О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Прежнее руководство "Трансаэро" подозревают в пропаже 700 млн рублей

Следственный комитет РФ начал проверку деятельности бывших топ-менеджеров авиакомпании

Конкурсный управляющий авиакомпании "Трансаэро" Алексей Белокопыт заподозрил бывшее руководство компании в растрате не менее 728 млн рублей. Эти деньги были предназначены для выплаты кредиторам перевозчика в рамках конкурсного производства. Алексей Белокопыт направил заявление в правоохранительные органы с просьбой провести проверку ряда платежей авиакомпании в 2016-2017 годах (документ имеется в распоряжении "Известий"). По мнению конкурсного управляющего, речь может идти о правонарушениях, предусмотренных девятью статьями Уголовного кодекса РФ. Среди них - "Кража", "Мошенничество", "Присвоение или растрата". Главное следственное управление Следственного комитета (ГСУ СК РФ) по Москве уже начало доследственную проверку по факту злоупотребления полномочиями работниками авиакомпании, об этом "Известиям" заявили в СК РФ. Также 14 декабря на складе одной из компаний, указанной в заявлении, прошли обыски. Представители бывшего руководства "Трансаэро" считают, что обвинение безосновательно. По мнению независимых юристов, вероятность того, что уголовное дело будет возбуждено, высока.

В сентябре 2015 года авиакомпания "Трансаэро" не справилась с финансовыми трудностями и попросила правительство о помощи. В октябре того же года Росавиация аннулировала сертификат эксплуатанта, дававший фирме право заниматься коммерческими авиаперевозками.

В декабре 2015 года Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области признал ОАО "АК "Трансаэро" банкротом и ввел в компании процедуру наблюдения. Арбитражным управляющим был назначен Михаил Котов. Гендиректором "Трансаэро" чуть раннее - 24 ноября 2015 года - стал Александр Бурдин. Он пробыл в этой должности до середины сентября нынешнего года, после чего успел недолго поработать гендиректором "ВИМ-Авиа", также попавшей в сложное финансовое положение.

В сентябре 2017 года тот же суд еще раз признал ОАО "АК Трансаэро" банкротом и запустил конкурсное производство. С 13 сентября конкурсным управляющим стал Алексей Белокопыт из Евросибирской саморегулируемой организации арбитражных управляющих.

Уже 16 ноября Алексей Белокопыт направил заявление в Следственный комитет РФ, Министерство внутренних дел и Санкт-Петербургскую транспортную прокуратуру. В этом документе он утверждает, что в ходе изучения карточек счетов бухучета компании за период с 1 января 2016 года по 11 октября 2017-го обнаружены платежи, которые, "возможно, могут быть квалифицированы как действия, являющиеся преступлениями".

В заявлении перечислены девять статей Уголовного кодекса РФ, которые, по мнению управляющего, могли быть нарушены. Среди них - ст. 158 "Кража", ст. 159 "Мошенничество", ст. 160 "Присвоение или растрата", ст. 199 "Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации", ст. 195 "Неправомерные действия при банкротстве", ст. 330 "Самоуправство" и ряд других.

В частности, был обнаружен договор ОАО "АК Трансаэро" с ООО "Сэвен Р", которому авиакомпания уплатила более 501 млн рублей за хранение имущества. В заявлении выражаются сомнения, что ценность имущества, которое хранилось на складе, сопоставима с суммой оплаты. Кроме того, автор документа предполагает, что стоимость услуг ООО "Сэвен Р" была "несопоставимо выше" средней по рынку.

По данным "Известий", 14 декабря на складах ООО "Сэвен Р" в Москве, где хранится имущество "Трансаэро", прошли обыски и выемка документов. Телефоны компании весь день были недоступны.

Одна из компаний - контрагентов "Трансаэро" до получения выплат начала процесс ликвидации. АО "Проектная индустрия" получило 46 млн рублей 26 февраля 2017 года, хотя еще 8 февраля было опубликовало сообщение о начале процедуры ликвидации этой фирмы.

В заявлении Алексей Белокопыт отмечает, что руководство компании осуществляло платежи с нарушением очередности, предусмотренной законом "О несостоятельности (банкротстве)". В нем сказано, что в первую очередь надо гасить долги перед сотрудниками предприятия.

В заявлении также говорится, что, несмотря на долги компании, руководители "Трансаэро" с 1 ноября 2015 года по 16 ноября 2017 года продолжали исправно получать не только зарплату, но и надбавки с премиями.

В частности, гендиректор Александр Бурдин за это время получил более 22 млн рублей в качестве зарплаты, премий и надбавок, то есть около 1 млн рублей в месяц. Главный бухгалтер Андрей Ковалев - более 21 млн рублей. Главный исполнительный директор Дмитрий Михальчук - более 14 млн. В общей сложности, 11 топ-менеджеров компании за это время получили почти 120 млн рублей.

Всего же в документе перечислены спорные платежи на сумму более 728 млн рублей. Алексей Белокопыт просит провести проверку изложенных фактов, и если они подтвердятся, привлечь виновных к уголовной ответственности.

Арташес Дадаян, представитель конкурсного управляющего Алексея Белокопыта, сообщил "Известиям", что администрация "Трансаэро" ждет результатов проверки фактов, изложенных в заявлении.

- Мы надеемся, что правоохранительные органы в рамках своих полномочий примут все необходимые и достаточные меры для защиты интересов кредиторов, в том числе работников "Трансаэро", налоговых органов и внебюджетных фондов, - заявил Арташес Дадаян.

При этом один из членов бывшего руководства "Трансаэро" рассказал "Известиям", что сейчас документы авиакомпании находятся в процессе передачи Алексею Белокопыту. Всего предстоит передать еще около 20 тыс. папок с документами, на что уйдет не менее четырех месяцев.

- Таким образом, заявление Алексея Белокопыта основано на неточных и неполных данных, - отметил собеседник "Известий". - Оно носит обвинительный характер без должных на то оснований. На протяжении полутора месяцев после введения конкурсного производства Белокопыт не представил людей с доверенностями для приема документов. На недавнем судебном заседании о понуждении Бурдина к передаче документов он не смог даже сформулировать, что именно ему не отдали, хотя передача идет постоянно.

Бывший сотрудник авиакомпании отметил, что указанный уровень зарплат ее экс-руководителей вполне соответствует среднерыночным для таких должностей. До кризиса, по его словам, в той же "Трансаэро" могли получать и больше.

По словам представителя  бывшего руководства "Трансаэро", сделки по хранению имущества авиакомпании заключались по рыночной стоимости, они "отражают значительный объем материальных ресурсов", которые необходимо было перевезти из других регионов страны и складировать в одной точке для финальной инвентаризации. Арбитражный управляющий Михаил Котов в период с декабря 2015 года по сентябрь 2017 года был полностью информирован обо всех подобных сделках и не возражал против их проведения.

- До оптимизации "Трансаэро" платила за склады и офисы 200 млн рублей в месяц, после оптимизации - 20 млн рублей в месяц, - отметил представитель бывшего руководства "Трансаэро". - Сейчас и эти платежи стали меньше.

По его сведениям, всего Александр Бурдин получил на оплате складов и офисов экономию более 4 млрд рублей - эти средства направлены на выплату зарплаты уволенным сотрудникам, поддержание активности авиакомпании и сохранение ее имущества для реализации в конкурсном производстве.

Участвовавший в процессе адвокат юридической фирмы "Павлова и партнеры" Сергей Левичев (представлял одного из кредиторов авиаперевозчика) рассказал "Известиям", что при вынесении судом решения о банкротстве вопрос об уголовном преследовании Александра Бурдина не поднимался. Подозрений или жалоб, которые могли бы перерасти в уголовные дела, не было.

Представитель Михаила Котова заявил "Известиям", что не знаком с сутью претензий Алексея Белокопыта.

- С заявлением мы не ознакомлены и комментировать его не можем, так как официальной бумаги у нас нет, - отметил он.

Арташес Дадаян рассказал, что общая сумма задолженности перед кредиторами, включенная в реестр требований, - порядка 230 млрд рублей. Но на самом деле она значительно больше. Еще не все компании выдвинули свои претензии. Кроме того, есть требования иностранных кредиторов, которые не признают российскую процедуру банкротства и надеются урегулировать проблему задолженности вне рамок этого процесса.

В СК РФ "Известиям" заявили, что сейчас ГСУ СК по Москве проводит доследственную проверку по факту "злоупотреблениями полномочиями работниками авиакомпании "Трансаэро".

- Доводы конкурсного управляющего Белокопыта будут рассмотрены в рамках указанной проверки, - рассказали "Известиям" в СК РФ.

По мнению члена московской коллегии адвокатов "Князев и партнеры" Артема Чекоткова, вероятность того, что по заявлению Алексея Белокопыта возбудят уголовное дело, "очень высока".

- В заявлении перечислены признаки неправомерных действий, - рассказал "Известиям" Артем Чекотков. - Правоохранительным органам предстоит проверить, были ли они действительно совершены. Дело о банкротстве "Трансаэро" громкое, поэтому проверку проведут на должном уровне. Все необходимые инструменты у соответствующих органов есть. Следователям важно будет получить доступ к оригиналам договоров, электронной переписке, опросить топ-менеджеров, которые подписывали документы. В таком случае проверка долго не продлится.

В Министерстве внутренних дел РФ и в Санкт-Петербургской транспортной прокуратуре не смогли предоставить оперативные комментарии....
Авторские права на данный материал принадлежат «Известия». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка