Опубликовано: 13.10.2017, 07:15
 

Минпромторг России разработал проект Стратегии развития авиационной промышленности на период до 2030 года


[image]

Минпромторг России в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации подготовил проект Стратегии развития авиационной промышленности России на период до 2030 года.

Согласно тексту проекта документа, по итогам 2016 г. общий объем продаж продукции отрасли составил 1,46 трлн. руб. (около 21,8 млрд долл.). Создано более 414 тыс. рабочих мест (без учета смежных отраслей), и на данный момент в авиационной сфере работает около 1% людей, занятых в экономике страны. Кроме того, развитие авиапромышленности оказывает мультипликативный эффект на всю российскую экономику, поскольку при производстве воздушного судна используется продукция металлургической, радиоэлектронной, химической, легкой промышленности.

Для утверждения статуса России как мировой авиационной державы в гражданском самолетостроении, помимо регионального реактивного самолета SSJ-100, уже доказавшего свою конкурентоспособность, необходимо создавать и другие современные типы воздушных судов. Так в 2019 г. должно начаться серийное производство узкофюзеляжного ближне-среднемагистрального самолета МС-21, который сейчас проходит стадию испытаний. В сегменте дальнемагистральных самолетов реализуется совместный проект с Китаем - разрабатывается самолет, недавно получивший официальное имя: CR-929.

Помимо этого, Стратегия ставит задачу создания регионального самолета с повышенными взлетно-посадочными характеристиками и улучшенными экологическими показателями, электрического самолета, а также самолета малых воздушных линий со сниженными требованиями к условиям базирования (в т.ч. вертикальным взлетом-посадкой). Легкий бизнес-джет - деловой самолет с высоким уровнем комфорта, специализированные воздушные суда для сельскохозяйственных работ, санитарной авиации, пожаротушения и спасательных работ также должны производиться российскими предприятиями.

Существующий перечень производимых российским авиапромом вертолетов необходимо пополнить перспективным тяжелым вертолетом, легким и средним коммерческими вертолетами, скоростным вертолетом и конвертируемым винтокрылым летательным аппаратом.

В специфических рыночных нишах также запланировано создание тяжелого рампового транспортного самолета, самолета-амфибии и экраноплана, беспилотных воздушных систем для связи, мониторинга и транспортировки грузов.

Согласно документу, бюджетная поддержка отрасли по мере достижения целевых показателей выпуска и реализации воздушных судов и авиадвигателей будет постепенно сокращаться. Но инструменты, обеспечивающие для предприятий отрасли снижение стоимости кредитных ресурсов до значений, сопоставимых с их стоимостью для зарубежных производителей, сохранятся.

Стратегия описывает 2 сценария развития авиационной промышленности России. В рамках первого - "локального роста», предусмотрено активное использование экономических механизмов стимулирования на внутреннем рынке потребления отечественной авиатехники. Он выравнивает условия для отечественных и зарубежных авиапроизводителей, а целью российской авиапромышленности становится выпуск авиационной техники для удовлетворения исключительно внутреннего спроса.

Второй сценарий "конкурентного роста» предполагает ориентацию на глобальный рынок и глобальную конкурентоспособность отечественной продукции уже в ближайшее время, не исключая при этом возможности применения мер по защите внутреннего рынка, но и не препятствуя конкуренции на нем российской и иностранной продукции.

Не отказываясь от развития международной кооперации, отечественная авиаотрасль должна разрабатывать свои перспективные авиационные двигатели, интегральную модульную авионику и автоматизированные системы управления, современные средства связи, навигации и обеспечения безопасности полетов, новые материалы, в том числе, для аддитивных технологий, передовые решения в области цифровых технологий. Для этого необходимо обеспечить опережающее развитие научно-технологического потенциала отрасли. Повышение эффективности отраслевой науки будет достигнуто за счет скоординированных программ научных исследований, внедрения новых методов и технологий разработки авиатехники, коммерциализации и трансфера технологических решений, в т.ч. в другие отрасли экономики.

Внедрение новых решений и технологий даст значительный рост производительности труда, существенно сократит сроки вывода продукции на рынок и ее стоимость, снизит материалоемкость, повысит качество выпускаемой продукции. Одним из основных индикаторов эффективности производителей авиатехники и отрасли в целом должен стать минимальный простой воздушных судов по причине неисправностей их узлов и агрегатов. А одним из основных следствий перевода отрасли на новые технологические рельсы станет создание высокотехнологичных и высокооплачиваемых рабочих мест.

Кроме того, Стратегия предусматривает также формирование эффективной системы продвижения, продаж и сервисного обслуживания продукции авиапромышленности.

В результате реализации мероприятий Стратегии доля гражданской продукции в общем объеме выпуска продукции отрасли должна вырасти с 21,3% в 2016 г. до 38,5% - в 2030-м. А доля российских производителей гражданских самолетов на мировом рынке - с 2,3% до 8% соответственно. Объемы производства за этот период увеличатся на 90,3%, а производительность труда - на 154%.

 
Другие пресс-релизы «Минпромторг» | Все пресс-релизы
Дайджест прессы за 13 октября 2017 года | Дайджест публикаций за 13 октября 2017 года
Авторские права на данный материал принадлежат организации «Минпромторг». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: МС-21, Министерство промышленности и торговли Российской Федерации (в процессе тестирования)