Московский комсомолец
29 декабря 2017, 14:06
Первым делом - вертолеты
Еще одна лаборатория для проведения лабораторно-практических занятий и научно-исследовательских, а также опытно-конструкторских работ появилась благодаря Улан-Удэнскому авиазаводу, который передал ее в дар подшефному учебному заведению
Она открылась вместе с двумя новыми специальностями - "Монтаж, техобслуживание и ремонт электронных приборов" и "Оснащение средствами автоматизации технологических процессов и производств". Обе ныне входят в топ-50 наиболее востребованных профессий России.
Многофункциональная лаборатория организована по последнему слову техники, в чем лично убедились депутат ГД РФ Алдар Дамдинов, председатель комитета Народного Хурала РБ по социальной политике Александр Стопичев и первый заместитель министра образования и науки Бурятии Галина Фомицкая.
Теория без практики мертва
- Для нас это действительно важное событие, которое еще раз доказывает: промышленным предприятиям и учебным заведениям необходимо сотрудничать, чтобы подготовить профессиональные кадры, - заявил директор техникума Александр Налетов.
Управляющему директору У-УАЗ Леониду Белых предоставили почетное право открыть новую лабораторию, которая впечатляет своим составом оборудования - 11 стендами различной направленности. Среди них - "Схемотехника", "Электропривод", "Основы электроники" "Радиотехнические цепи" и многие другие. Здесь можно выполнить такие лабораторные работы, как определение неисправностей цепей постоянного и переменного тока электрооборудования авиастроительных предприятий, применение средств электротехнических измерений для проведения входного контроля электронных приборов и устройств бортовой авионики, наладка систем автоматики станков с ЧПУ на примере программируемых контроллеров SIEMENS, контроль параметров радиооборудования.
Эта и другие лаборатории от Улан-Удэнского авиационного завода позволяют подкреплять теоретические знания студентов практическими навыками. Общая стоимость оборудования составляет 4 млн. рублей.
- Здесь есть стенд электронной, а также измерительной, цифровой и микропроцессорной техники и типовых элементов устройств систем автоматического управления и средств измерений, - говорит преподаватель - инженер-энергетик Светлана Павлова. - Студенты могут снимать показания, используя не только измерительные приборы, но и компьютеры с программным обеспечением, выравнивать характеристики.
Как работает ноу-хау, со знанием дела демонстрировали сами студенты. Третьекурсник и лаборант Владимир Титов пояснил особенности работы на стенде "Основы автоматики": "Работу выполняют два микроконтроллера, программирование которых идет в специализированном программном обеспечении, установленном на ноутбуке. Так можно "запрограммировать" подсветку взлетной полосы, наружное и внутреннее освещение и работу автоматизированной линии".
В сборке лаборатории принимала участие не только фирма-поставщик из Казани, но и студенты, отметил Владимир: "Монтаж проходил в октябре этого года. С тех пор я потихоньку осваиваю новое оборудование, и признаюсь, что теория в тандеме с практикой куда интереснее".
Остальные ребята тоже "пробуют профессию" в реальном режиме: проектируют генератор на неодимовых магнитах, который может выручать при отключении света. Они готовы участвовать со своими наработками в региональных научно-практических конференциях. И то ли еще будет!
Второкурсница Анастасия, презентуя стенд "Электротехника и основы электроники", рассказала как он помогает контролировать радиооборудование вертолета.
Экскурсию продолжила преподаватель Светлана Павлова: "Стол радиомонтажника начального уровня позволяет провести контроль качества проведения поверхностного монтажа, smd-монтажа с использованием оптических увеличителей. А стенд "Автоматика, приводы и система управления станков с ЧПУ" позволяет не только делать "лабораторки", но и проходить практику на месте".
Такой лаборатории нет больше ни у кого, с гордостью отмечают сотрудники техникума. Она дополнила комплекс из десяти уже имеющихся, которые представляют почти все основные отрасли производства авиазавода - литейное и сварочное, механообработку и обработку давлением, метрологию, компьютерную и инженерную графику. Все были поставлены в рамках совместного инвестиционного проекта с холдингом "Вертолеты России" с целью создания современной материально-технической базы для подготовки высококвалифицированных специалистов для Улан-Удэнского авиазавода.
Подготовка и привлечение молодежи в вертолетную и машиностроительные отрасли Бурятии - приоритетная задача сотрудничества образования и производства, которая обсуждалась за круглым столом БРО "Союз машиностроителей" в бизнес-центре Улан-Удэнского авиационного завода.
Кто готовит кадры?
Уже много лет авиационный техникум и АО "У-УАЗ" активно реализуют дуальное обучение - подкрепляют теоретические знания практическими навыками и обеспечивают взаимодействие образования и производства, совершая серьезную и перспективную работу. Адресная подготовка ведется как в самом техникуме, так и на базовых кафедрах ВСГУТУ, реализуя принцип непрерывного образования. Но дефицит квалифицированного персонала по востребованным, и прежде всего, инженерным профессиям - конструкторы, технологи - остро ощущается в связи с развитием производства.
- Наш завод постоянно развивается, - отмечает Леонид Белых. - Однако для выхода на качественно новый уровень совершенствования выпускаемой продукции, производства по цифровым технологиям новых машин - вертолетов Ми-171А2 и Ка-226Т - нужны специалисты со специальным авиационным образованием: производственные мастера, технологи, конструкторы. А их не хватает. Ежегодно кафедра "Самолето- и вертолетостроение набирает 30 человек, а выпускает 8-10: многие не выдерживают и "отсеиваются" на первом-втором курсе. Сложившуюся ситуацию он связывает со слабой подготовкой в школах.
В связи с этим Белых предлагает изменить подход к общему среднему образованию и планирует поднять этот вопрос на парламентском часе очередной сессии Народного Хурала РБ. Ведь если не принять необходимые меры сейчас, то можно не справиться с заданными темпами развития экономики в будущем.
Первый заместитель министра образования и науки Республики Бурятия Галина Фомицкая отметили актуальность вопросов подготовки квалифицированных кадров, конструктивного взаимодействия образования и производства. Она подчеркнула, что школьникам необходима профилизация - олимпиады и, конечно, профориентационная работа, которая дала бы им возможность уяснить: какие инженерные специальности востребованы, какие предметы нужны для их получения и, главное, какой карьерный рост на предприятиях республики реально возможен.
- Важно определить зоны ответственности, - считает Фомицкая. - Образование обязано подготовить инженерно-технические кадры, востребованные на рынке труда. Работодатель же должен обеспечить их местами и стимулировать к освоению специальности во время профессионального обучения благодаря участию в совместных конструкторских исследованиях и изобретениях, практике отложенного контракта, гарантирующего выпускнику работу.
Дискуссию поддержал и экс-министр образования республики, депутат Госдумы от Бурятии Алдар Дамдинов. По словам депутата, лишь четверть студентов России обучаются по техническим специальностям. Но и у них уровень подготовки отстает от современных требований.
Дамдинов подчеркнул, что авиазавод - один из крупнейших налогоплательщиков, влияющий на социально-экономического развитие всего региона. И чтобы обеспечить его квалифицированными сотрудниками, нужно не просто совместить систему образования с потребностями производства, а сделать так, чтобы стороны дуального образования услышали друг друга. Он отметил, что нужно поработать и над имиджевой составляющей. Изменить стереотип восприятия инженерных и технических профессий выпускников школ и их родителей реально.
ГБПОУ "Авиационный техникум" - яркое тому доказательство. Все больше молодых людей, поступающих сюда, связывают свое будущее с авиастроением. Дальнейшее эффективное сотрудничество этого учебного заведения и флагмана промышленности Бурятии по подготовке квалифицированных кадров для предприятия, безусловно, повысит престиж технических специальностей, сократит время адаптации новичков на производстве. А это - уже серьезная заявка на покорение новых высот, уверены эксперты....
Авторские права на данный материал принадлежат «Московский комсомолец». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Апрель 25, 2024
Первый полёт полностью импортозамещённого МС-21 состоится до конца ноября
Апрель 24, 2024
Работая с клиентами, мы всегда вникаем в их потребности
Апрель 26, 2024
Росавиация не ожидает роста цен на авиабилеты на фоне требований по духоте
Апрель 26, 2024
Египетская авиакомпания запланировала чартеры из Перми на курорт Красного моря