О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Новейшему российскому авиалайнеру созданы условия для успеха

"Это свидетельство возвращения России статуса великой авиационной державы". Такими словами глава "Аэрофлота" оценил важнейшее для российского авиапрома событие - подписание твердого контракта на поставку авиалайнеров МС-21

"Это свидетельство возвращения России статуса великой авиационной державы". Такими словами глава "Аэрофлота" оценил важнейшее для российского авиапрома событие - подписание твердого контракта на поставку авиалайнеров МС-21. Почему же еще не все авиакомпании, выражавшие интерес к новой машине, готовы размещать твердые заказы на этот лайнер?

"Аэрофлот" и лизинговая "дочка" Ростеха компания "Авиакапитал-Сервис" объявили о подписании твердого контракта на поставку 50 новейших российских пассажирских самолетов МС-21. Таким образом, "Аэрофлот" станет крупнейшим эксплуатантом этих магистральных лайнеров нового поколения. "Аэрофлот" и ранее выражал интерес к лайнеру, однако до этого было подписано лишь соглашение о намерениях.

Глава "Аэрофлота" Виталий Савельев назвал подписание твердого контракта на 50 МС-21 историческим рубежом для всей страны. "Россия создала первый магистральный самолет нового поколения. Это свидетельство возвращения России статуса великой авиационной державы. Сегодня, в том числе учитывая геополитическую обстановку, мы видим, что для развития успеха нам крайне необходима конкурентоспособная отечественная техника - качественная и экономичная", - заявил Савельев. В мае 2017 года МС-21 впервые поднялся в небо.

"Аэрофлот" заказал МС-21 на 169 пассажиров с бизнес-классом на 16 кресел. Твердый контракт предполагает поставки самолета с первого квартала 2020 года по 2026 год. Сумма лизинговых платежей и резервов на их техническое обслуживание составит более 5 млрд долларов. Выходит, что один самолет обойдется авиакомпании в 100 млн долларов. "Это дешевле, чем его западные конкуренты - Boeing 737 MAX и Airbus серии neo, цена на которые начинается от 120 млн долларов", - отмечает редактор портала "Авиа.ру" Роман Гусаров.

Новейший российский ближне-среднемагистральный узкофюзеляжный лайнер создается на замену Ту-154 и Ту-134. МС-21 должен иметь лучшие характеристики по расходу топлива и более низкие прямые операционные расходы, чем модернизированные А320neo и Boeing 737 MAX. Крейсерская скорость у МС-21 также выше, чем у европейского конкурента. Даже салон российского лайнера более удобен - удалось сделать проход между креслами шире, сделать быстрее посадку и высадку пассажиров, а также уборку салона. Все это означает для авиакомпаний экономию времени на обороте самолета в аэропорту, а значит, сокращает затраты.

Первые 25 самолетов будут поставлены с иностранным двигателем W1400G от Pratt & Whitney, но с 26-го самолета перевозчик имеет опцию получать лайнеры с российскими двигателями ПД-14, которые сейчас проходят сертификационные испытания.

ПД-14 - новейший и полностью отечественный двигатель, создаваемый Объединенной двигателестроительной корпорацией (ОДК). Россия вообще впервые со времен распада СССР проектирует новый двигатель. Именно ПД-14 должен обеспечить превосходство МС-21 над А320 и Boeing-737 и паритет с теми двигателями, которые будут установлены на модернизированных западных самолетах.

Всего корпорация "Иркут" имеет в общей сложности 315 заказов на МС-21, из которых 175 - твердые контракты, говорил в ноябре вице-президент по маркетингу и продажам компании Кирилл Будаев. По его словам, производство по срокам закрыто на первые четыре года точно.

"Портфель заказов более 300 самолетов, но все контракты в разной степени "твердости", и их еще предстоит формализовать. Но, в принципе, для старта программы заказанных 50 самолетов уже вполне достаточно. Мощности по выпуску самолетов будут загружены на несколько лет вперед. В первый год выпуска будет произведено самолетов пять-семь, и дальше будет удвоение выпуска. Сразу выйти на 30-50 самолетов в год невозможно, серийное производство будет раскручиваться постепенно", - считает Роман Гусаров.

По плану, в первый год "Иркут" соберет четыре МС-21 и за три года выйдет на выпуск 20 самолетов в год, а еще через три года нарастит производство до 70 лайнеров в год.

"Одновременно с выпуском лайнеров для "Аэрофлота" будут выполняться заказы и для других покупателей. Есть большой контракт от компании "Ильюшин Финанс"", - добавляет авиационный эксперт. Твердые заказы сделали авиакомпании Red Wings на 16 самолетов, и "Ираэро" - заказала 10 машин. Твердый контракт на МС-21 в копилке лизинговой компании "ВЭБ-лизинг". И еще в 2013 году "Сбербанк Лизинг" также заключил твердое соглашение на поставку 20 самолетов МС-21 стоимостью 1,7 млрд долларов с корпорацией "Иркут", которая вместе с ОКБ Яковлева и разработала этот лайнер.

Почему не все до сих пор перевели соглашения о намерениях в твердые контракты? Во-первых, непонятно было, когда начнется серийное производство. Шел этап испытаний, и сдвиг сроков для проектов, в которых создается абсолютно новая машина, нормальная ситуация. "Когда становится понятен старт серийного производства, тогда можно более четко расписать график выпуска, а значит, и заключать твердые контракты, где оговариваются уже не только стоимость, но и сроки выполнения и все остальные обязательства вплоть до штрафных санкций в случае задержки. В авиации считается так: если нет штрафных санкций за не вовремя поставленный самолет или нет невозвратного депозита за заказ, то контракт считается не совсем "твердым", - объясняет Гусаров.

Постепенно покупатели начнут переводить соглашения в твердые заказы. Одни будут ждать окончания сертификационных испытаний и подтверждения заявленных характеристик, другие - когда МС-21 впервые появятся в коммерческой эксплуатации. Машина совершенно новая, и многие сначала захотят посмотреть ее в действии.

"Сделка с "Аэрофлотом" подтверждает, что российский гражданский авиапром возвращает утраченные в прошлом позиции и встает в один ряд с ведущими мировыми производителями. МС-21 - это по-настоящему прорывной результат для авиационной отрасли, - заявил гендиректор Ростеха Сергей Чемезов. - В самолете применяются передовые материалы и системы последнего поколения, созданные ведущими отечественными компаниями".

И это действительно так - многие технологии, которые использованы в МС-21, не то что в России, а во всем мире никто не использовал при строительстве гражданских авиалайнеров подобного типа. Одна из технологических особенностей МС-21 - использование композитных материалов, доля которых в конструкции должна составить 40%. Основное преимущество - композитное крыло. На узкофюзеляжных самолетах, коим является МС-21, ни у "Боинга", ни у "Эйрбаса" композитного крыла нет. Композитные крылья есть лишь у широкофюзеляжных самолетов Boeing-787 Dreamliner и А350. Однако Россия разработала собственные композитные технологии, которые позволяют сделать крыло дешевле и легче.

Еще один повод для гордости - "интеллект" лайнера МС-21. Российские специалисты разработали программное обеспечение, в котором заложен алгоритм и функции управления самолетом - множество так называемых защит от дурака, которых нет у зарубежных самолетов. Это повышает безопасность самолета и снижает риски человеческого фактора при его управлении.

Если первый созданный в современной России SSJ-100 получился вполне современным и достойным лайнером, не уступающим своим одноклассникам по летным характеристикам, то МС-21 должен закрепить тенденцию возвращения России в число держав, способных создавать авиалайнеры высокого класса. А заказ "Аэрофлота" является крайне важной поддержкой для столь наукоемкого и дорогостоящего проекта....
Авторские права на данный материал принадлежат «Взгляд». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка