Автор: Геннадий Мельник
Опубликовано: 04.12.2017, 09:52
 

Авиаперевозчиков могут обязать возвращать деньги за билеты на задержанные рейсы прямо в аэропорту

Согласно законопроекту, который имеется в распоряжении "Парламентской газеты", пассажир после трех часов ожидания вылета вправе будет сдать билет и купить новый у другой авиакомпании


[image]

В Госдуме продолжают борьбу за права пассажиров, пострадавших от действий недобросовестных авиаперевозчиков. Так, ранее был внесен законопроект, предлагающий штрафовать авиакомпании за овербукинг. Сейчас предлагается наказывать их за непунктуальность.

Заложники авиакомпаний

По данным Росавиации, в октябре 2017 года с опозданием на два и более часа вылетели 1502 рейса. При этом львиная доля задержек выпала на внутренние перевозки.

Как рассказал "Парламентской газете" первый зампредседателя Комитета Госдумы по энергетике Игорь Ананских ("Справедливая Россия"), большинство сбоев в расписании вылетов происходит по вине авиакомпаний.

"Самолетов ограниченное количество, а перевозчики пытаются их использовать на 120 процентов, - пояснил депутат. - Как только с одним из лайнеров происходит какая-то проблема, заменить его уже нечем, все графики вылетов нарушаются и люди вынуждены сидеть по пять-шесть часов в аэропорту".

По его словам, недобросовестные перевозчики пользуются тем, что пассажирам сегодня некуда деваться: зачастую у них нет свободных средств, чтобы оперативно воспользоваться услугами другой авиакомпании, а ждать возврата денег за сданный билет приходится очень долго.

Если авиакомпании, выполняющие международные рейсы, дисциплинируют высокие штрафы, а после подписания Россией Монреальской конвенции денежная компенсация пассажиру за задержку вылета выросла до 336 тысяч рублей, то на внутренних маршрутах остались старые правила - 25 процентов МРОТ за каждый час задержки, но не более 50 процентов от стоимости билета.

"Поэтому я предлагаю, в случае если по вине авиакомпании рейс по прошествии трех часов так и не состоялся, пассажир вправе сдать билет в аэропорту вылета и получить его полную стоимость на руки, - рассказал автор законопроекта. - Пассажир может, не теряя более времени, улететь другим рейсом. Таким образом мы порождаем конкуренцию среди перевозчиков и усиливаем права пассажиров".

Изменения будут внесены в статью 108 Воздушного кодекса. Немедленный возврат денег за билет, поясняет Игорь Ананских, можно будет получить прямо в воздушной гавани.

"В любом аэропорту, откуда вылетает или прилетает самолет конкретной авиакомпании, есть ее представитель. Авиаперевозчики должны сами решить, как они будут возвращать деньги за сданный билет - наличными или переводом на банковскую карту пассажира. Самое главное - это оперативность", - подчеркнул автор законопроекта.

Как повысить ответственность авиакомпаний

Сегодня в российском законодательстве не указаны четкие сроки возврата денег за несостоявшийся перелет или задержку вылета. В Европе деньги за билет будут перечислены на счет клиента авиакомпании в течение семи дней, как того требует Регламент (ЕС) от 11 февраля 2004 года. У нас эта процедура, как правило, может занять от двух месяцев до полугода. Согласно статьи 128 Воздушного кодекса, у перевозчика есть 30 дней, чтобы только рассмотреть претензию пассажира и дать ответ.

В любом случае деньги за неиспользованный билет пассажир получит только тогда, когда перевозчик признает данный возврат вынужденным. Следует отметить, что авиакомпания вправе и не платить, если докажет, что сбой в работе произошел из-за плохих погодных условий, военных действий, забастовки персонала или обнаружения неполадок в самолете.

Как сообщил "Парламентской газете" зампредседателя Общероссийского объединения пассажиров Илья Зотов, в случае с возвратными билетами авиакомпании возвращают их стоимость в полном объеме и достаточно быстро.

"Однако если речь идет о невозвратных билетах, то компания может вернуть деньги из-за отмены рейсов, тогда как ситуация при их задержках технически полностью не отрегулирована и требует доработок", - пояснил эксперт.

В частности, в Воздушном кодексе четко не указывается, сколько именно часов должна составить задержка рейса, чтобы у пассажира возникло право сдать билет. В законопроекте, подготовленном депутатом Игорем Ананских, этот показатель предлагается ограничить тремя часами от установленного времени вылета.

При этом Илья Зотов полагает, что возможность отказа пассажира от полета одной компанией в последний момент внесет хаос на рынке авиаперевозок, так как резко снизится загруженность воздушных судов.

"В то же время это один из десятков инструментов для повышения ответственности компаний, при этом вряд ли самый эффективный", - отметил эксперт.

Справка

Вынужденная отмена с полным или частичным возвратом стоимости билета предусматривает такие ситуации:

  • отмена или задержка рейса;
  • смерть пассажира или близкого ему человека;
  • болезнь пассажира или близкого ему человека.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 4 декабря 2017 года | Дайджест публикаций за 4 декабря 2017 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «Парламентская газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Россия (Rossiya Airlines) (в процессе тестирования)