О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Боевики вышли в воздушное пространство

Военные отбили атаку беспилотников на российские объекты в Сирии

В понедельник Минобороны сообщило о нападении радикальных исламистов на российские военные объекты. По данным военных, для атаки на авиабазу Хмеймим и пункт обеспечения в Тартусе боевики использовали 13 ударных беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) с установленными на них самодельными взрывными устройствами (СВУ). Ни один из них своей цели не достиг, а три беспилотника были захвачены. Военные утверждают, что сборка БПЛА без помощи специалистов, разбирающихся, например, в технологии наведения беспилотника самолетного типа по спутниковым координатам GPS, невозможна. Теперь спецслужбы изучают смеси, использовавшиеся при изготовлении взрывчатки,- это должно помочь им вычислить каналы поставки компонентов СВУ боевикам.

Первая информация об атаке боевиков с воздуха появилась в ночь на 6 января: тогда несколько военно-дипломатических источников "Ъ" сообщили, что подразделениям ПВО и РЭБ, дислоцирующимся в Хмеймиме и Тартусе, удалось успешно отразить нападение. В понедельник в Минобороны уточнили, что тогда системы ПВО выявили "13 малоразмерных воздушных целей неизвестной принадлежности", приближавшихся к российским объектам. По результатам полученных данных военные поняли, что речь идет о десяти ударных БПЛА, направленных к Хмеймиму, и еще трех - к Тартусу. Из них шесть подразделения РЭБ смогли взять под свой контроль: три беспилотника были успешно посажены вблизи базы, три сдетонировали при столкновении с землей. По данным "Ъ", сделать это в короткий срок удалось из-за того, что БПЛА перемещались при помощи аналогового, а не цифрового управления. Оставшиеся семь беспилотников были уничтожены расчетами зенитно-ракетных пушечных комплексов "Панцирь-С1". "Пострадавших или материального ущерба на российских военных объектах нет, объекты продолжают функционировать в плановом режиме",- добавили в Минобороны.

Пока ни одна из радикальных группировок не взяла на себя ответственность за атаку. Однако, по словам военных источников "Ъ", с большой долей вероятности речь идет о боевиках из "Ахрар аш-Шам" (организация запрещена в РФ): они уже безуспешно пытались применять БПЛА для уничтожения саперных подразделений сирийской армии в Хомсе. Тогда объекты были замечены на подлете и почти сразу уничтожены. Версию причастности именно этой группировки частично доказывает и расшифровка данных перехваченных БПЛА. Схожие беспилотники, по сведениям "Ъ", использовались боевиками и при минометном обстреле Хмеймима в ночь на 1 января. Однако и человеческие потери (десять раненых и два убитых военнослужащих), и повреждения техники (по неподтвержденным данным, их получили фронтовые бомбардировщики Су-24М и истребители Су-35С, а также военно-транспортный самолет Ан-72) стали следствием минометного обстрела, устроенного диверсионной группой боевиков с земли. Последнее нападение, в свою очередь, стало первым масштабным применением БПЛА со стороны исламистов за все время проведения кампании РФ в Сирии.

Сейчас российские военные проводят детальный анализ конструкции, технической начинки и СВУ, которые использовались при создании БПЛА. Технология изготовления (деревянное основание, фанерные крылья, большое количество скотча и пластика, кустарно доработанный мотор) не является технической находкой, говорит один из собеседников "Ъ", "но для одноразового применения боевикам другое и не нужно": "Для них это одноразовое изделие, запустил и забыл". Тем не менее, по словам специалиста, ряд технических решений позволяет говорить о том, что такие БПЛА противник может запустить с расстояния более 50 км, а наведение в данном случае будет осуществляться по спутниковым координатам GPS. В Минобороны убеждены, что такие технологии могли быть получены только от одной из стран, обладающих "высокими технологическими возможностями по обеспечению спутниковой навигации", а также разбирающейся в дистанционном управлении сброса СВУ в назначенные координаты. Сами БПЛА оснащены барометрическими датчиками и сервоприводами управления рулями высоты. Российский эксперт в области беспилотных систем Денис Федутинов отмечает, что "подобные БПЛА были у боевиков и в Ираке, и в Сирии, причем несколько раз даже засвечивалось их достаточно эффективное применение". "Работы в части беспилотной техники велись масштабно - закупались коммерчески доступные продукты малого класса, которые переделывали под несение ударной нагрузки, и даже существовало некоторое подобие специализированного производства собственных беспилотников",- подчеркивает он.

По результатам изучения БПЛА военные специалисты определили, что в прикрепленных к беспилотникам СВУ, созданных на базе минометного снаряда, использовались "взрыватели иностранного производства". На очереди ряд экспертиз, которые, по данным "Ъ", будут проводить уже представители российских спецслужб: эксперты-взрывотехники изучат тип и происхождение взрывчатых смесей, использованных при сборке СВУ, а после этого разведка должна вычислить возможные каналы поставки боевикам "чувствительных" технологий и устройств. Военные констатировали, что факт эксплуатации боевиками ударных БПЛА говорит о передаче боевикам технологий, позволяющих проводить теракты в любой стране.

Российские парламентарии, в свою очередь, посчитали, что последняя атака на военные объекты РФ в Сирии была совершена боевиками при помощи западных спецслужб. "При их непосредственном попустительстве, если не сказать при их оказании ими помощи",- заявил зампред комитета Госдумы по обороне Юрий Швыткин (цитата по "РИА Новости"). "В Сирии их (комплектующие для создания БПЛА.- "Ъ") просто так достать нельзя, это работа спецслужб, которые координируются США",- заявил он (цитата по "РИА Новости").

В Пентагоне, в свою очередь, агентству заявили, что устройства и технологии, использованные боевиками для создания ударного БПЛА, могут быть "легко приобретены на открытом рынке": "Это повод для беспокойства"....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка