О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

На зиму и прибыль улетает

К концу года авиакомпании растеряют почти все заработанное

Рост спроса на авиаперевозки и продление льготного НДС поддержали работу авиакомпаний РФ: за девять месяцев прибыль отрасли составила почти 25 млрд руб. Но при острой конкуренции перевозчики продолжают сдерживать рост цен на билеты. В итоге за год авиакомпании могут выйти лишь в минимальный плюс - около 3 млрд руб.- из-за роста цен на авиатопливо и тарифов в новых региональных аэропортах.

Операционная прибыль и выручка авиакомпаний РФ за январь-сентябрь выросли на 11,3%, до 24,5 млрд и 870 млрд руб. соответственно, рассказал "Ъ" глава Ассоциации воздушного транспорта (АЭВТ) Владимир Тасун. Пассажиропоток увеличился в среднем на 20%, что означает: перевозчики "выполнили больший объем работ, но за меньшие деньги", добавил он. Итоги полетов по РФ и за рубеж различаются: международные рейсы за девять месяцев дали прибыль 29 млрд руб. (за тот же период 2016 года - 22 млрд руб.), внутренние - показали убыток 4,8 млрд руб. против 1,7 млрд руб. в 2016 году.

"Финансовое состояние компаний серьезно поддержало снижение НДС на внутренних линиях с 18% до 10%",- говорит господин Тасун, добавляя, что из-за конкуренции перевозчики "не могут повышать тарифы до рыночного уровня, несмотря на возобновившийся спрос". Средняя цена билета на международных рейсах упала на 11%, до 14,5 тыс. руб., на внутренних осталась почти на уровне 2016 года - 7,5 тыс. руб. По мнению главы АЭВТ, с началом низкого сезона в четвертом квартале прибыль будет снижаться, но есть основания полагать, что результат за год "окажется с небольшим плюсом - на уровне 3 млрд руб.". Но этого недостаточно для поддержания финансовой устойчивости на фоне роста ставок аэропортовых сборов. В 2017 году более высокими темпами росли расходы на топливо - на 24%, на аэропортовое обслуживание - на 18%. В S7 "Ъ" подтвердили, что тарифы аэропортов растут, особенно с открытием новых терминалов.

Исполнительный директор "Авиапорта" Олег Пантелеев говорит, что стимулом для перевозок были невозвратные и безбагажные тарифы, открытие турецкого направления. Но четвертый квартал при росте цен на топливо, на обслуживание в аэропортах и при снижении доходности на внутренних линиях внесет коррективы в годовые результаты, считает эксперт.

АЭВТ беспокоит "несбалансированный рост стоимости регулируемых услуг при вводе новых аэровокзальных комплексов". Речь идет в первую очередь о новом аэропорте Платов в Ростове-на-Дону (введен в ноябре, инвестиции "Аэропортов регионов" составили 50 млрд руб.). Тариф ФАС на взлет-посадку в Ростове вырос в 1,5 раза, за пользование аэровокзалом - почти в пять раз, за авиабезопасность - втрое, за обслуживание пассажиров - в два-три раза. В АЭВТ считают, что пропускная способность Платова (до 5 млн пассажиров в год) избыточна, старым аэропортом в 2015-2016 годах пользовались не более 2,1 млн человек. В 2018 году введут терминалы в Перми, Саранске, Ростове, Калининграде, Красноярске, что "приведет к непредсказуемому росту аэропортовых расходов", считают в АЭВТ.

Источник "Ъ", близкий к "Аэрофлоту", говорит, что в Платове самые высокие сборы, даже выше, чем в Москве. Собеседника "Ъ" удивляет позиция ФАС, которая "требует не повышать цены на билеты и согласовывает резкий рост тарифов аэропортов". Но гендиректор лоукостера "Победа" (входит в группу "Аэрофлот") Андрей Калмыков отмечает, что перевозчику важна "суммарная эффективность полетов", которая складывается как из тарифов, так и из способности обеспечить минимальное время разворота самолета. "По данным АЭВТ, на рост расходов авиакомпаний в 2017 году влиял ряд факторов, и из них аэропортовый - не самый значительный",- подчеркивает директор по стратегическим коммуникациям "Аэропортов регионов" Евгений Красиков. По его мнению, рост сборов наблюдался только в аэропортах, где были введены инфраструктурные объекты. Но в Екатеринбурге (самый крупный аэропорт холдинга) сборы не росли с 2010 года, такая же ситуация во многих других городах. Господин Красиков считает, что говорить об избыточных мощностях неправильно: "Платов - это инфраструктура, не обременяющая авиакомпании, а дающая возможности для развития их бизнеса".

Исполнительный директор Международной ассоциации аэропортов Сергей Никотин говорит, что основную долю в себестоимости перевозок занимают затраты на топливо, а рост аэропортовых тарифов "носит вынужденный характер и не имеет опережающей тенденции". В Домодедово заявили, что данные АЭВТ "не учитывают прямую зависимость между ростом натуральных показателей и затратами на обслуживание в аэропорту". Так, при росте пассажиропотока на 19,3% и перевозке грузов на 18,3% затраты на аэропортовое обслуживание выросли на 17%.

Замглавы ФАС Александр Редько пояснил "Ъ", что долгосрочные регулируемые сборы и тарифы для Платова установлены по методике и инвестпараметрам, утвержденным правительственной комиссией по транспорту, причем "заявка аэропорта была существенно оптимизирована ФАС". Господин Редько уверен, что "поскольку Ростов-на-Дону считается конкурентным с большим сетевым эффектом, то полностью на пассажиров переложить расходы не получится".

"Позиция операторов аэропортов понятна: в структуре издержек авиакомпаний их услуги действительно не занимают первое место",- отмечает господин Пантелеев. Но при мизерной рентабельности перевозчиков и минимального роста цен достаточно, чтобы загнать отрасль в убытки: цены на билеты не растут, потому что "весь удар принимают на себя авиакомпании, сталкивающиеся с эластичностью спроса"....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка