О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

В Перми будут делать cамые большие в истории отечественной авиации двигатели

В ходе торжеств, вызванных пуском в эксплуатацию нового аэропорта Большое Савино, совершенно незамеченной прошла информация, для имиджа Пермского края имеющая значение даже большее, чем новый терминал

В ходе торжеств, вызванных пуском в эксплуатацию нового аэропорта Большое Савино, совершенно незамеченной прошла информация, для имиджа Пермского края имеющая значение даже большее, чем новый терминал. А именно: после перерезания красной ленточки министр транспорта РФ Максим Соколов уже без прессы поехал на загородную испытательную станцию в Новых Лядах, где ему показали реконструированный стенд № 1 для испытаний двигателей  ПС-90 и ПД-14. И там же управляющий директор "ОДК - Пермские моторы" Сергей Попов рассказал, что следующим в совместных планах Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК) и предприятия стоит строительство комплекса испытательных стендов для двигателей большой тяги, потому как "Пермские моторы" определены головным производителем "тяжеловеса" ПД-35, разрабатываемого пермским "Авиадвигателем".

Ранее вопрос о том, где будут серийно производиться самые большие в истории отечественной авиации двигатели, оставался открытым. Напомним, что до сих пор самым мощным авиационным движком на просторах бывшего СССР остается запорожский Д-18Т тягой в 23 тонны, разработанный для сверхтяжелых транспортных самолетов Ан-124 "Руслан" и Ан-225 "Мрия". Но говорить о том, что он украинский, - неправильно, потому что в разработке двигателя принимал участие весь советский авиапром. Точно так же ПД-35 станет плодом усилий всей ОДК, хотя направлять и координировать общую работу будут в Перми. А вот где производить - до сих пор здесь были лишь предположения.

По объяснениям того же Сергея Попова, производство ПД-35, скорее всего, будет штучным, при этом связанным с большим комплексом технологических и производственных проблем. Да, почетно - но сложно и дорого. В смысле прибыльности пермскому кусту авиационных предприятий куда интереснее было бы остаться в ОДК головным производителем газотурбинного, газоперекачивающего и энергетического оборудования по заказам газодобывающих и нефтяных компаний. Прежде всего - "Газпрома", разумеется. Однако головным предприятием по наземной тематике в корпорации сейчас называют АО "ОДК - Газовые турбины", расположенное в городе Рыбинске Ярославской области. А Пермь решили сконцентрировать на решении намного более амбициозной и на порядок более сложной задачи - на разработке и производстве двигателей большой тяги, которые во всем остальном мире сейчас делает только американская корпорация "Дженерал Электрик".

Это отставание наметилось еще в 90-е годы прошлого века, когда в небо взлетел первый "Боинг-777" с двигателями GE90 тягой в 33,5 тонны. Где был в это время отечественный авиапром, вы знаете. С тех пор разрыв только увеличился и последние модификации GE90-110B1 и GE90-115B могут обеспечить тягу уже свыше 57 тонн. Этой же серии двигателей принадлежат и рекорды по габаритам: GE90-115B имеет диаметр вентилятора в 3,25 метра, что равно диаметру российского "Суперджета", и занесен в Книгу рекордов Гиннесса как имеющий самую большую тягу. Лопатка вентилятора двигателя GE90 115B находится в экспозиции музея современного искусства в Нью-Йорке как пример высоты технического развития человечества. В некотором роде "Дженерал Электрик" с тягой даже перестарался, потому что следующая серия его двигателей на базе GE90 - двигатели GEnx (General Electric Next Generation) для "Боингов-787", грузовых "Боингов-747-8F" и "Эрбасов-А350" - имеют тягу лишь в 30 тонн. Зато экономичней на 15 процентов и имеют в своей конструкции массу технологических новшеств, позволяющих говорить, что американцы вплотную приблизились к разработке авиационных двигателей шестого поколения.

А самое главное - тяжеловесы GE90 летают с 1995 года, "новая генерация" GEnx - с 2011-го. Двигатели "Дженерал Электрик" доступны в качестве силовых установок практически на всех типах широкофюзеляжных самолетов, а для отдельных моделей авиалайнеров они являются единственно возможным вариантом. Все в серии, накоплен громадный опыт эксплуатации. И в России тоже, поскольку в лизинге отечественных авиакомпаний находится до 250 самолетов с двигателями на базе GE90, а самих этих двигателей в российском небе пруд пруди - уже штук 600. Наших старых добрых ПС-90 более чем в два раза меньше. Добавьте к этому, что в штате "Дженерал Электрик", занимающейся кроме промышленности еще и цифровыми технологиями, по всей планете работают 333 000 человек, а филиалы находятся в 180 странах мира. Ничего себе конкурент, не так ли?

Тем не менее Россия бросает перчатку и посылает в бой самое лучшее, что у нее есть в области гражданского двигателестроения, - пермский "Авиадвигатель" и "Пермские моторы". То, что на ПД-35 будет завязан и российско-китайский широкофюзеляжный самолет CR929, лишь увеличивает значение проекта, потому что к чисто рыночной конкуренции добавляются еще и геополитические мотивы. С этой точки зрения даже можно понять решение ОДК отдать самый "жирный кусок" газоперекачки Рыбинску - Пермь не должна отвлекаться ни на что другое, тем более что стоимость всего проекта по разработке и производству тяжелого двигателя, как заявил генеральный конструктор "Авиадвигателя" Александр Иноземцев, выросла до 180 миллиардов рублей....
Авторские права на данный материал принадлежат «Звезда». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка