О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Импортозамещение открыло новые возможности для кораблестроения

В Рыбинске успешно решается задача по созданию отечественных газотурбинных двигателей

Заместитель министра обороны Юрий Борисов совершил рабочие поездки в Рыбинск и Зеленодольск. Эти города разделяют несколько сотен километров, но предприятия, которые посетил Юрий Иванович, объединяет кораблестроительная тематика новой Государственной программы вооружения 2018-2027 годов.

Морской ход "Сатурна"

Замминистра прибыл в Рыбинск на ПАО "ОДК-Сатурн" для проведения совещания, посвященного развитию российской двигателестроительной отрасли. На сегодняшний день от общего объема продаж Объединенной двигателестроительной корпорации ее продуктовый ряд в авиационном секторе составляет 74 процента, газотурбинные двигатели (ГТД) промышленного применения - 21 процент, по два процента приходится на двигатели морского и специального назначения, около одного - для космоса. Поэтому неудачи и успехи отечественных двигателестроителей оказывают огромное влияние на развитие многих отраслей промышленности.

Рабочий визит начался со знакомства с новыми производственными возможностями предприятия в области разработки и изготовления ГТД для кораблей. Это позволило еще до начала совещания обсудить ряд вопросов, как говорится, на живых примерах.

Необходимо напомнить, что несколько лет назад украинское государственное предприятие "Научно-производственный комплекс газотурбостроения "Зоря" - "Машпроект" отказалось выполнять контракты на поставку силовых установок для Военно-морского флота России.

Срыв поставок двигателей вызвал большой информационный шум, некоторые эксперты предрекали даже срыв планов российского кораблестроения, в частности по фрегатам проекта 11356.

Но в это же время на рыбинском предприятии активно велась работа по реализации программы импортозамещения.

В рамках ее выполнения и проведения опытно-конструкторских работ (ОКР) был построен испытательный комплекс, который в полной мере отвечает всем мировым стандартам. Параллельно со строительством в период с 2014 по 2017 год на производственных площадках завода велись ОКРы по трем морским силовым установкам - "М90ФР" (мощностью 27 500 лошадиных сил), "Агрегат-ДКВП" (мощностью 10 000 лошадиных сил) и "М70ФРУ-Р", направленные на обеспечение независимости от импорта с Украины.

Создание двигателей шло по пути унификации, а также закладывалась возможность создания на их базе двигателей с более высокими характеристиками по мощности. В итоге специалисты "ОДК-Сатурн" сконструировали ГТД, имеющие большой модернизационный потенциал. Немалую роль в успехе сыграл не только конструкторский талант, но и уникальный парк станков, который в технологическом плане более совершенен, чем заводское оборудование на украинском предприятии.

Управляющий директор ПАО "ОДК-Сатурн" Виктор Поляков заявил, что предприятие готово начать серийное производство морских ГТД на смену украинским силовым установкам.

- Параллельно с завершившимися опытно-конструкторскими работами уже запущены в производство первые серийные агрегаты для кораблей Военно-морского флота, - рассказал управляющий директор. - Мы имеем новые компетенции, которые обеспечат нам необходимое для Минобороны количество силовых установок.

Поляков пояснил, что двигатели, которые будут строиться на "ОДК-Сатурн", предназначены для широкого спектра кораблей, начиная от судов на воздушной подушке типа "Зубр" и катеров "Мурена" и заканчивая кораблями ближней и дальней морских зон.

На встрече с журналистами Юрий Борисов рассказал и о дальнейшей судьбе фрегатов проекта 11356.

- Они заложены и сейчас в разной степени готовности, их строительство было приторможено именно по причине отсутствия силовых установок, но теперь их строительству ничего не мешает. Куда они пойдут, решит флот, - заявил замминистра.

Одновременно с реализацией программы импортозамещения завод продолжил реализовывать контракты по другим тематикам гражданского и военного двигателестроения. Как заявил Юрий Борисов, ПАО "ОДК-Сатурн" в рамках гособоронзаказа на 2017 год полностью выполнило все свои обязательства.

При этом для военных на сегодняшний день в приоритете не только тематика производства двигателей.

- Нас очень интересует изготовление групповых ремонтных комплектов для авиадвигателей украинского производства, которое также осваивается, в частности, здесь, на рыбинском заводе. Мы посмотрим и оценим ход проведения данных работ, а также сроки поставки групповых ремонтных комплектов, - отметил Юрий Борисов.

Вымпел судостроения

Следующим пунктом рабочей поездки в Рыбинск стало посещение заместителем министра обороны Юрием Борисовым судостроительного завода "Вымпел". Предприятие специализируется на серийном выпуске средне- и малотоннажных морских, речных судов, а также катеров военного и гражданского назначения. За последние 40 лет более 1800 произведенных на верфи катеров было поставлено в 29 стран Европы, Ближнего Востока, Юго-Восточной Азии, Африки и Латинской Америки.

В беседе с журналистами замглавы военного ведомства сообщил, что в 2016-2017 годах предприятие поставило ВМФ России противодиверсионные катера проекта 21980 "Грачонок", которые на флотах используются прежде всего для выполнения противодиверсионных задач.

Сегодня по заказу военного ведомства на верфи строятся и модернизируются шесть кораблей. Выполнение их поставки запланировано до 2019 года. Замминистра пояснил, что речь идет о строительстве новых гидрографических судах проекта 19910 "Николай Скосырев", морских транспортах вооружения проекта 20360М "Геннадий Дмитриев" и модернизации двух МРК проекта 12418 "Молния".

В настоящее время завод "Вымпел" вышел на этап структурных преобразований. Концерн "Калашников", в который он входит, запланировал создание судостроительного кластера. В него, в частности, войдет "Верфь братьев Нобель", на которой заложено строительство головного сухогрузного судна проекта RSD79 (первое из восьми). Следующим шагом в развитии судостроительной тематики могло бы стать увеличение доли гособоронзаказа. Планируют ли в Минобороны поддержать новую кооперацию гособоронзаказом?

- Планируем, но в разумных пределах. Вы знаете, что появилось много игроков с возможностями строительства судов подобного класса с тоннажем до 2000 тонн, - заявил Юрий Борисов. - Наша задача - каждому из них найти достойное место, не заниматься ненужным распылением сил, не устраивать среди них излишнюю конкуренцию, и при этом мы не должны потерять динамично растущие предприятия. Вместе с Минпромторгом будем думать, как правильно позиционировать на рынке новых игроков с учетом интересов Объединенной судостроительной корпорации.

Торжество по плану

13 января на Зеленодольском заводе имени А.М. Горького прошла торжественная церемония закладки шестого из серии патрульного корабля проекта 22160 - "Николай Сипягин", спроектированного АО "Северное проектно-конструкторское бюро".

- Верховным Главнокомандующим в конце прошлого года была одобрена новая Государственная программа вооружения. В ней достойное место занимает вооружение, связанное с Военно-морским флотом, и для вас найдется работа. Я считаю, что мы с руководством Зеленодольского завода должны очень плотно поработать в этом году, чтобы обеспечить вас заказами на все десять лет, - заявил Юрий Борисов.

По его словам, начиная с патрульных кораблей, катеров Зеленодольский завод сейчас устойчиво вышел на рынок создания кораблей ближней морской зоны. Он отметил, что патрульные корабли, малый ракетный корабль, малый корвет уже стали предметом гордости российских Вооруженных Сил. Было отмечено, что корабли, построенные в Зеленодольске, отлично проявили себя в Сирии.

- Они хоть и маленькие, но очень "зубастые" и имеют на вооружении крылатые ракеты большой дальности "Калибр", - отметил Борисов. - Год начинается для вас очень хорошо, с закладки корабля. Это надежда на будущее, на то, что завод будет развиваться.

Наша справка

Корабль получил наименование в честь командира 4-го дивизиона сторожевых катеров охраны водного района Новороссийской военно-морской базы Черноморского флота Героя Советского Союза капитана 3 ранга Николая Ивановича Сипягина.

Отвечая на вопросы журналистов, замминистра обороны рассказал, что проект 22160 был предложен проектантами Военно-морскому флоту для антитеррористических операций и борьбы с пиратством. По оценкам военных экспертов, корабль вполне надежно обеспечивает выполнение такой задачи при сопровождении гражданских судов. Минобороны заказало шесть таких кораблей.

Согласно данным конструкторов, корабль проекта 22160 имеет водоизмещение не более 1700 т, но обеспечивает дальность плавания 6000 морских миль с длительностью автономного присутствия в дальней морской зоне до 60 суток. Максимальная скорость корабля - не менее 27 узлов. Он спроектирован с учетом обеспечения комфортных условий размещения экипажа в 80 человек. Для увеличения поискового потенциала и проведения поисково-спасательных операций на нем предусмотрена возможность базирования вертолета Ка-27ПС. Корабль оснащен 57-мм артиллерийской установкой, зенитным ракетным комплексом, пулеметами. Кроме того, имеются радиотехническое и гидроакустическое вооружение, средства радиоэлектронного противодействия....
Авторские права на данный материал принадлежат «Красная звезда». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка