О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Самолеты выруливают из резерва

Авиакомпании РФ пытаются смягчить ужесточающиеся требования Минтранса к отрасли после коллапса "ВИМ-Авиа"

Авиакомпании РФ пытаются смягчить ужесточающиеся требования Минтранса к отрасли после коллапса "ВИМ-Авиа". Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) предложила отказаться "от избыточных и невыполнимых требований" резервирования самолетов. За счет такого контроля регуляторы пытаются уменьшить число задержек рейсов, но в АЭВТ считают, что требование не влияет на пунктуальность. Ассоциация приводит в пример ЕС, где за задержки перевозчик должен платить высокие компенсации, но на внутренних рейсах в РФ такие выплаты при задержках пока гораздо ниже.

Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта (объединяет авиакомпании РФ) предложила Минтрансу "модернизировать авиационное законодательство и меры регулирования" рынка. Глава АЭВТ Владимир Тасун пожаловался ведомству на "избыточные и заранее невыполнимые требования" к наличию у авиакомпаний резервных самолетов, описанные в Федеральных авиационных правилах (ФАП-246).

В АЭВТ считают, что правило сейчас "носит декларативный характер" и "не влияет на повышение пунктуальности". При задержках административные органы и суды действуют из "собственных представлений о порядке резервирования", пишет АЭВТ, на практике не учитывается длительность задержки, удаленность аэропорта от места базирования резервного судна, из-за чего тому приходится лететь дольше, чем устраняется неисправность. Также не принято во внимание то, что резервное судно уже может подменять неисправный самолет. В ассоциации добавляют, что административные дела возбуждаются, даже если рейс задержан по независящим от перевозчика причинам, например плохим метеоусловиям.

Дискуссии об усилении контроля за регулярностью рейсов активизировались в этом году из-за массовых задержек чартеров "ВИМ-Авиа" (с 15 октября прекратила полеты). В конце сентября прокуратура заявила, что в летний сезон "ВИМ-Авиа" не соблюдала требование ФАП о резерве. Чиновники предлагали варианты ужесточения ответственности компаний за задержки. В сентябре глава Минтранса Максим Соколов говорил "РИА Новости", что перевозчики, задерживающие чартеры, могут потерять часть международных маршрутов. В ноябре регулятор предложил лишать перевозчиков прав на часть чартерных рейсов, если они задержали не менее 20% вылетов на два часа и более.

"Когда авиапарк растет, это вроде бы и неплохо, но иногда свидетельствует не о развитии авиакомпании, а о том, что она берет в лизинг новые самолеты, продает на них билеты, чтобы покрыть расходы на эксплуатацию имеющихся." - Дмитрий Медведев, премьер РФ, 8 ноября.

В обращении в Минтранс Владимир Тасун отмечает, что в мировой практике неизвестны примеры нормативов по резерву самолетов. Он приводит в пример Центральный офис анализа пунктуальности при Евроконтроле, который собирает и публикует информацию по пунктуальности. Европейские авиавласти "не применяют принудительные меры к авиакомпаниям", пишет глава АЭВТ, кроме требований предоставить пассажирам задержанных рейсов определенные услуги, выплатить компенсацию или возместить ущерб. По Воздушному кодексу РФ ответственность авиакомпании за ущерб из-за задержки составляет 25% МРОТ (1975 руб.) за каждый час задержки, но не более 50% цены билета. В августе РФ присоединилась к Монреальской конвенции, в которой компенсация привязана к международной расчетной единице "специальные права заимствования" - SDR. Но пока конвенция распространяется только на международные рейсы.

Господин Тасун предложил разработать новое руководство пунктуальности рейсов взамен методики, изданной еще при СССР. В АЭВТ предлагают создать и контрольное подразделение, например, во ФГУП "Госкорпорация по организации воздушного движения" и Росавиации (там отказались от комментариев). В Минтрансе сообщили, что "письмо АЭВТ получено и рассматривается".

"Возникновение требований по резерву - следствие ряда форс-мажорных ситуаций в предыдущие годы",- говорит глава "Авиапорта" Олег Пантелеев. Но в ряде случаев чиновники не ограничивали полеты проблемных авиакомпаний, замечает он, не удалось избежать и коллапса "ВИМ-Авиа". "Как показывает практика, чиновники неохотно отменяют введенные ограничения, и при нынешних тенденциях закручивания гаек либеральные предложения вряд ли будут услышаны",- заключает эксперт....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка