О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Зачем авиазаводу подрезают крылья?

Успешное производство самолетов Ан-140 в Самаре могут погубить уголовным делом

Вовремя найти на кого перевести стрелки - таковы реалии современного российского бизнеса. Особенно, когда дело касается взаимодействия с государством. Неожиданно под тяжелые колеса этой суровой действительности попал гендиректор "Авиакора" Алексей Гусев. Силовики вдруг начали обвинять его во всех тяжких, а именно в срыве оборонзаказа. И несмотря на отсутствие прямых доказательств его вины и наличия неоспоримых фактов, говорящих о том, что именно благодаря Гусеву завод стабильно работает, остановить маховик государственной карательной машины практически невозможно.

Позиция следователей такова: действия Гусева привели к невыполнению госконтракта от 11 мая 2011 года на поставку девяти самолетов Ан-140 Министерству обороны России на сумму более 2,2 млрд руб. (всего было недопоставлено пять машин). Однако история далеко не так однозначна, как она трактуется в материалах дела. Так в чем истинная причина действий следствия? Неужели задача - закрыть вполне успешное производство по чьему-то заказу?

Напомним, что самолет Ан-140 разрабатывался как замена устаревшим Ан-24 и Ан-26. Его могут выпускать Харьковское государственное авиационное производственное предприятие (ХГАПП), самарский "Авиакор" и иранская HESA (по лицензии "Антонова"). Всего с 1997 года было выпущено несколько десятков самолетов. В Украине их эксплуатирует "Мотор Сич", в России - авиакомпания "Якутия". Ан-140 изначально задумывался как российско-украинский проект, реализуемый совместно "Авиакором" с нашей стороны и госпредприятием "Антонов" - с украинской.

С 2015 года сотрудничество по проекту прервано, в результате поставки комплектующих стали невозможными, как и соблюдение поставленных сроков. Но если есть цель дестабилизировать работу производства и расшатать только возвращающийся к жизни завод, то разве эти веские причины имеют значение? Ведь сценарий действия силовиков в такой ситуации уже отработан. Например, заказчик устанавливает нереалистичные сроки - самолет должен быть произведен за 6 месяцев, а в реальности его производство занимает не менее 14. Компания и отказаться не может, так как заказчик слишком высокопоставленный, и выполнить заказ в срок у нее физически не получится. Или, скажем, дефлятор ежегодной коррекции цены по всем другим контрактам 6%, а в случае "Авиакора" - не доходит и до 4%. Тем временем цена комплектующих значительно растет каждый год. Тут еще и существенная геополитическая причина - практически полный разрыв военно-технического сотрудничества между Украиной и Россией в 2014 году, когда в связи с событиями в Крыму и на Донбассе были прекращены поставки комплектующих из соседней страны. Конечно, отсутствие деталей привело к остановке производства самолетов Ан-140 на неопределенный срок, фактически - к прекращению их выпуска.

А ведь все это время гендиректор "Авиакора" выводил производство из тупикового состояния. Гусев возглавил предприятие еще в тяжелом 2009 году, когда из-за разразившегося финансово-экономического кризиса здесь росли долги по зарплате, сотрудники массово увольнялись "в никуда", производственные и финансовые показатели "Авиакора" оставляли желать лучшего.

За эти годы Гусеву удалось поправить заводские дела, сформировать прочный производственный фундамент и обеспечить стабильную работу. Будучи сам из инженеров, он довольно быстро добился качественных изменений и на руководящей должности. Применяя базовые знания и опыт системного подхода, анализируя и контролируя все направления деятельности, Гусев практически вывел завод из кризиса. У предприятия появилась стратегия развития, определены приоритетные направления деятельности, завод стал работать по намеченной программе. А главное - появились заказы, завод "задышал" впервые за многие годы. Не это ли не дает спокойно жить недоброжелателям?...
Авторские права на данный материал принадлежат «Независимая газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка