Автор: Елизавета Кузнецова, Анастасия Веденеева
Опубликовано: 23.01.2018, 08:45
 

"Ренова" заходит на посадку в Сургуте


[image]

Как стало известно "Ъ", холдинг "Аэропорты регионов" группы "Ренова" получил 20% акций аэропорта Сургута. До сих пор основным претендентом на аэропорт с пассажиропотоком 1,7 млн человек в год считался "Новапорт" Романа Троценко, и в холдинге до сих пор не отказываются от этой идеи. Но в "Аэропортах регионов" уже планируют далеко вперед, собираясь построить в Сургуте новый терминал и развивать другие аэропорты региона.

О том, что "Аэропорты регионов" (входит в группу "Ренова" Виктора Вексельберга) приобрели 20% аэропорта Сургута, "Ъ" рассказал гендиректор холдинга Евгений Чудновский. Доля выкуплена у частных лиц, сделка закрыта в конце 2017 года, ее сумма не раскрывается. Господин Чудновский добавил, что "у властей региона есть реальный запрос на улучшение качества перевозок и изменения авиационной инфраструктуры округа". Поэтому "Аэропорты регионов" рассматривают возможность строительства нового терминального комплекса в аэропорту Сургута и заинтересованы участвовать "в комплексном развитии аэропортовой составляющей ХМАО". На территории округа сейчас работают девять аэропортов, две посадочные площадки и более 80 вертолетных площадок. Три международных аэропорта в Сургуте, Нижневартовске и Ханты-Мансийске обеспечивают более 80% всех пассажирских и грузовых авиаперевозок.

Аэропорт Сургута - крупнейший в ХМАО, по итогам 2017 года его пассажиропоток вырос на 15,7%, до 1,7 млн человек. Около 20 авиакомпаний выполняют из аэропорта рейсы по более чем 100 направлениям. Крупнейший перевозчик Utair, на которого приходится 50,3% пассажиропотока 2017 года. Выручка аэропорта в 2017 году - 3,3 млрд руб., чистая прибыль - 48,5 млн руб.

Однако структура собственности аэропорта Сургута остается запутанной, и расклад сил в его капитале до конца непонятен. На конец 2017 года владельцами ОАО "Аэропорт Сургут", по данным "СПАРК-Интерфакса", были тюменское ООО "Солар" и ООО "Валенто" из Московской области (по 24%, бенефициары - кипрские офшоры), еще 15% у неназванного гражданина РФ, 8% у Utair, по 5% у "Когалымавиа" и ООО "Газпром Трансгаз Сургут".

Еще 19% акций раньше принадлежало ДИЗО администрации Сургута, который ликвидирован в феврале 2016 года. Кому передан пакет, не раскрывалось, сам "Аэропорт Сургут" последний раз публиковал отчетность за 2015 год. При этом, как следует из данных kartoteka.ru, "Валенто" также владеет 25% акций тюменского аэропорта Рощино, который официально полностью контролирует "Новапорт" Романа Троценко, и с декабря 2017 года находится в процессе ликвидации (долго ее учредителем была кипрская Adalenta Holding, с января 2017 года - Виталий Шпортенко).

Именно "Новапорт" до сих пор считался самым вероятным потенциальным инвестором аэропорта Сургута. В середине 2017 года власти ХМАО говорили, что ведут переговоры о передаче части акций именно "Новапорту". Впрочем, чиновники обещали провести "всестороннюю экспертизу", поскольку "важно, чтобы новый игрок не начал формировать несправедливую тарифную политику воздушных перевозок в округе". Сейчас в "Новапорте" лишь говорят, что "по Сургуту нет решения".

Источник "Ъ", знакомый с ситуацией, отмечает, что авиаперевозки в регионе постоянно поддерживаются за счет федеральных и региональных субсидий: "Понятно, что в глазах инвестора это солидная поддержка развития аэропортового проекта". По данным уральского информагентства Znak, ежегодно на полеты в регионе региональные власти выделяют Utair из бюджета от 500 млн руб. На прошлой неделе губернатор ХМАО Наталья Комарова сообщила, что Utair представит в марте 2018 года план развития авиаперевозок в округе, который она же прошлой осенью поручила подготовить.

В Росавиации "Ъ" сообщили, что полеты в Сургут выполняются в рамках постановления о развитии региональной маршрутной сети. В 2017 год по субсидиям в Сургут летали "ЮВТ Аэро", Nordstar и S7, выполняя рейсы из Казани, Бугульмы, Красноярска, Новосибирска, Норильска и Перми. По итогам 2017 года размер федеральных субсидий составил 357,3 млн руб. В начале 2018 года полеты в Сургут субсидируются из Казани, Красноярска и Перми, рейсы выполняют "ЮВТ Аэро", Nordstar и "Руслайн". Но сейчас финансирование составляет менее 122 млн руб., уточнили в ведомстве.

Исполнительный директор "Авиапорта" Олег Пантелеев поясняет, что аэропорт Сургута - "важный транспортный узел нефтедобывающего региона с хорошей перспективой роста пассажиропотока". В нынешнем виде, добавляет эксперт, инфраструктура явно устарела и недостаточна, особенно для обслуживания международных рейсов. В то же время, отмечает господин Пантелеев, пакет в 20% - это, по сути, заявление о намерениях, только контрольный пакет позволит полноценно влиять на развитие аэропорта.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 23 января 2018 года | Дайджест публикаций за 23 января 2018 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «Коммерсантъ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: ЮВТ АЭРО, Аэропорт Сургут, Управляющая компания "Аэропорты Регионов", Новапорт Холдинг, Аэропорт, Авиакомпания "Сибирь", Авиакомпания Utair, АЭРО (в процессе тестирования)