нового самолета МС-21, летчики лично вручили ему послание с просьбой оставить МАКС в Жуковском. Для этого мы проработали целую операцию, чтобы все произошло напрямую, без посредников. В окружении Президента тоже были люди, которые нас поддерживали. Они помогали нам вплоть до того, чтобы в папке для подписания документов наше послание оказалось на самом видном месте.

Хочу отметить, что с самого начала нас поддерживал полномочный представитель Президента по военно-техническому сотрудничеству Владимир Иванович Кожин. Он поспособствовал рассмотрению письма в Совбезе, в результате чего была получена положительная реакция Патрушева. Рогозин сказал, что если будет поручение Президента, он подготовит все необходимые для положительного решения документы. Премьер-министр Дмитрий Медведев написал письмо в поддержку МАКСа в Жуковском, и оно было направлено Президенту...

- Но пока нет постановления правительства о дате и месте проведения МАКСа-2019, все может в одночасье измениться. Ну, например, кто-то с другой стороны по душам поговорит с Путиным и убедит его , что парк "Патриот" лучше. Так бывает... Или нет?

- Я уверен, что нет. В Постановлении правительства, между прочим, обычно не указывается конкретный адрес проведения МАКСа, там просто обозначается "на территории Московской области". Алабино (парк "Патриот") - это тоже Московская область. Но Президент впервые написал четкую резолюцию для правительства о проведении МАКСа-2019 именно в Жуковском. Поэтому руководитель Минпромторга Мантуров сказал, что мы ему облегчили задачу, теперь не надо думать и согласовывать между ведомствами. Президент расставил все точки над "и".

- А кто из летчиков-испытателей активно работал над этой задачей вместе с тобой?

- Прежде всего Павел Власов, нынешний начальник ЛИИ имени Громова. Он - большой молодец и спасибо ему огромное. А еще Роману Таскаеву и Олегу Кононенко, они участвовали в передаче письма президенту.

- Глава города как-то поддерживал вас?

- Он был на нашей стороне, и решение Президента его очень вдохновило. Я благодарен ему за это.

- Магомед, что бы ты пожелал сегодня жителям родного Жуковского?

- Никогда не отчаиваться. Всегда идти вперед, как бы тяжело это ни было. Не опускать руки в защите своих ценностей, своего города даже в те минуты, когда кажется, что ничего уже нельзя сделать. В любой ситуации надо не терять чувство собственного достоинства. Тем более, когда правда на твоей стороне. Истинные хозяева города - его жители, им решать, каким должен быть город. Надо не бояться высказывать свое мнение и отстаивать его. Всеми доступным средствами. Если нас не устраивают предложенные ПЗЗ, надо открыто об этом заявлять, Если не слышат в кабинетах власти, выходить на законный митинг. А умная власть должна понимать, что мирный митинг - это и есть предохранитель стабильности. Хуже, когда накопленное недовольство накладывает печать нелегитимности на принятые через колено решения.

Мы с вами, дорогие жуковчане, отстояли МАКС, теперь надо отстоять город. Он должен быть красивым и удобным для нашего проживания. Он не должен зависеть от чьих-то амбиций и выгод....
Авторские права на данный материал принадлежат «Жуковские Вести». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка