Автор: Ольга Самофалова
Опубликовано: 02.02.2018, 09:15
 

Новейшему российскому авиалайнеру созданы условия для успеха


[image]

"Это свидетельство возвращения России статуса великой авиационной державы". Такими словами глава "Аэрофлота" оценил важнейшее для российского авиапрома событие - подписание твердого контракта на поставку авиалайнеров МС-21. Почему же еще не все авиакомпании, выражавшие интерес к новой машине, готовы размещать твердые заказы на этот лайнер?

"Аэрофлот" и лизинговая "дочка" Ростеха компания "Авиакапитал-Сервис" объявили о подписании твердого контракта на поставку 50 новейших российских пассажирских самолетов МС-21. Таким образом, "Аэрофлот" станет крупнейшим эксплуатантом этих магистральных лайнеров нового поколения. "Аэрофлот" и ранее выражал интерес к лайнеру, однако до этого было подписано лишь соглашение о намерениях.

Глава "Аэрофлота" Виталий Савельев назвал подписание твердого контракта на 50 МС-21 историческим рубежом для всей страны. "Россия создала первый магистральный самолет нового поколения. Это свидетельство возвращения России статуса великой авиационной державы. Сегодня, в том числе учитывая геополитическую обстановку, мы видим, что для развития успеха нам крайне необходима конкурентоспособная отечественная техника - качественная и экономичная", - заявил Савельев. В мае 2017 года МС-21 впервые поднялся в небо.

"Аэрофлот" заказал МС-21 на 169 пассажиров с бизнес-классом на 16 кресел. Твердый контракт предполагает поставки самолета с первого квартала 2020 года по 2026 год. Сумма лизинговых платежей и резервов на их техническое обслуживание составит более 5 млрд долларов. Выходит, что один самолет обойдется авиакомпании в 100 млн долларов. "Это дешевле, чем его западные конкуренты - Boeing 737 MAX и Airbus серии neo, цена на которые начинается от 120 млн долларов", - отмечает редактор портала "Авиа.ру" Роман Гусаров.

Новейший российский ближне-среднемагистральный узкофюзеляжный лайнер создается на замену Ту-154 и Ту-134. МС-21 должен иметь лучшие характеристики по расходу топлива и более низкие прямые операционные расходы, чем модернизированные А320neo и Boeing 737 MAX. Крейсерская скорость у МС-21 также выше, чем у европейского конкурента. Даже салон российского лайнера более удобен - удалось сделать проход между креслами шире, сделать быстрее посадку и высадку пассажиров, а также уборку салона. Все это означает для авиакомпаний экономию времени на обороте самолета в аэропорту, а значит, сокращает затраты.

Первые 25 самолетов будут поставлены с иностранным двигателем W1400G от Pratt & Whitney, но с 26-го самолета перевозчик имеет опцию получать лайнеры с российскими двигателями ПД-14, которые сейчас проходят сертификационные испытания.

ПД-14 - новейший и полностью отечественный двигатель, создаваемый Объединенной двигателестроительной корпорацией (ОДК). Россия вообще впервые со времен распада СССР проектирует новый двигатель. Именно ПД-14 должен обеспечить превосходство МС-21 над А320 и Boeing-737 и паритет с теми двигателями, которые будут установлены на модернизированных западных самолетах.

Всего корпорация "Иркут" имеет в общей сложности 315 заказов на МС-21, из которых 175 - твердые контракты, говорил в ноябре вице-президент по маркетингу и продажам компании Кирилл Будаев. По его словам, производство по срокам закрыто на первые четыре года точно.

"Портфель заказов более 300 самолетов, но все контракты в разной степени "твердости", и их еще предстоит формализовать. Но, в принципе, для старта программы заказанных 50 самолетов уже вполне достаточно. Мощности по выпуску самолетов будут загружены на несколько лет вперед. В первый год выпуска будет произведено самолетов пять-семь, и дальше будет удвоение выпуска. Сразу выйти на 30-50 самолетов в год невозможно, серийное производство будет раскручиваться постепенно", - считает Роман Гусаров.

По плану, в первый год "Иркут" соберет четыре МС-21 и за три года выйдет на выпуск 20 самолетов в год, а еще через три года нарастит производство до 70 лайнеров в год.

"Одновременно с выпуском лайнеров для "Аэрофлота" будут выполняться заказы и для других покупателей. Есть большой контракт от компании "Ильюшин Финанс"", - добавляет авиационный эксперт. Твердые заказы сделали авиакомпании Red Wings на 16 самолетов, и "Ираэро" - заказала 10 машин. Твердый контракт на МС-21 в копилке лизинговой компании "ВЭБ-лизинг". И еще в 2013 году "Сбербанк Лизинг" также заключил твердое соглашение на поставку 20 самолетов МС-21 стоимостью 1,7 млрд долларов с корпорацией "Иркут", которая вместе с ОКБ Яковлева и разработала этот лайнер.

Почему не все до сих пор перевели соглашения о намерениях в твердые контракты? Во-первых, непонятно было, когда начнется серийное производство. Шел этап испытаний, и сдвиг сроков для проектов, в которых создается абсолютно новая машина, нормальная ситуация. "Когда становится понятен старт серийного производства, тогда можно более четко расписать график выпуска, а значит, и заключать твердые контракты, где оговариваются уже не только стоимость, но и сроки выполнения и все остальные обязательства вплоть до штрафных санкций в случае задержки. В авиации считается так: если нет штрафных санкций за не вовремя поставленный самолет или нет невозвратного депозита за заказ, то контракт считается не совсем "твердым", - объясняет Гусаров.

Постепенно покупатели начнут переводить соглашения в твердые заказы. Одни будут ждать окончания сертификационных испытаний и подтверждения заявленных характеристик, другие - когда МС-21 впервые появятся в коммерческой эксплуатации. Машина совершенно новая, и многие сначала захотят посмотреть ее в действии.

"Сделка с "Аэрофлотом" подтверждает, что российский гражданский авиапром возвращает утраченные в прошлом позиции и встает в один ряд с ведущими мировыми производителями. МС-21 - это по-настоящему прорывной результат для авиационной отрасли, - заявил гендиректор Ростеха Сергей Чемезов. - В самолете применяются передовые материалы и системы последнего поколения, созданные ведущими отечественными компаниями".

И это действительно так - многие технологии, которые использованы в МС-21, не то что в России, а во всем мире никто не использовал при строительстве гражданских авиалайнеров подобного типа. Одна из технологических особенностей МС-21 - использование композитных материалов, доля которых в конструкции должна составить 40%. Основное преимущество - композитное крыло. На узкофюзеляжных самолетах, коим является МС-21, ни у "Боинга", ни у "Эйрбаса" композитного крыла нет. Композитные крылья есть лишь у широкофюзеляжных самолетов Boeing-787 Dreamliner и А350. Однако Россия разработала собственные композитные технологии, которые позволяют сделать крыло дешевле и легче.

Еще один повод для гордости - "интеллект" лайнера МС-21. Российские специалисты разработали программное обеспечение, в котором заложен алгоритм и функции управления самолетом - множество так называемых защит от дурака, которых нет у зарубежных самолетов. Это повышает безопасность самолета и снижает риски человеческого фактора при его управлении.

Если первый созданный в современной России SSJ-100 получился вполне современным и достойным лайнером, не уступающим своим одноклассникам по летным характеристикам, то МС-21 должен закрепить тенденцию возвращения России в число держав, способных создавать авиалайнеры высокого класса. А заказ "Аэрофлота" является крайне важной поддержкой для столь наукоемкого и дорогостоящего проекта.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 2 февраля 2018 года | Дайджест публикаций за 2 февраля 2018 года
Авторские права на данный материал принадлежат сайту «Взгляд». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: МС-21 (в процессе тестирования)