О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Долги по расписанию

Финансовая устойчивость авиаперевозчиков будет обязательной

По итогам коллапса "ВИМ-Авиа" и жесткой критики президента чиновники и авиаторы начали детально обсуждать меры, призванные предотвратить кризисы на авиарынке. По данным "Ъ", требования к финансовой устойчивости авиакомпаний планируется внести в обязательные к исполнению Федеральные авиационные правила (ФАП) - до сих пор методика утверждалась лишь приказом Минтранса. Впрочем, участники рынка предсказуемо сдержанно оценивают перспективы ужесточения регулирования, считая предлагаемую схему излишне запутанной, а эксперты говорят о росте административного давления на бизнес.

Минтранс планирует до 1 декабря усовершенствовать методику финансово-экономического анализа авиаперевозчиков по ключевым показателям, чтобы предотвратить повторение ситуации с "ВИМ-Авиа", заявила на заседании подкомиссии РСПП по авиации глава департамента госполитики в гражданской авиации Минтранса Светлана Петрова. По данным "Ъ", ряд требований методики планируется внести в ФАП, которые, в отличие от методики, обязательны к исполнению. Особое внимание будет уделено задержкам зарплаты и авиапроисшествиям. Параллельно Минтранс и Аналитический центр при правительстве (АЦ) "разрабатывают меры по оздоровлению отрасли на ближайшую пятилетку", уточнила госпожа Петрова.

В сентябре, когда руководство "ВИМ-Авиа" признало, что для продолжения работы средств нет, Владимир Путин резко раскритиковал главу Минтранса Максима Соколова и курирующего вице-премьера Аркадия Дворковича. Основное недовольство вызвало то, что, по признанию самого министра, "ВИМ-Авиа" соответствовала всем официально утвержденным требованиям к авиаперевозчикам. "Если вы выработали такие критерии, то чего они стоят, если ничего не видно за ними? - возмущался президент Путин.- Критериям соответствует, а работать не может!".

Требования к финансовому положению перевозчиков Минтранс разработал после остановки AiRUnion в 2008 году. Оценка строится на базе 14 финансовых показателей, из которых самый важный - отношение ресурсов на полгода к среднемесячной выручке. По этому показателю и срока погашения кредиторской задолженности компания включается в одну из четырех групп по степени риска потери платежеспособности.

Теперь начальник управления стратегического консультирования и инвестанализа АЦ Николай Севастьянов предложил поделить перевозчиков на три группы (стабильные, средние и проблемные) по трем показателям: отношение долга к капиталу, долга к EBITDA и нормализованного денежного потока к долгу. У стабильных компаний первый показатель должен быть менее 45-50%, второй не должен превышать 2, а денежный поток должен быть не менее 40-50% от долга. От попадания в ту или иную группу будет зависеть строгость регулирования: стабильные компании будут контролировать с позиций антимонопольного законодательства, а у проблемных перевозчиков - постоянно отслеживать уровень задолженности, взаимодействуя с банками-кредиторами.

В ГосНИИ гражданской авиации считают, что мониторинг финансового состояния следует ужесточить для авиакомпаний, резко увеличивающих парк самолетов. Если в течение года кресельная емкость увеличивается более чем на 15%, то компания должна в течение года ежемесячно предоставлять Росавиации отчет о производственных показателях и финансово-экономическом состоянии (сейчас мониторинг проводится раз в квартал). Парк прекратившей полеты "ВИМ-Авиа" с начала 2016 году увеличился более чем в два раза, до 29 судов.

Но не все поддерживают усиление контроля за финансовым состоянием авиакомпаний. Так, по мнению помощника президента Игоря Левитина, в действующем законодательстве достаточно положений, позволяющих предотвращать ситуации, подобные той, что произошла с "ВИМ-Авиа", и его не следует ужесточать. Авиакомпании дважды в год проходят тотальную проверку на соответствие ФАП, в том числе по экономическому состоянию, замечает старший вице-президент Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) Александр Виндермут.

В Росавиации и опрошенных "Ъ" авиакомпаниях от комментариев отказались. Источник "Ъ" в одной из компаний считает, что методику следует "существенно упростить" и использовать наиболее достоверные и легко проверяемые показатели - чистый долг и остаток денежных средств, а проблемные авиакомпании следует ограничивать до начала летних продаж. Увеличение количества проверок, добавляет исполнительный директор "Авиапорта" Олег Пантелеев, противоречит курсу на снижение административного давления на бизнес....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка