О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Переедание промышленных масштабов

Тема тотального огосударствления экономики, актуальная для России не первый год, в 2017 году стала особенно выраженной в массе секторов, от банковского до нефтяного

Тема тотального огосударствления экономики, актуальная для России не первый год, в 2017 году стала особенно выраженной в массе секторов, от банковского до нефтяного. На этом фоне очередной виток идущей уже десятилетие консолидации активов в рамках "Ростеха" мог пройти незамеченным. Но это оказался виток нового качества: "Ростех" получает не только профильную оборонную промышленность, но также металлургию и энергетику, весь отечественный авиапром, а возможно, и судостроение. Госкорпорация стала похожа на альтернативный "резервный фонд" для активов с финансовыми проблемами. И если раньше она сама определяла, кого и что она хотела бы иметь в своем составе, теперь правила игры меняются.

В 2017 году "Ростех" отметил свое десятилетие. За этот срок из госкорпорации "для содействия в разработке, производстве и экспорте высокотехнологичной промышленной продукции гражданского и военного назначения" "Ростех" превратился в некий аналог суперведомства, чье влияние распространилось на десятки отраслей. Причем в этом юбилейном году именно ему удалось поставить точку в ряде долгих и мучительных отраслевых историй. Четверть века тянется продажа лицензии на крупнейшее в России месторождение золота Сухой Лог? "Ростех" и "Полюс" получили ее. Уралвагонзавод и Курганмашзавод запутались в финансовых проблемах? "Ростех" строит на их базе бронетанковый холдинг. Нужно найти пару турбин Siemens и, несмотря на санкции, поставить их в Крым? Входящий в "Ростех" "Технопромэкспорт" выгружает оборудование в Севастополе. На рынке завалялась крупнейшая независимая энергосбытовая компания? Зачем же независимая, у "Ростеха" уже блокпакет.

Простое перечисление примеров может навести на мысль, что эта колонка - о банальной жадности и нежелании делиться. Но это не так: будь "Ростех" жадным, он бы никогда не отдал частным инвесторам акции концерна "Калашников".

Топ-менеджеры предприятий оборонной промышленности считают, что свой оптимальный состав "Ростех" сформировал в течение первых семи лет. Для создания империи нужен был крепкий фундамент - им стал "Рособоронэкспорт", единственная в стране компания, которой доверено заключать контракты на поставку готовой военной продукции. Сейчас в "Ростех" входит более 700 организаций, специализирующихся на решении как оборонных задач, так и гражданских. Управлять всем этим хозяйством невероятно сложно, убежден высокопоставленный источник "Ъ" в правительстве: есть прибыльные активы, а есть "поистине безнадежные", которые на самом деле "никакой погоды "Ростеху" не делают". Но и возможности от них избавиться нет, продолжает собеседник "Ъ": "Если уж взял чемодан, надо нести, а то, что у чемодана нет ручки и тебе тяжело,- это, брат, никого не волнует".

Недавно президент Владимир Путин вспоминал, чем руководствовался десять лет назад, принимая решение о создании "Ростеха": "Мы могли просто утратить некоторые сегменты в оборонке, без которых не могли бы создавать современные системы вооружений. Вряд ли сегодня наша армия могла бы демонстрировать свою мощь, вряд ли выглядела бы такой современной и эффективной, если были бы утрачены критически важные предприятия для государства".

Сейчас ситуация иная: армия сильна, вооружена, оснащена, а значит, и создание "Ростеха" при взгляде сверху себя оправдало. За десять лет госкорпорация вобрала не только все, что хотела, но и получила многое в довесок. Нужен ли был "Ростеху" Уралвагонзавод? Вряд ли с миллиардными долгами, от которых госкорпорации придется избавляться. Нужна ли Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК), которую, по данным "Ъ", активно пытается передать "Ростеху" министр промышленности и торговли Денис Мантуров? Тоже не факт, говорит федеральный чиновник: ОАК нужны средства на перспективные разработки. Вырисовывается простая логика: нет денег - просись в "Ростех".

За десять лет "Ростех" проделал путь от собирателя с рынка всего, что попадется под руку, до компании, на которую тот же Белый дом может скинуть довольно крупный актив и сказать, что его "нужно привести в чувство". Финансово оздоровить, дать загрузку мощностям, помочь с кадрами. В кулуарах оборонной отрасли "Ростех" называют министерством военной промышленности. Но и раньше у госкорпорации были гражданские активы, тот же АвтоВАЗ например, теперь их все больше. По рынку уже ходят слухи, что вслед за ОАК в "Ростех" уйдет и Объединенная судостроительная корпорация и неофициальное название госкорпорации придется переделать на Минпромторг - ну а что, сбытовая компания уже есть.

В результате слова президента о том, что "Ростех" не должен расширяться "безмерно и бесконтрольно", можно трактовать не как предложение самой госкорпорации отказаться от консолидации непрофильных предприятий, а как предостережение тем, кто хочет обременить ее очередными проблемными активами....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка