РЖД-партнер
18 декабря 2017, 13:54
МС-21: испытание на прочность
Сегодня среднемагистральный узкофюзеляжный пассажирский самолет МС-21 корпорации "Иркут" проходит летные испытания
Барьеры на пути к воздушным замкам
С каждым годом объем контрактов на приобретение пассажирских лайнеров бьет новые рекорды. Очередное тому подтверждение - аэрокосмическая выставка Dubai Airshow 2017, завершившаяся 16 ноября. В рамках мероприятия Airbus заключил контракт с рекордным объемом в 430 среднемагистральных самолетов A320neo. Сумма сделки с американским инвестиционным фондом Indigo Partners составила $50 млрд. Предыдущий рекорд Airbus побил в 2015 году, получив заказ на 250 лайнеров.
Вторую крупную сделку на поставку среднемагистральных самолетов на авиационном шоу в Дубае подписала американская Boeing с авиакомпанией Flydubai. В рамках контракта компания приобрела 175 судов Boeing 737 MAX с правом на приобретение еще 50 ед.
Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК), представившая на мероприятии региональный Sukhoi Superjet 100 (SSJ 100) и узкофюзеляжный МС-21, осталась без заказов.
Начальные планы "Иркута" ограничиваются 20 самолетами в год. К 2023-му производитель планирует нарастить производство до 70 лайнеров. В ближайшие 20 лет компания заявила о намерении выпускать 1 тыс. самолетов. Серийное производство МС-21 запланировано на 2019-й. Мощности предприятия уже загружены на 4 года.
"Должно пройти как минимум 3 года с начала коммерческой эксплуатации самолета, для того чтобы можно было утверждать об успешности проекта. Если будет спрос, "Иркут" способен расширить свои производственные мощности", - отмечает ведущий эксперт Институт экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Андрей Крамаренко.
Преимущество приобретения крупных партий заключается в сравнительно низкой стоимости одного лайнера. При заказе малых объемов стоимость судна значительно выше.
Помимо увеличивающихся объемов заказа, очередной преградой для МС-21 в освоении зарубежных рынков может стать доминирующий рост потребности лоукост-авиакомпаний в среднемагистральных самолетах.
Работа бюджетных авиаперевозчиков, нацеленных на оптимизацию издержек, предполагает партнерство только с одной авиапроизводственной компанией и приобретение одной модели самолетов. Соответственно прогнозируется увеличение крупных заказов. К примеру, купленные инвестфондом Indigo Partners 430 Airbus A320neo будут сдаваться в лизинг лоукостеру Wizz Air (146 ед.), американской Frontier Airlines (134 ед.), чилийской JetSmart (70 ед.) и мексиканской Volaris (80 ед.).
"Необходимо на определенное время ограничить приобретение самолетов Boeing и Airbus с целью нарастить авиапарк отечественного производства как минимум до 1 тыс. машин. Такая инициатива будет выгодна российским авиапроизводителям, однако увеличит издержки авиаперевозчиков", - считает академик РАН, первый заместитель генерального директора ГосНИИАС Евгений Федосов.
МС-21 сегодня
К концу 2016 года портфель заказов корпорации "Иркут" на модель МС-21 составлял 175 бортов. Первые поставки МС-21 в 2019-м получит "Аэрофлот". В ноябре текущего года объем заказов составил 315 самолетов. Некоторые российские лизинговые компании уже заключили твердые контракты и рамочные соглашения на поставку. 175 самолетов: "Ильюшин финанс" (ИФК) - 50 ед., "Авиакапитал-Сервис" в интересах "Аэрофлота" - 50 ед., "Сбербанк Лизинг" - 20 ед., "ВЭБ-лизинг" - 30 ед. Имеется также твердый контракт с индонезийской Crecom Burj Berhad на поставку 25 самолетов и опцион на 25 машин. Из 50 самолетов "Ильюшин финанс" законтрактовал 37 лайнеров.
В 2019-2020 гг. лизинговый оператор предоставит 16 самолетов российскому авиаперевозчику Red Wings. Компания планирует постепенно заменить Airbus и Ту на МС-21. Также ИФК подписал договор о поставке в операционный лизинг 15 самолетов авиакомпании "ВИМ-Авиа" и шести - "Саратовским авиалиниям".
В середине декабря Россия и Египет возобновили переговоры о поставках пассажирских судов Sukhoi Superjet 100 и МС-21. Ранее к данным моделям также проявила интерес Саудовская Аравия. Сейчас "Ростех" ведет переговоры с представителями страны о возможной поставке. В октябре мексиканский малобюджетный авиаперевозчик к 2021 году готов приобрести партию МС-21.
По мнению экспертов, в трехлетней перспективе уровень продаж данной модели может сравняться со сбытовым объемом многоцелевого истребителя Су-30. К 2017-му совокупный объем заказов данной модели составил более 470 самолетов стоимостью около $23,5 млрд. В 2015 году ОАК инвестировала в "Иркут" 100 млрд руб. на докапитализацию, снизив кредитную нагрузку. До 2019 года холдинг планирует вложить в корпорацию еще 400 млрд руб. Планируемый пул инвестиций направлен на развитие проектов SSJ 100 и МС-21.
По итогам 2016 года объем продаж авиастроительной отрасли России вырос на 9% в сравнении с 2015-м, превысив 900 млрд руб. Российские предприятия выпустили 30 гражданских и 109 военных самолетов.
Внутри МС-21
В декабре Новосибирский авиационный завод (НАЗ) им. Чкалова объявил о планах в 7 раз нарастить объемы производства запчастей для SSJ-100 и вдвое увеличить выпуск комплектующих для МС-21. В 2018 году НАЗ поставит запчасти для 5 самолетов МС-21.
В свою очередь, специалисты Испытательного центра Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ) отчитались об успешном исходе статистических испытаний кессона (силовой части) композитного крыла для МС-21-300. Конструкция обладает дополнительным запасом прочности в сравнении с проектными нагрузками.
Среднемагистральный узкофюзеляжный пассажирский самолет МС-21 спроектирован опытно-конструкторским бюро им. А. С. Яковлева и корпорацией "Иркут" на базе нереализованного проекта Як-242. Ожидается, что первые серийные экземпляры будут оборудованы импортными двигателями Pratt & Whitney PW1400G-JM (устанавливаются на Airbus A320neo), которые в будущем заменят российские ПД-14. Базовый гражданский двигатель проектируют предприятия Объединенной авиастроительной корпорации.
Повышенная тяговооруженность судна позволит сократить разбег на 300 м и увеличить его практический потолок на 600 м в сравнении с современными версиями Airbus и Boeing. Более 70% всего бортового оборудования разработал концерн "Радиоэлектронные технологии" (КРЭТ).
Итоги
Новый проект корпорации "Иркут" МС-21 ожидает серьезная проверка на прочность, где успешная маркетинговая стратегия позволит снизить негативные последствия, с которыми столкнется продукция при выходе на иностранные рынки. Мировые тренды демонстрируют экстенсивный рост объемов эксплуатации среднемагистральных самолетов, в частности, благодаря активной экспансии континентальных рынков малобюджетными авиакомпаниями. Возможно, ставки на технологическое преимущество будет недостаточно для успешной реализации масштабного для российского самолетостроения проекта....
Авторские права на данный материал принадлежат «РЖД-партнер». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Апрель 25, 2024
Первый полёт полностью импортозамещённого МС-21 состоится до конца ноября
Апрель 24, 2024
Работая с клиентами, мы всегда вникаем в их потребности
Апрель 23, 2024
Специалисты ИАЗ закончили сборку отсека Ф4 очередного серийного самолёта МС-21
Апрель 26, 2024
ФАС заявила о необходимости скорректировать цены на авиаперевозки