О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Долги не наши, но тяжкие

Авиакомпания "Вим-Авиа" летит к банкротству с арестованными пиджаками бортпроводниц

10 миллиардов, в которые оценивается кредиторская задолженность "Вим-Авиа", надо как-то возвращать. Одним из шагов в этом направлении стал арест имущества должника: 10 ноября Арбитражный суд Москвы удовлетворил ходатайство банка "Авангард", который подал иск к проблемной авиакомпании на 130,6 миллиона рублей.

В перечне арестованного имущества значатся 459 "номенклатурных изделий" - частей конструкций и оборудования авиалайнеров, а также 156 спасательных жилетов и 197 трикотажных дамских кардиганов - очевидно, раньше в них щеголяли стюардессы.

Предварительные слушания по иску банка к "Вим-Авиа" назначены на 6 декабря.

Как спасать "Вим-Авиа" и надо ли спасать?

Безусловно, банк "Авангард" - не единственный кредитор "Вим-Авиа". По данным Росавиации, компания задолжала аэропортам, кредитным организациям, лизинговым компаниям и ТЗК около 7 миллиардов рублей, а общая сумма долгов достигает 10 миллиардов. Приостановка действия сертификата эксплуатанта означает, что на сегодня "Вим-Авиа" не имеет права осуществлять пассажирские перевозки, это делает ситуацию практически безвыходной. После того, как компания урегулирует ситуацию с долгами (что при озвученных суммах выглядит крайне проблематичным), ей придется перейти в режим жесточайшей экономии средств и ресурсов. Инвесторы компании рассчитывают провести жесткое сокращение по трем направлениям: сотрудники, авиапарк, полетные маршруты. Останутся только самые надежные и финансово выгодные направления - в частности, Китай и Дальний Восток. Многое зависит от договоренностей с банками-кредиторами и лизинговыми компаниями: "Без договоренностей с ними никто никуда не полетит", - поясняет глава группы инвесторов Борис Карлов (Aurora Investments). Восстановление полетного сертификата также напрямую зависит от ситуации с долгами.

Федор Борисов, главный эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ, которого цитирует "Коммерсант", далеко не оптимистичен и полагает, что в первую очередь необходимо четкое видение механизма покрытия долгов. "Без четкого понимания того, как "ВИМ-Авиа" покроет долги, рассуждать дальше о потенциале проекта бессмысленно", - говорит эксперт. А вообще, по его мнению, проще открыть новую авиакомпанию или приобрести действующую и без долгов, чем рассчитаться с долгами "Вим-Авиа".

Ирландская параллель

География скандала с "Вим-Авиа", между тем, постепенно расширяется. 31 октября Высокий суд Ирландии вынес постановление об аресте расположенных на территории страны активов, которые принадлежат пустившимся в бега владельцам авиакомпании - Светлане и Рашиду Мурсекаевым. Это стало ответом на иск американской компании со вполне славянским названием Volga-Dnepr Unique Air Cargo Inc, которая входит в группу компаний грузовых авиаперевозчиков Алексея Исайкина. "Волга-Днепр" намерена взыскать с Мурсекаевых примерно 4 миллиона долларов.

В рамках выполнения этого требования ирландский суд назначил в авиализинговых компаниях Fastway Leasing, Avion Leasing и City Leasing временного управляющего; две из них принадлежат ирландской компании Orpheus Shareholder - ею тоже, согласно решению суда, будет управлять юрист, которого выберет "Волга-Днепр". Любые операции с долями лизинговых компаний запрещены. Согласно отчетности Fastway Leasing Designated Activity Company, которую приводит РБК, конечным бенефициаром этой компании, как и City Leasing, является Рашид Мурсекаев. Почему требования "Волга-Днепр" адресует именно ему? Связь довольно простая. Несколько лет назад "Волга-Днепр" одолжила 4 миллиона евро немецкой ACG Air Cargo. Компания обанкротилась и долги не отдала. Поручителем по этому кредиту был Рашид Мурсекаев. Очевидно, узнав о плачевном состояни дел "Вим-Авиа", кредитор и решил активизироваться - пока еще возможно добиться каких-то выплат. Не исключено, причем, что речь идет далеко не о 4 миллионах: комментаторы допускают, что это может быть лишь часть некой более крупной сделки, которую до поры старались не афишировать.

"АэроБратск" на кону В России "Вим-Авиа" принадлежит аэропорт "АэроБратск" в Иркутской области, имеющий авиационный сертификат эксплуатанта. Именно на него делает ставку Борис Карлов, надеющийся восстановить работу "Вим-Авиа". По данным СМИ, план, который бизнесмен предоставил на рассмотрение в Минтранс, базируется на выкупе у Рашида Мурсекаева либо "Вим-Авиа", либо "АэроБратска". Продать "АэроБратск" в счет погашения долгов перед "Волга-Днепр" можно, но сложно: потребуется легализовать в РФ решение иностранного суда, то есть, по сути, провести повторный процесс, заново обосновав требования.

Напомним, еще недавно "Вим-Авиа" была одним из крупнейших авиаперевозчиков страны, за январь-сентябрь 2017 года компания перевезда 2,1 миллиона пассажиров. В сентябре работа компании фактически прекратилась, в конце октября было приостановлено действие сертификата эксплуатанта. В октябре же Следственный комитет возбудил уголовное дело по факту преднамеренного банкротства "Вим-Авиа" (ст. 196 УК, что предполагает до 6 лет лишения свободы). Владельцы компании, Рашид и Светлана Мурсекаевы, объявлены в розыск - в конце сентября они успели выехать из России. Рашиду Мурсекаеву принадлежит 1% акций "Вим-Авиа", Светлане - 99%....
Авторские права на данный материал принадлежат «Версия». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка