О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Купить время" под аэропорт

Власти региона не успели ни отремонтировать старый, ни начать строительство нового

Успеем ли откусить от "китайского пирога"?

На очередной сессии ЗС Иркутской области депутаты выслушали вялый и короткий доклад Артура Сулейменова, министра жилищной политики, энергетики и транспорта, выдержанный в оправдательном тоне: власти хотели бы и реконструировать старый аэропорт, и построить новый, но не успели сделать ни то, ни другое. Чтобы участвовать в федеральных программах, нужно предоставлять конкретные проекты и точные расчеты - обоснованно и вовремя. Но даже с организацией возможной площадки под новый аэропорт в деревне Поздняково областные власти "пролетели": документы по нему уже устарели. Масштаб работ колоссальный, и, по словам министра, раньше 2022 года ждать нечего.

- Начало строительства нового аэрокомплекса запланировано на 2022 год, после определения позиции Росавиации и других ведомств, - доложил Артур Сулейменов. Кстати, до работы в Иркутской области он долгое время был одним из руководителей аэропорта Магадана и так или иначе разбирается в вопросе.

Напомним, иркутский аэропорт находится в областной собственности, но с обязательством перед федеральным центром развивать его. В то же время правительство России сегодня, по сути, заморозило федеральную программу развития аэропортов в регионах, а без поддержки Москвы никакая реконструкция аэропорта, не говоря уже о строительстве нового, невозможна.

Бизнес уже готов предложить свои услуги. Яркий доклад представил Игорь Шубейко, руководитель проектов по аэропортовой деятельности Управляющей дирекции "Авиация" ООО "Компания "Базовый Элемент".

- У нас есть указ президента, который четко определяет цели и задачи развития иркутского аэроузла - развитие существующего и строительство нового. По нему нужно привлечь из внебюджетных источников 20 миллиардов рублей и достичь пассажиропотока в 3 миллиона человек в год. Мы видим, что аэропорт и правительство вместе реализуют первую задачу - реконструкцию существующего. Эта задача выполнима. Сегодня в иркутском аэропорту по итогам 2017 года 2 миллиона пассажиров. Достичь 3 миллионов можно только благодаря взрывному росту пассажиропотока. 3 миллиона пассажиров - это магическая цифра, которая дальше формирует логику проекта. Этой цели можно достигнуть благодаря китайским туристам.

Шубейко отметил, что "это сладкий кусок пирога, на который, правда, претендуют и конкуренты". Например, аэропорт Улан-Удэ, если мы говорим о байкальских туристах, всегда будет готов кусок этого пирога откусить. В то же время нужно повышать уровень транзита через иркутский аэропорт. Он обеспечивается, как правило, сильной базовой авиакомпанией. В Сибири только одна такая компания, которая базируется в Новосибирске.

Даже конкурс на инвестора принесет прибыль

- Тема строительства нового аэропорта уже набила оскомину, - говорит Шубейко. - Ключевой момент - полная готовность всех участников этого процесса, особенно если речь идет о государственно-частном партнерстве. Сегодня так и не определено место строительства нового аэропорта - без этого говорить об инвестициях просто не приходится: никто не хочет вкладывать деньги непонятно во что. Инвестиции колоссальные, более 50 миллиардов - те, кто будет вкладывать деньги, должны точно знать, какой будет пассажиропоток и на чем они смогут заработать. Для этого мы пока не видим никаких предпосылок: от Иркутской области нет никаких локаций, Федерация также не готова. Инвесторы готовы только в теории, они пока не понимают, куда вкладывать.

Специалисты говорят, что сегодня нам нужно "купить время". Логика проекта "Базэла" именно в двухстадийности: развитие существующего аэропорта и строительство нового. Иркутску нужен новый аэровокзальный комплекс, который позволит прожить лет пять, в течение которых будет построен новый аэропорт.

В указе президента сказано, что в Иркутске должно быть реализовано государственно-частное партнерство. Прошло уже три года, но ни государства, ни частников в этом проекте так и не появилось, все заморожено. Хотя дело, в общем, прибыльное во всех отношениях: тот же конкурс на поиск инвестора обычно приносит бюджету денег в 2-4 раза больше, чем было запланировано.

-- Мы не можем понять, почему в Иркутске до сих пор не организован конкурс на привлечение профессионального основного инвестора - провести его не так сложно, по времени это займет не больше, чем полгода. Инвестор бы начал двигать этот проект совместно с регионом, - удивляется Шубейко.

Депутаты ЗС, подогретые концептуальным докладом и долгим ожиданием (депутат Сумароков поделился с присутствующими своими сомнениями насчет нового аэропорта: мол, 30 лет жду не дождусь), дали время областным властям до 1 апреля. В рабочую группу по решению проблем развития иркутского аэропорта будет введен один парламентарий. А грядущей весной депутаты ждут от губернатора Иркутской области конкретных решений по "воздушной гавани"....
Авторские права на данный материал принадлежат «Московский комсомолец - Байкал». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка