О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Бортпроводник Любовь Суворова: "Родов в небе у нас пока не было"

О романтике на работе и видах за бортом, требованиях к внешности стюардесс и актерских данных cherinfo рассказала бортпроводник авиапредприятия "Северсталь" Любовь Суворова

О романтике на работе и видах за бортом, требованиях к внешности стюардесс и актерских данных cherinfo рассказала бортпроводник авиапредприятия "Северсталь" Любовь Суворова.

- Любовь, что входит в обязанности бортпроводника?

- Основная задача - обеспечить безопасность на борту. Не менее важны комфорт и уют пассажиров. Мы немножко актеры и актрисы, ведь в полете нужно всегда улыбаться, никаких заплаканных глаз. Недавно вот девушка летела в Апатиты, как я поняла, на похороны. Когда прилетели, она выходит из самолета и говорит: "Я лечу, мне хочется плакать, но смотрю на вас, и становится легче". После таких слов понимаешь, что слабинку себе нельзя дать. Пассажирам должно быть комфортно на борту, как дома. Даже если самолет трясет, кружим или ушли на запасной аэродром, пассажиры видят, что я спокойна, и сами меньше переживают.

- Как готовитесь к полету?

- В аэропорт приезжаем за полтора часа, проходим медосмотр, берем списки пассажиров. Узнаем, есть ли на борту дети без сопровождения, животные. Все моменты обговариваем с экипажем на предполетном брифинге. Экипаж поднимается на борт за час до вылета. За это время я проверяю аварийно-спасательное оборудование, принимаю питание, багаж, раскладываю пледы, проверяю салон. Уборкой салона после рейса занимаются специальные службы.

- Как организовано питание на борту?

- На регулярный рейс питание в ресторане заказывает служба организации перевозок. На чартерные рейсы питание заказывает бортпроводник, исходя из пожеланий пассажиров: едят ли свинину, есть ли вегетарианцы. Но бортпроводник всегда принимает продукты, проверяет, во сколько все приготовлено, качество еды. Питание принимаю и для пассажиров, и для экипажа. Командир и второй пилот никогда не едят одинаковые блюда. Если командир выбирает мясо, то второму пилоту предложат курицу или рыбу. Это такое правило, чтобы летный экипаж полностью не вышел из строя, если вдруг с продуктами что-то не так.

- Какие требования предъявляются к бортпроводнику?

- Возраст - от 18 лет, среднее специальное или высшее образование, отличное здоровье и свободный английский. Бортпроводник проходит психологические тесты, с психологом отрабатываются внештатные ситуации. Но начать нужно с врачебно-летной экспертной комиссии. Их несколько в России: в Москве, Петербурге и Воронеже. Это серьезное обследование: проверяют слух, зрение, сердце, на стульях крутят, проверяют пульс, чтобы при любых перегрузках человек мог работать. Есть два варианта стать бортпроводником: пройти комиссию, отучиться и устраиваться в авиакомпанию. Другой вариант - направить резюме в авиакомпанию, пройти собеседование, и тогда уже авиакомпания сама направит на учебу.

- Чему учат в школе бортпроводников?

- Школ бортпроводников в России несколько, в основном они в крупных городах. Я училась в Петербурге. Сначала прошли теоретический курс, потом на полторы недели ездила уже в Москву на практику. Занимались в кабинете, который выглядит как салон самолета, все внештатные ситуации отрабатывали в этом классе. Прошли огонь и воду в прямом смысле. Часть подготовки бортпроводников - аварийные ситуации. Учат, как открывать аварийные люки, выходы, какие команды кричать, как быстро эвакуировать пассажиров… По мировым стандартам у бортпроводника всего лишь 90 секунд на эвакуацию. Хорошо, если 50 пассажиров, а может быть и 200! Нас учили съезжать по надувным трапам, правильно их надувать, обучали тушить пожары. Там есть спецкомната, на экзамене огонь может загореться в любом месте, и нужно быстро и правильно потушить пожар.

- А если не сдаешь экзамен, шанс пересдать есть?

- Тут все строго: либо сдаешь на отлично, либо не прошел. Ведь в полете я не смогу сбегать за тетрадкой и посмотреть правильный ответ. Бортпроводник должен знать алгоритм действий на сто процентов. При тушении пожара, к примеру, есть схема: если загорелось кресло, тушить его от периферии к центру. Еще мы учились надувать трап-плот, просто плот, спасать утопающих. Учеба длится чуть больше трех месяцев. Изучали и нормативно-правовую базу авиации, авиационный английский. Без свободного авиационного английского не устроиться ни в одну компанию. Все аварийные процедуры надо знать на английском языке. Но если знаешь немецкий, испанский, восточные языки, то это плюс. Также обязательно изучается медицина, отрабатываются всякие ситуации: переломы, кровотечения, приступы эпилепсии, потеря сознания, сердечные приступы и даже роды.

- Вам случалось принимать роды во время полета?

- У нас были разные ситуации, но родов пока не было. Максимальная дальность полета CRJ-200 - четыре часа и в основном над сушей. Если начнутся роды, то, скорее всего, будет экстренная посадка. Но теоретически мы все знаем. Экстренные роды в рейсе я смогу принять.

- К внешности бортпроводника предъявляются какие-то требования?

- Есть стандарты. Рост - от 165 до 175 сантиметров, но это зависит от авиакомпании. У нас самолеты не очень большие, и с ростом выше 175 не очень удобно в салоне работать. Телосложение приветствуется спортивное. С распущенными волосами нельзя на рейс, волосы должны быть убраны плотно. С распущенными можно ходить, если волосы не касаются воротничка. Обязателен макияж, но не броский, акцент на глаза или губы. Допускается только по одной сережке в ухе, причем сережки должны быть маленькие. Длинные нельзя по соображениям безопасности. Обязателен маникюр, но тоже спокойный. У нас и в "Аэрофлоте" красный маникюр запрещен. В Azur air, учредителями которой являются граждане Турции, наоборот, приветствуется красный маникюр. Также можно носить только одно кольцо и без объемных камней, чтобы и себя не задеть, и пассажира нечаянно не поцарапать.

- А с татуировками, пирсингом возьмут в бортпроводники?

- Татуировки, пирсинг, тоннели в ушах запрещены. На рейс нужно приходить строго по форме. Даже туфельки у нас специальные, некоторые их называют "галошками". Они на устойчивом каблуке, а не на шпильке. Высота каблука строго регламентируется: от четырех до шести сантиметров. Также обязательны наручные часы с секундной стрелкой, чтобы четко контролировать время.

- Вам нравится ваша форма?

- Форма удобная, сшита из специальных тканей. У нас несколько комплектов: юбка, брюки, рубашки, пиджак, платья. Бортпроводник сам выбирает, в чем лететь, в зависимости от погоды. У нас даже колготки регламентируются по цвету: зимой летаем в черных, в мае переходим на бежевые.

- Куда в основном летаете?

- Основные направления - Москва, Петербург, Ухта, Апатиты, Мурманск, Калининград, Минводы, Великий Устюг, летом - Сочи, Анапа, Геленджик. Из заграничных рейсов - Бургас, Батуми и Хельсинки. Есть чартерные рейсы по России и за рубеж.

- Как распределяются рейсы между бортпроводниками?

- Все регламентировано приказом о времени работы и отдыха экипажей. Если прилетаешь около 11 вечера, то на утро в рейс не отправят, в Череповце должно быть не меньше 12 часов отдыха между рейсами, в другом аэропорту - не меньше десяти. Новых бортпроводников ставят на внутренние рейсы, чартеры требуют большей подготовки, новичок может растеряться. Если кто-то заболел, есть резервный экипаж: если что случится, могут и в четыре утра позвонить и вызвать. В течение часа нужно собраться и быть в аэропорту. Пассажиры не должны пострадать.

- Вы замужем за пилотом, часто летаете вместе?

- Очень редко. Я в службе бортпроводников, он - в летной службе. Часто бывает, что он прилетел ночью, а у меня вылет утром. На личную жизнь мало времени, но есть в этом и плюсы: скучаем друг по другу, всегда есть чем поделиться, что обсудить, никакой рутины. Находим время и на семью, и на родителей, и на спорт.

- Когда прилетаете в другой город, страну, есть возможность осмотреть достопримечательности?

- Все зависит от рейсов. Иногда это только отдых в гостинице и вылет. Если же стоянка два-три дня, стараемся выйти погулять. Это приятная часть работы.

- Как долго можно работать бортпроводником?

- Все зависит от здоровья. Пройдешь летно-экспертную комиссию - можно и в 55 летать. А у кого проблемы со здоровьем, приходится менять профессию.

- Профессиональные заболевания у бортпроводников есть?

- Самое частое - варикозное расширение вен. Бортпроводник пять минут после взлета сидит, а потом все время на ногах, все перепады давления мы переносим стоя. Нужно заниматься спортом, чтобы разгонять кровоток. Мы и на турслеты ездим, в прошлом году заняли второе место из 21 команды дивизиона.

- При беременности можно работать?

- Это опасно и для мамы, и для малыша. При беременности сразу списывают на землю: занимаешься бумагами, документами, обычная пятидневка, летать уже нельзя.

- Сталкивались с пассажирами-дебоширами?

- Я год летаю и в восторге от пассажиров, это очень благодарные люди! Наземные службы все жестко контролируют, пьяных не пускают на рейс. Это правильно, это безопасность остальных пассажиров в первую очередь. Бывает, люди боятся летать, бывают зоны турбулентности, или где-то нет погоды, и мы вынуждены кружить, ждать. Если кому-то нужна вода, таблетка - все предлагаем. Пассажиры адекватно все воспринимают.

- Как вы оказались в профессии, это мечта детства?

- Я окончила череповецкий филиал СПбГУ, специальность "Экономика на предприятиях туризма и гостиничного хозяйства". После института два года работала в сфере туризма. Работа была интересная, но решила идти дальше. Отправила резюме в три компании, где хотела работать. Одна из них - авиапредприятие. Прошла собеседование и первые два года работала диспетчером. Работа сложная и ответственная, нужно очень оперативно действовать. Два года наблюдала за профессией бортпроводника, видела все нюансы профессии и решила, что очень хочу в небо.

- Вы летаете уже год, отношение к профессии изменилось?

- Я обожаю свою работу! Я пошла учиться на бортпроводника, когда мне было 25. Теперь понимаю, что это профессия не для 18-летних девушек, которые только школу окончили. Да, романтика. Всем кажется: пришла красивая, пассажирам поулыбалась, улетела-прилетела… На самом деле это сложный в физическом и в эмоциональном плане труд. Нужно понимать, какая на тебе лежит ответственность за жизни других. У нас есть профессиональная поговорка: "Нет лучшей работы, чем в небе, но нет лучшей жизни, чем на земле".

Термин "бортпроводник" появился относительно недавно. До 1998 года профессия стюарда официально именовалась Flight Attendant (летный помощник). С сентября 1998 года профессия называется Cabin Crew (экипаж салона лайнера - бортпроводник). В череповецкой авиакомпании первой "принцессой неба" считается Наталья Нечаева (сейчас Шалыгина), на должность стюардессы ее взяли 17 мая 1995 года. Сейчас она работает бортпроводником-инструктором....
Авторские права на данный материал принадлежат «Официальный сайт города Череповца». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка