Опубликовано: 10.10.2017, 09:20
 

ЦУП готов


Сегодня ночью наконец должен заработать новый центр управления полетами (ЦУП) в московском авиаузле, срок ввода которого неоднократно сдвигался. Центр стоимостью 3,5 млрд руб. должен улучшить организацию воздушного движения (ОрВД). Но теперь ведомства просят правительство санкционировать создание в Москве новой резервной системы "альтернативного производителя", хотя действующая введена менее десяти лет назад. Эксперты отмечают, что схема ОрВД над Москвой по-прежнему крайне архаична и увеличивает топливные затраты авиакомпаний, а новая система также вызывала резкую критику в отрасли.

Как выяснил "Ъ", в два часа ночи во вторник в подмосковном Внуково должен был быть официально введен в эксплуатацию новый ЦУП для организации воздушного движения в московском авиаузле. Это вчера подтвердили "Ъ" и в Росавиации. Система ОрВД московского центра состоит из десяти комплексов (подсистем), пояснили в агентстве, она должна обеспечить организацию воздушного движения, соответствующую нормам ICAO и обеспечивающую требуемый уровень безопасности полетов. При этом, согласно приказам заказчика проекта ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" (копии есть у "Ъ"), второй пусковой комплекс ЦУПа принят в эксплуатацию еще 5 октября.

Создание нового ЦУПа затянулось на десять лет: решение о его строительстве правительство приняло еще в 2007 году, а в 2009 году генподрядчиком проекта был выбран концерн "Алмаз-Антей". Система должна была заработать в 2013 году, сменив шведскую "Теркас", запущенную еще в 1981 году и рассчитанную на 15 лет службы. Как сообщали "Ъ" во ФГУП "ГК по ОрВД", стоимость нового ЦУПа - 3,5 млрд руб., из которых 2,3 млрд руб.- бюджетные деньги и 1,2 млрд руб.- средства ФГУПа.

Но сроки проекта, как писал "Ъ", неоднократно срывались, как говорили источники "Ъ", "по разным причинам, которые по-разному трактовались заказчиком и генподрядчиком". ФГУП судился с "Алмаз-Антеем" из-за дефектов в здании ЦУПа, в частности "протечки кровли" (сейчас дело в кассации, заседание назначено на 2 ноября). Ранее был отклонен другой иск ГК по ОрВД - по взысканию с "Алмаз-Антея" 130 млн руб. по делу о срыве сроков завершения строительства ЦУПа.

Как писал "Ъ" 31 июля, запуск системы в новом ЦУПе был намечен на начало октября. До этого оборудование было установлено в еще не достроенном здании и не отключалось с сентября 2012 года, но результаты испытаний Росавиация долго не принимала из-за замечаний. Система ОрВД была признана "пригодной и готовой для штатной эксплуатации" в декабре 2016 года, и источники "Ъ" утверждали, что ввод в эксплуатацию ЦУПа и перевод на него функций ОрВД предполагался к марту. Но в мае Росавиация не утвердила акт комиссии из-за "некачественных строительных работ", говорит собеседник "Ъ" (это касалось первого пускового комплекса ЦУПа, принятого в эксплуатацию еще в 2014 году). Другой источник "Ъ" утверждает: "Алмаз-Антей" не смог устранить до конца недостатки, выявленные еще в 2014 году. Теперь ремонт кровли завершен, испытания проведены, "Алмаз-Антей" гарантировал ФГУП "ГК по ОрВД" возмещение расходов, утверждает собеседник "Ъ". Он добавляет, что основной причиной неоднократного переноса сроков была недостаточная проработка конструктивных решений. Во ФГУПе и "Алмаз-Антее" от комментариев отказались.

При этом, видимо, перестройка московской структуры ОрВД не завершится. Согласно протоколу совещания от 25 сентября (есть у "Ъ"), вице-премьер Аркадий Дворкович поддержал создание новой резервной системы ЦУПа. Сейчас в авиаузле уже есть резервная система, установленная в 2008 году. В загруженной московской зоне (до 1,9 тыс. полетов в сутки) у старой системы "Теркас" в 2015-2016 годах было четыре полных отказа, что потребовало подключения резервной системы. По данным "Ъ", сбои были и в 2017 году. До 16 октября Минтранс, Росавиация и ГК по ОрВД должны представить доклад в правительство с дополнительным обоснованием мощности параметров резервной системы ЦУПа "с учетом мирового опыта" и "альтернативного производителя".

Глава Infomost Борис Рыбак указывает на архаичность системы ОрВД в московской зоне, работающей со времен холодной войны. Над Москвой сохранилось много закрытых зон, где полеты нужно согласовывать с десятком ведомств, отмечает эксперт, в связи с этим авиакомпании несут экономические потери, сжигая больше топлива. Новая система ОрВД также не нашла единогласной поддержки перевозчиков и подвергалась резкой критике со стороны ряда пользователей воздушного пространства, заключает господин Рыбак.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 10 октября 2017 года | Дайджест публикаций за 10 октября 2017 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «Коммерсантъ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации (в процессе тестирования)