О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Авиакомпании оставят дебоширов за бортом

Госдума на пленарном заседании 17 ноября рассмотрит в третьем окончательном чтении пакет из трех законопроектов, согласно которым авиакомпании получат право отказать в продаже билетов лицам, ранее совершившим правонарушение на борту воздушного судна

Госдума на пленарном заседании 17 ноября рассмотрит в третьем окончательном чтении пакет из трех законопроектов, согласно которым авиакомпании получат право отказать в продаже билетов лицам, ранее совершившим правонарушение на борту воздушного судна. Поправки, затрагивающие интересы и перевозчиков, и пассажиров, в случае принятия станут еще одной мерой по борьбе с авиадебоширами.

Небо не место для хулиганства

За последнее десятилетие в России было зафиксировано более трех тысяч случаев противоправного поведения на борту воздушного судна, включая грубые нарушения - вплоть до нападения и физического воздействия на бортпроводников и других пассажиров. Все перевозчики отмечают тенденцию к росту числа случаев агрессивного поведения в самолете. Параллельно с этим увеличивается и количество вынужденных посадок воздушных судов, причиной которых становилось опасное поведение так называемых деструктивных пассажиров.

"С этой проблемой надо как-то бороться. Она стоит у нас уже не первый год, и неоднократно авиакомпании этот вопрос поднимали на разных уровнях. Несомненно, необходимо законодательное определение всех этих фактов", - полагает вице-президент Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) Борис Карпович.

В целях предотвращения подобных случаев парламентарии, помимо ужесточения уголовной и административной ответственности за нарушение порядка в воздухе, решили предоставить авиакомпаниям возможность отказывать дебоширам приобретать билет на самолет. Согласно первому законопроекту из пакета, который вносит изменения в две статьи Гражданского кодекса, перевозчики получат право отказывать в допуске к полету гражданам, "ранее совершившим серьезные правонарушения на борту воздушного судна, создавшим угрозу безопасности полета воздушного судна, жизни или здоровью других лиц, либо повлекшим причинение вреда жизни или здоровью других лиц".

"Такую меру я считаю абсолютно оправданной, - рассказал "Парламентской газете" один из авторов законопроекта, член Комитета ГД по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока Владимир Новиков. - Каждый человек должен сознавать меру своих поступков в обществе. Если ты нарушаешь правопорядок на земле - это уже плохо. А если ты нарушаешь его в воздухе, то подвергаешь непосредственной опасности не только себя, но и других пассажиров. Поэтому оградить всех пассажиров от действий таких неадекватных людей просто необходимо".

По мнению парламентария, принятие такого закона назрело давно, поскольку дебоши на борту самолета происходят с завидной регулярностью. И законодательные новеллы, по мнению депутата, станут действенным механизмом, который "охладит пыл тех людей, которые подвергают угрозе жизни всех пассажиров авиалайнера".

Если действия дебошира влекут за собой вопросы, касающиеся безопасности полета и безопасности других пассажиров, то это надо понимать так, что если ты готов нарушать закон, то должен быть готов и понести за это ответственность.

"Я думаю, что это правильная мера. Авиакомпания получает право отказать дебоширу в перелете, потому что ранее он вел себя неправильно, хулиганским образом. Это нормальное явление в мировой практике - мы же не первые, кто это вводит", - считает, в свою очередь, член Комитета Совета Федерации по социальной политике Игорь Фомин. Сенатор убежден, что никаких рисков в плане ограничения прав граждан законопроект не несет, поскольку авиакомпании заинтересованы в максимальной продаже билетов и уж точно не будут отказывать тем, кто этого не заслуживает.

Дебоширы попадут в черный список

Основанием для отказа пассажиру в приобретении билета станет его попадание в реестр неблагонадежных пассажиров. Многие российские авиакомпании - такие как "Аэрофлот", "Трансаэро", "Sky Express", "Ямал" и другие - уже ведут свои базы данных, куда вносятся фамилии пассажиров, чье поведение во время полетов вызывало различные проблемы у других пассажиров и членов экипажа воздушных судов. Однако юридически за перевозчиками право вести списки до сих пор не закреплено. В связи с этим у них не раз возникали коллизии, связанные с обязанностью коммерческой организации в соответствии со статьей 426 Гражданского кодекса заключать публичный договор с гражданами, желающими его заключить и считающими их занесение в черные списки нарушением своих гражданских прав.

Для того чтобы избежать правового конфликта, второй законопроект из того же пакета законодательных инициатив узаконивает практику черных списков, одновременно ограничивая период нахождения в них дебоширов пятилетним сроком. Согласно поправкам в Воздушный кодекс, перевозчик "вправе формировать и публиковать списки пассажиров, допустивших за последние пять лет нарушение правил поведения на борту воздушного судна, создающее угрозу безопасности полета воздушного судна либо угрозу жизни или здоровью других лиц, а также невыполнение распоряжений командира воздушного судна".

"С одной стороны, пять лет это, конечно, многовато, - размышляет Борис Карпович. - Но если действия дебошира влекут за собой вопросы, касающиеся безопасности полета и безопасности других пассажиров, то это надо понимать так, что если ты готов нарушать закон, то должен быть готов и понести за это ответственность".

По мнению Владимира Новикова, пятилетний срок ограничения прав на воздушные перелеты - вполне адекватное наказание для незаконопослушных авиапассажиров. "Если ты ведешь себя по-человечески, то и срок в 10-15 лет тебе будет не страшен. А если у тебя с головой что-то не в порядке, то для тебя и пятилетнего срока едва ли достаточно", - заметил парламентарий.

Депутат подчеркнул, что закон не направлен на тех людей, которые совершили правонарушение случайно. Речь идет о настоящих дебоширах, которые совершают хулиганские поступки, находясь в подавляющем большинстве случаев в состоянии алкогольного либо наркотического опьянения. И для таких запрет на полеты жизненно необходим. "Нарушил - бери машину и колеси по просторам нашей матушки-России или бери билеты на железную дорогу и езжай. Почувствуешь разницу", - напутствовал горе-пассажиров законодатель.

Третий проект закона из того же пакета инициатив вносит изменения в статью 29.11 Кодекса об административных правонарушениях и указывает на основания для включения граждан в "черные списки". Документ устанавливает, что копия вступившего в силу постановления о назначении лицу административного наказания за совершение преступление на борту самолета направляется авиаперевозчику, на борту воздушного судна которого было совершено правонарушение. На основании этого постановления авиакомпания сможет включить правонарушителя в список авиадебоширов....
Авторские права на данный материал принадлежат «Парламентская газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка