О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Росгидромет попал в невыгодные метеоусловия

"Аэрофлот" разорвал договор с его структурой

Отсутствие согласованности между Росгидрометом и ФГУП "Госкорпорация по организации воздушного движения" об условиях закупок метеорологической информации вынудило "Аэрофлот" отказаться от услуг "Авиаметтелекома". Предполагалось, что ФГУП будет закупать у Росгидромета предполетную метеорологическую информацию и включит ее в аэронавигационный сбор, оплачиваемый авиакомпаниями. Но, по данным "Ъ", ведомства до сих пор не могут согласовать объем закупок, который, по оценкам источников "Ъ", может достигать 5 млрд руб., что не устраивает ФГУП. В отсутствие договора с авиаметподразделениями "Аэрофлот" вынужден запрашивать предполетную информацию у диспетчеров, что может отразиться на регулярности рейсов перевозчика.

Как сообщил Росгидромет, "Аэрофлот" с 25 ноября отказался от услуг "Авиаметтелекома Росгидромета" на предоставление метеорологической информации для полетов в аэропортах Москвы и еще в 41 аэропорту РФ.

В заявлении Росгидромета поясняется, что причиной отказа стал февральский приказ Минтранса №34, изменивший порядок возмещения затрат на производство и предоставление метеоинформации для полетов самолетов.

До вступления приказа авиакомпании перечисляли средства Росгидромету за предполетную информацию, а Госкорпорация по организации воздушного движения (ГК по ОрВД) - за данные, передаваемые диспетчерами экипажу во время полета. Но теперь предполетная метеоинформация должна оплачиваться в рамках ставок сбора за аэронавигационное обслуживание и должна возмещаться ГК по ОрВД по специальному контракту. В заявлении Росгидромета отмечается, что "механизм реализации данного приказа до сих пор отсутствует", а от ГК по ОрВД "не поступала информация об оплате услуг по метеообеспечению в период подготовки к полету в рамках сборов за аэронавигационное обслуживание". Поэтому у "Авиаметтелекома Росгидромета" "отсутствуют основания для предоставления метеорологической информации для рейсов "Аэрофлота", говорится в документе. В "Аэрофлоте" отказались от комментариев.

Представитель ГК по ОрВД заявил, что ФГУП уже "информировало отечественные авиакомпании о том, что временно не будет выставлять им счета за метеообслуживание на этапе подготовки к полету". ГК также "рекомендовала сохранить действующие договоры с авиаметподразделениями Росгидромета и иными уполномоченными организациями". Сейчас закупка у Росгидромета предполетной метеорологической информации "находится в стадии подготовки", для ее проведения "определяется нормативная база совместно с вышестоящими федеральными органами". Для согласования с ФАС рассчитывается объем необходимых для проведения закупки средств. Ранее договор о закупке не мог быть заключен из-за отсутствия нормативных документов, но "сейчас эта проблема близка к решению". В ГК отметили, что аэронавигационное обслуживание "непосредственно во время полетов будет всегда предоставляться". При этом, замечают в ГК по ОРВД, эта ситуация не коснулась зарубежных авиакомпаний - "даже в части предоставления предполетной метеоинформации".

Источник "Ъ" в авиаотрасли говорит, что согласование расчетов "затрудняет заявленный Росгидрометом объем затрат" - почти 5 млрд руб. на потребности авиации, что "выглядит несколько завышенной суммой".

Из них около 1 млрд руб. уплачивается по действующему договору между ГК и Росгидрометом. Замруководителя ФАС Александр Редько сообщил "Ъ", что услуга по предоставлению метеоинформации не регулируется антимонопольным органом, а сбор за метеообеспечение исключен из перечня аэропортовых сборов, соответствующие затраты включены в тариф за аэронавигационное обслуживание. Заявления о необходимости пересмотра тарифов за аэронавигационное обслуживание в ФАС не поступало. В то же время ФАС не видит оснований для увеличения платы за услуги по предоставлению метеоинформации, заказываемые на договорной основе, но "может вмешаться при наличии признаков нарушения законодательства о защите конкуренции".

В телеграмме Росавиации об изменении порядка получения метеорологической информации на этапе подготовки экипажей к вылету признается, что работа по этому вопросу "до сих пор не завершена". Но регулятор просит авиакомпании "обратить внимание на организацию надлежащей подготовки экипажей к выполнению полетов". По мнению Росавиации, "поспешное решение руководства "Аэрофлота"", не принявшего во внимание рекомендацию Минтранса, может привести к сбоям в регулярности коммерческих воздушных перевозок и снижению уровня безопасности полетов, а также создает риски для страхового обеспечения авиаперевозок. Источник "Ъ", знакомый с ситуацией, поясняет, что Росгидромет предоставил предварительные расчеты за свои услуги только в октябре, поэтому ставки за предоставляемую информацию пока продолжает рассчитывать ФАС.

Собеседник "Ъ" говорит, что после расторжения договора с Росгидрометом "Аэрофлот" начал запрашивать на предполетном этапе метеорологическую информацию у диспетчеров, что "как минимум усложняет соблюдение расписания полетов и затрудняет работу аэропорта".

В июле для решения проблемы соответствующее поручение дал вице-премьер Аркадий Дворкович, курирующий авиатранспортную отрасль. Представитель вице-премьера заверила, что ГК "заключит до конца года договор с Росгидрометом и будет обеспечивать услуги по аэронавигации в полном объеме в соответствии с приказом Минтранса"....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка