О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Дьявол в деталях. На российские вертолеты стали чаще ставить "серые" запчасти

Минтранс намерен выяснить, каким образом на воздушной технике оказываются контрафактные детали неизвестного происхождения, а также запчасти-двойники

Минтранс намерен выяснить, каким образом на воздушной технике оказываются контрафактные детали неизвестного происхождения, а также запчасти-двойники.

По данным Лайфа, подведомственный Минтрансу НИИ Гражданской авиации провел аудит безопасности отечественных и зарубежных вертолетов. Результаты оказались печальными: на 183 вертолетах различных авиакомпаний нашлось 427 "серых" деталей, произведенных непонятно кем. Обнаружились целые серии "запчастей-двойников" (когда разные детали выпускаются с одинаковыми номерами и паспортами). В НИИ обратили внимание, что из-за этого невозможно контролировать жизненный цикл каждого узла: на скольких машинах он успел побывать и не истек ли срок эксплуатации. Минтранс потребовал участить по всей стране проверки запчастей и регулярно отчитываться наверх о результатах.

Последняя глобальная проверка НИИ Гражданской авиации (НИИ ГА) показала, что от четырех до шести процентов всех компонентов воздушных судов в стране - "контрафакт".

В эту категорию попадают и детали, которые отслужили свое, но по-прежнему стоят на самолетах и вертушках. Еще - те, которые были произведены или отремонтированы на заводах, не имеющих аккредитации от госорганов. Авиационщики называют такие компоненты "неаутентичными". Между тем самолеты и вертолеты регулярно падают именно из-за отказа того или иного узла, оказавшегося "леваком".

Об этом и пишет своим подчиненным в регионы начальник Управления поддержания летной годности Росавиации Валерий Кудинов. Лайф ознакомился с его письмом.

- Наблюдается рост неутвержденных и сомнительных комплектующих, поступающих со вторичного рынка, - пишет Кудинов. - По данным НИИ ГА, в первом полугодии 2017-го на 183 воздушных судах уже выявлено 134 неутвержденных и 293 сомнительных компонентов.

Под вторичным рынком подразумевается, что деталь пришла в авиакомпанию не с завода, а от других эксплуатантов или перекупщиков.

По этой части отличились две авиакомпании - "Газпром авиа" и "Аэрокузбасс". Их Кудинов даже упомянул в своем письме как пример - правда, отрицательный. В случае с газпромовской авиационной "дочкой" даже пришлось вмешаться прокуратуре, чтобы через суд добиться запрета эксплуатации опасных запчастей.

- В марте этого года Томский транспортный прокурор подал иск к предприятию "Газпром авиа" о запрете эксплуатации, - сообщил Лайфу источник, знакомый с ситуацией. - Компания представила на экспертизу 22 детали, из которых 10 были признаны сомнительными и неаутентичными.

"Аэрокузбасс" каким-то магическим образом поставил на свой Ми-8 такой же автомат перекоса (узел винта), который в то же самое время эксплуатировала "Алроса". На самом деле это были две детали с одинаковыми заводскими номерами - "близнецы".

Детали-двойники - отдельная головная боль у чиновников. Каждая запчасть имеет свой паспорт и номер, поэтому, если где-то всплывает деталь с тем же номером или одинаковыми документами, это говорит о фальсификации. В 2017-м детальных двойников в авиации стало больше на порядок.

- В апреле обнаружили массовую фальсификацию комбинированных агрегатов управления (гидросистем), которые ставят на вертолеты Ми-8, - сообщает источник в отрасли. - В эксплуатации находилось семь "двойников". На самих деталях перебиты номера корпусов, а техдокументация подделана.

Похожая по сценарию массовая фальсификация прошла и с шестью авиагоризонтами - это прибор, который показывает летчику положение самолета относительно горизонта. Нужен, чтобы летать в плохих метеоусловиях.

Финальная часть письма Кудинова сводится к тому, что авиакомпании, техники и чиновники на местах плевать хотели на проверки деталей.

- Все эти и другие случаи говорят о низкой эффективности работ по оценке аутентичности компонентов, если не сказать об их отсутствии, - пишет он.

И это при том, что статистика пишется кровью: в нулевых как минимум пять катастроф с самолетами произошли из-за неоригинальных деталей, которые перетирались, лопались или изнашивались.

Однако общая печальная картина нарисовалась по вполне объективным причинам, уверены в Росавиации. Из России ушло много иностранных заводов, снабжавших русскую авиацию новыми приборами и деталями.

- В последние годы в России сократилось производство отдельных комплектующих (для воздушных судов). Свернули связи с Прибалтикой, Украиной, чьи заводы производили достаточно много агрегатов для российских самолетов, - говорит другой чиновник от авиации на условиях анонимности. - Поэтому образовавшуюся нишу и занимает фальсификат.

Поэтому Росавиация требует поменять порядок работ. Каждый квартал материалы по каждой детали будут отправлять наверх, в центральный аппарат, для изучения и перепроверки. А чиновникам на местах наказали еще внимательно приглядывать за авиакомпаниями, чтобы не ставили на вертолеты что ни попадя....
Авторские права на данный материал принадлежат «Life.ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка