О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Взвесив все за и против, строительство аэропорта поручили местной компании

Перебрав не одного подрядчика, не единожды поменяв планы и проекты, новый аэровокзал в Южно-Сахалинске все-таки начали строить

Перебрав не одного подрядчика, не единожды поменяв планы и проекты, новый аэровокзал в Южно-Сахалинске все-таки начали строить. И теперь, уверен генеральный директор акционерного общества "Аэровокзал "Южно-Сахалинск" Никита Полонский, нет никаких сомнений, что сахалинцы доведут дело до счастливого финала.

Никита Сергеевич рассказал редакции "МК на Сахалине", почему же так долго не могли начать строительство и когда аэровокзал примет первых пассажиров.

Ставка на Корею не сыграла

- Так почему же так долго тянули с началом стройки?

- Потребность в новом аэровокзальном комплексе в Южно-Сахалинске возникла давно, так как действующее здание построено в 1964 году и сегодня не отвечает растущему потоку пассажиров, современным требованиям к технологии обслуживания. Поэтому областные власти создали открытое акционерное общество "Аэровокзал Южно-Сахалинск". Учредитель - областное министерство имущественных и земельных отношений. Перед предприятием поставлена задача - построить и далее эксплуатировать новый пассажирский терминал. Возглавляли "Аэровокзал Южно-Сахалинск" разные люди, которые по-разному представляли себе пути решения поставленной задачи.

В 2014 году после ухода с поста мэра Южно-Сахалинска директором стал Андрей Лобкин. Он сделал ставку на иностранных инвесторов, проектировщиков и строителей. Был заключен договор с фирмой LS Networks из Южной Кореи на разработку технико-экономического обоснования. Вскоре его представили властям и общественности.

- Я помню эскизный проект - очень красивое здание, вызывающее ассоциации с северным сиянием. Правда, где Сахалин, а где северное сияние…

- Да, именно красивая картинка многих подкупила. Однако расчеты корейской компании вызывали серьезные сомнения у специалистов. Стоимость проектирования должна была составить около 500 миллионов рублей, строительства - более семи миллиардов рублей. При этом LS Networks, делая расчеты, руководствовалась корейскими, а не российскими нормами размеров помещений для госорганов и специальных служб. В итоге общая площадь аэровокзала должна была составить около 28 тысяч квадратных метров и эксплуатирующая организация опять столкнулась бы с теснотой.

Но то руководство региона поддержало позицию LS Networks. В соответствии с технико-экономическим обоснованием, областной бюджет должен был вложить 30 процентов от стоимости объекта. Остальное - иностранный инвестор.

- Но, как я понимаю, найти никого не удалось.

- Именно. Сказались падение цен на нефть, рост стоимости доллара по отношению к рублю. В результате стоимость строительства в рублевом эквиваленте резко выросла, а расчетные сроки окупаемости отодвинулись к 2050 году. Это означало, что прибыль наш новый аэровокзал начнет приносить только внукам инвестора. Естественно, желающих вкладывать средства на таких условиях не нашлось. Поэтому корейская разработка так и осталась в виде эскиза. Руководство области оценило ситуацию и пришло к выводу, что построить новый терминал можно только за бюджетные деньги. Других вариантов, к сожалению, не было.

Приключения проекта

- Объявили конкурс на проектирование. Среди участников иностранных компаний не оказалось. Победителем признали московское ООО "Управляющая компания "Группа-100". С ней в феврале 2015 года заключили договор на разработку проектно-сметной документации, выплатили аванс - 68 миллионов рублей. Поставили задачу - при весьма скромных для подобных объектов затратах на строительство новый аэровокзал должен отвечать всем действующим отечественным требованиям по обеспечению безопасности, мировым стандартам обслуживания пассажиров, обеспечивать нужды региона на длительный срок.

Но вскоре нас удивило, что "Группа-100" стала предлагать проектные решения, которые никак не подходят для нашего климата. Стоимость работ оказалась явно завышенной. А потом стало известно, что и сама организация имеет дурную репутацию. Победитель конкурса оказался, по сути, посредником, который распределяет субподряды среди реальных проектировщиков.

- Аванс удалось вернуть?

- Да. Дело разбиралось в арбитраже и договор расторгли. Сейчас наш несостоявшийся проектировщик находится в стадии банкротства, а мы следим за тем, чтобы деньги не "утекли" мимо нас.

Естественно, пришлось весной прошлого года объявлять новый конкурс. В нем приняли участие семь претендентов. Победителем был признан проектный институт "КрасАэропроект" из Красноярска.

Честно говоря, я облегченно вздохнул, когда узнал, с кем будет заключен договор. "КрасАэропроект" - один из лидеров отрасли. Компания имеет серьезный опыт проектирования аэровокзальных комплексов в Сибири и на Дальнем Востоке. Одна из последних работ - терминал в аэропорту "Емельяново" в Красноярске.

Проект от "КрасАэропроекта" обошелся в 170 миллионов рублей. Заметьте, это гораздо меньше, чем запросила за свою работу московская компания. Проект прошел все положенные экспертизы, в том числе и ценовую.

- Он сильно отличается от предложений корейской компании 2014 года?

- Конечно. По отечественному проекту стоимость строительства здания площадью почти 40 тысяч квадратных метров - 6,7 миллиарда рублей. В ценах 2017 года, разумеется. Напомню, корейская компания предлагала построить здание почти в полтора раза меньше и потратить 7 миллиардов. Но в ценах 2014 года, когда рубль был значительно дороже. По нашим расчетам, стоимость квадратного метра у корейцев была бы выше на 30 процентов.

- Проектировщики из Красноярска уверяют, что проект отвечает всем потребностям области на 20 лет вперед. Это действительно так?

- Они, на мой взгляд, совершенно правы. Аэропорт сможет принимать все типы воздушных судов отечественного и зарубежного производства, за исключением особо крупных машин типа Airbus-А380.

Пиковая пропускная способность по пассажирам внутренних авиалиний - 550 человек в час. По международным - 250. Это сделано с прицелом на растущий поток пассажиров. Что особенно важно, предусмотрена возможность сделать пристройку к южной части здания. За счет этого, при необходимости, можно будет нарастить мощности по обслуживанию пассажиров внутренних авиалиний на 350 человек в час.

Надо отметить, что разработчики учли пожелания по поводу внешнего вида аэровокзала, которые высказали жители области во время обсуждения в Интернете. Сейсмостойкое здание аэровокзала будет выполнено из современных материалов с учетом климатических особенностей региона. Распределение пассажиропотоков и различных зон для обслуживания пассажиров и багажа спланировано с учетом рекомендаций IATA (Международной ассоциации пассажирского транспорта) и на уровне мировых стандартов по классу С. Ему соответствует, например, терминал "Д" московского аэропорта Шереметьево.

Проект отвечает всем последним требованиям по транспортной и авиационной безопасности. По примеру известного сахалинцам аэропорта Нью-Читосе на острове Хоккайдо 15 процентов площадей будут использоваться для сдачи в коммерческую аренду.

Перебирая подрядчиков

- Однако приступить к строительству тоже удалось не сразу. В чем причина?

- Их много. Сыграла роль отдаленность Сахалина, ограниченность средств, которые область может выделить на строительство.

Впервые тендер на определение генерального подрядчика мы объявили в апреле этого года. Интерес к нему проявили три организации. Это московские компании "ТСМ" и "Мост", и одна островная - "Сфера". Однако, поразмыслив, москвичи от участия отказались. По их расчетам затраты только на мобилизацию, то есть доставку на остров людей, необходимой техники и их размещение должны были составить около миллиарда рублей. Не устроила их и доля прибыли, заложенная в смету.

- По сути, они дали понять - больше денег, и тогда мы подумаем.

- Именно так. В итоге на конкурс поступила всего одна заявка, от компании "Сфера". Но когда стали рассматривать документы, выяснилось, что эта организация давно не работала по крупным контрактам и не строила сложные объекты. Это требование предусмотрено в действующем законодательстве, когда речь заходит о таких стройках, как наша. Поэтому, к сожалению, "Сфера" не смогла стать генеральным подрядчиком при строительстве аэровокзала.

Пришлось вновь объявлять конкурс. Поступило две заявки. Первая от турецкой компании "Эста Констракшен", вторая - от "Сахалинской механизированной колонны № 68".

Иностранная компания, как и участники предыдущего конкурса, заявила, что надо увеличить стоимость проекта до 10 миллиардов рублей.  Островную же цена в целом устроила. Поэтому победителем признали "Сахалинскую механизированную колонну № 68".  И вскоре она приступила к строительным работам.

- Как вы думаете, справится "СМК-68" с контрактом? А то высказываются в некоторых средствах массовой информации серьезные опасения на этот счет.

- У меня сомнений нет. Нет их и у руководства компании. СМК-68 имеет серьезный опыт в строительстве, в том числе и сложных объектов. У компании собственная производственная база на острове, полный набор необходимой техники, квалифицированный коллектив строителей численностью около 600 человек.

Кстати, после объявления итогов конкурса, но до подписания договора мы с руководством СМК-68 побывали в Красноярске. Осмотрели новый пассажирский терминал по проекту "Красаэропроект". Строительство на тот момент близилось к завершению. Велись облицовка фасада и внутренних интерьеров, монтаж и наладка инженерного и технологического оборудования, благоустройство. Как считают в правительстве Красноярского края и в Росавиации, объект отвечает самым современным требованиям.

Мы еще раз обсудили нашу стройку с проектировщиками, с организациями, которые возводят терминал в Красноярске. Консультации людей, которые имеют реальный, а не виртуальный опыт строительства, убедили нас, что и сахалинцам такой объект вполне по силам. А это означает, что в островной области вскоре появится новый современный аэровокзал, где пассажиры будут получать обслуживание на уровне мировых стандартов.

Ключ на старт

- На какой стадии сегодня находится строительство аэровокзала?

- Генеральный подрядчик - "Сахалинская механизированная колонна № 68" - выносит инженерные сети действующего аэропорта с территории будущей застройки. Эта задача требует кропотливости, потому что эти коммуникации нельзя ни в коем случае повредить. Подрядчик рассчитывает завершить вынос сетей к концу января, одновременно выполнить монтаж двух новых мощных трансформаторных подстанций и перевести электропитание аэропорта на них. После этого можно будет приступить к рытью котлована под здание аэровокзала.

Уже выполнена масса земляных работ. Вырыты котлованы под подземные пожарные водоемы, сейчас там ведется бетонирование. Строители готовят фундамент газовой котельной, которая будет обеспечивать теплом здание аэровокзала.

Одновременно генподрядчик ведет работы по изготовлению и доставке на остров металла, других необходимых материалов. Например, уже доставлена большая часть арматуры для изготовления фундаментных опор, на которые встанет здание вокзала.

Кстати, на стройке будет использоваться передовая технология BIM, или Building Information Modeling, переводится как "информационное моделирование зданий". Технология BIM позволяет создать объемную цифровую модель объекта, полностью просчитать и совместить все процессы, которые будут в нем происходить во время строительства и в период эксплуатации. Внедрение BIM-технологии дает возможность снизить расходы и существенно повысить качество строительства, а также облегчает дальнейшее управление построенным зданием.

- Когда мы начнем летать с нового аэровокзала?

- По проекту срок строительства - 27 месяцев. То есть ввод должен произойти в четвертом квартале 2019 года. Осталось уже недолго....
Авторские права на данный материал принадлежат «Московский комсомолец». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка