О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Якутии не удается растянуть республиканские госгарантии на малую авиацию

На заседании Госсобрания Якутии 20 декабря долго спорили о возможностях выделения 139 млн рублей на развитие малой авиации. Когда речь шла о том, что республике она очень нужна, депутаты поддержали такую поправку в бюджет на 2018 год

На заседании Госсобрания Якутии 20 декабря долго спорили о возможностях выделения 139 млн рублей на развитие малой авиации. Когда речь шла о том, что республике она очень нужна, депутаты поддержали такую поправку в бюджет на 2018 год. Но затем, когда встал вопрос о том, что нужно придумать, откуда брать на эти цели деньги, бюджет приняли без учета субсидирования покупки малогабаритных воздушных судов, сообщает корреспондент ИА REGNUM.

Трудности возникли с тем, что средства на развитие малой авиации необходимо было высвободить из 2,86 млрд рублей, определенных на госгарантии жизнеобеспечивающим компаниям республики. Но эта сумма уже распределена, и для того, чтобы дать одним, придется забирать у других.

Поправку к бюджету республики на 2018 год внес депутат Госсобрания региона Виктор Федоров, напомнив, что вопрос транспортной доступности в Якутии поднимается уже 4,5 года, и решить его без развития малой авиации невозможно.

"Автомобильные дороги и железнодорожные пути у нас во многих местах практически отсутствуют, речной и морской транспорт имеется сезонно. 60% населенных пунктов республики не имеют круглогодичного транспортного обеспечения. Эти вопросы мы обсуждали на Совете Федерации, но поддержки не получили. Но вы знаете, что система арктических перевозок в настоящее время находится в крайне неудовлетворительном состоянии. Пассажирооборот самолетов вместимостью 15−19 мест сегодня в 40 раз меньше, чем в 90-ом году, а вместимостью 90 мест - в 60 раз", - сказал в своем выступлении депутат.

Виктор Федоров также констатировал, что в связи с высокой стоимостью строительства и эксплуатации наземной инфраструктуры, воздушный транспорт остается безальтернативным средством пассажирского сообщения на территории Якутии.

"Средняя стоимость строительства одного километра дороги составляет 10 млн рублей. Тогда получается у нас если строить 100 километров - это миллиард рублей. Содержать ее потом - это 40 млн рублей в год, ну это нереально, - уверен председатель комитета Госсобрания, курирующего вопросы инфраструктуры. - Остается один путь - воздушный транспорт".

Пока у регионе ситуация такова: рейсы санавиации, авиалесохраны и МЧС выполняют вертолеты МИ-8 со стоимостью часа от 200 тыс. рублей, летают также самолеты АН-2 со стоимостью летного часа от 132 тыс. Полеты малой авиацией будут стоить порядка 20 тыс рублей за один летный час, заверил Виктор Федоров. Но на развитие в этом направлении необходимо 139 млн рублей госгарантий, который пойдут на субсидирование покупки трех самолетов. За 4 года Виктор Федоров считает нужным довести количество малогабаритных воздушных судов до 22 штук.

"Я думаю, если мы пойдем по пути развития малой авиации, то мы эти гарантии в течение одного года отработаем. На сегодняшний день большинство самолетов и вертолетов, осуществляющих в республике перевозки, дорабатывают свой ресурс, и будут выведены из эксплуатации, наверное, в 2018-2019 годах. Выдумать ничего не надо, есть пример Аляски, население и территория там чуть меньше, но суммы сопоставимые. Там проблема транспортной доступности решена с помощью малой авиации. На каждые 70 человек - 1 самолет. В России на один самолет - на 20 тыс. человек, в 300 раз меньше. Там действует простой принцип - если до деревни нет дороги, значит в деревне есть самолет", - привел депутат в пример решение проблемы транспортной доступности северных территорий в США.

Виктор Федоров призвал запустить проект развития малой авиации в регионе в этом году. Первыми населенными пунктами, в которые начнут летать новые малогабаритны самолеты, как предполагается, станут Сангар, Вилюйск, Верхневилюйск, Кобяи, Вилюй, Джебарики-Хая, Хандыга.

Однако у представителя правительства республики к таким масштабным планам возникло резонное замечание: денег нет. Он напомнил, что в проекте бюджета на 2018 год госгарантии 2,8 млрд рублей, и все деньги уже распределены, а увеличить объем этих средств республика не может себе позволить. Госгарантии предусматриваются для жизнеобеспечивающих предприятий. Из озвученной суммы 750 млн рублей получит ГУП ЖКХ ("этого даже недостаточно, так как потребность 3,6 млрд, по госгарантии берем с коэффициентом один к трем у Сбербанка, а значит нужно 1,2 млрд. рублей"). "Саханефтегазсбыту" полагается 500 млн рублей ("это обеспечение топливом северных и арктических территорий, тоже с коэффициентом один к трем"). Предусмотрена также гарантия 70 млн рублей для "Якутопторга" в целях завоза продуктов питания и муки в арктические территории и отдаленные населенные пункты. Часть денег получит "Ленское объединенное речное пароходство для кредита на обеспечение навигации, предусмотрены гарантии для "Водоканала" Якутска на строительство водозабора. Еще 500 млн рублей отложены для авиакомпании "Якутия".

Представитель правительства предложил прежде, чем выделять деньги, разработать дорожную карту по созданию эксплуатанта, который будет приобретать самолеты и получит субсидии. Пока в Якутии компаний, которые имеют право осуществлять пассажирские авиаперевозки, только три "Полярные авиалинии", "Якутия" и "АЛРОСА".

Спикер Госсобрания республики Александр Жирков напомнил, что это уже слышали три года назад.

"Идея очень хорошая, давайте мы в будущем году проработаем". Но три года прошло. Медленно работаете", - сказал он Валерию Жондорову.

В итоге отклоненная комитетом поправка к бюджету республики на 2018 год была принята депутатами республиканского парламента на заседании.

Однако уже после этого слово взял Валерий Жондоров, который снова подчеркнул: доводы правительства о том, что нет эксплуатанта, который в течение года может эти деньги использовать.

"Но у нас есть обязательства по уровню госдолга, именно сейчас мы проводим его реструктуризацию на семь лет, все расчеты таблицы и дополнительные соглашения по бюджетным кредитам уже представлены в Минфин РФ, на 7 лет определен уровень госдолга как в процентном соотношении, так и в абсолютном выражении на основании бюджетов. 2,86 млрд рублей надо перераспределить с тех компаний, которые озвучены без изменения объемов госгарантий", - отметил министр финансов республики.

В связи с невозможностью принять бюджет на 2018 год в таком виде его рассмотрение отложили, и продолжили после перерыва, во время которого состоялось заседание бюджетного комитета. В итоге было решено исключить из бюджета поправку о выделение средств на развитие малой авиации, прописав ее протокольно. Теперь, если средства захотят заложить на эти цели в бюджет, депутатам нужно будет вносить отдельный законопроект, заключил Александр Жирков.

Как сообщало ИА REGNUM, в Якутии уже не раз говорилось о необходимости решить проблему транспортной доступности в населенных пунктах с помощью развития авиации. В том числе в своем выступлении в декабре на 425-м пленарном заседании Совета Федерации в рамках "Часа субъекта" глава республики Егор Борисов заявлял о необходимость развития в регионе малой авиации, в том числе аэропортов. Он констатировал, что сегодня в республике лишь 9 из 32 аэропортов имеют искусственное покрытие взлетно-посадочных полос, и общий износ основных фондов аэропортов составляет 80%....
Авторские права на данный материал принадлежат «Regnum». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка