О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Модернизированные Су-25УБМ ВВС Казахстана

Всего ВВС Казахстана располагают 12 штурмовиками Су-25 и двумя Су-25УБ, переданными в конце 1990-х годов из состава ВВС России в рамках поставок авиационной техники

Небезынтересный репортаж Григория Беденко на казахстанском веб-ресурсе Informburo.kz об эксплуатации в ВВС Сил воздушной обороны Казахстана двух модернизированных учебно-боевых штурмовиков Су-25УБМ (желтые бортовые номера "14" и "15"), завершивших декабре 2017 года ремонт и модернизацию на ОАО "558-й Авиационный ремонтный завод" (Барановичи, Белоруссия). Также в репортаже в интервью командующего ВВС Казахстана генерал-майора Даурена Косанова сообщаются некоторые сведения о перспективных планах развития ВВС республики.

Всего ВВС Казахстана располагают 12 штурмовиками Су-25 и двумя Су-25УБ, переданными в конце 1990-х годов из состава ВВС России в рамках поставок авиационной техники в обмен на возвращение Казахстаном стратегических бомбардировщиков Ту-95МС. В составе СВО Казахстана штурмовики Су-25 входят в состав штурмовой авиационной эскадрильи 602-й авиационной базы (Шымкент).

Контракт на капитальный ремонт и модернизацию части парка самолетов Су-25 (предположительно, шести машин) ВВС Казахстана был заключен белорусским ОАО "558-й авиационный ремонтный завод" и казахстанским ТОО "КАИ" ("Казахстанская Авиационная Индустрия") в мае 2016 года. При этом предусматривалась возможность проведения в дальнейшем работ на остальных самолетах Су-25 на базе авиационно-технического центра в Казахстане.

Командование ВВС (Казахстана) впервые показало модернизированные фронтовые штурмовики Су-25УБМ, которые поступили на военную авиабазу в Шымкенте в начале января.

Эти самолеты были переоборудованы в Белоруссии группой специалистов 558-го авиаремонтного завода, расположенного в Барановичах. О преимуществах модернизированных "грачей" - в эксклюзивном репортаже Informburo.kz.

Из постсоветских государств Су-25 в различных количествах и степени боеготовности на сегодня есть в России, Украине, Узбекистане, Туркменистане, Белоруссии, Армении и Азербайджане. Грузия сняла их с вооружения в прошлом году. В Казахстане по состоянию на 2017 год стоят на вооружении 12 одноместных боевых Су-25 и две "спарки" - двухместные учебно-боевые самолеты. Именно "спарки" и были модернизированы в первую очередь в соответствии с Программой перевооружения казахстанских ВВС, выполняемой Министерством обороны.

Все наши машины этого класса входят в боевой состав 602-й авиационной базы, расположенной на военной площадке Шымкентского аэродрома. Су-25 - это самолет, который работает преимущественно по наземным целям. Он предназначен для оказания непосредственной авиационной поддержки войскам в ходе боевых действий днем и ночью при визуальной видимости цели, а также для круглосуточного поражения объектов с известными координатами в любых метеорологических условиях.

Что любопытно, именно на южном стратегическом направлении авиационная составляющая наших Вооруженных сил укрепляется современной техникой, которая в основном должна работать по наземным целям.

Модернизированные в России и Белоруссии серийные боевые Су-25 получили индекс Су-25СМ, двухместные учебно-боевые Су-25УБМ. У этих самолетов полностью заменена авионика с аналоговой на цифровую. Именно в такой конфигурации модернизированы казахстанские Су-25.

"В конце декабря - начале января к нам начали поступать доработанные самолеты Су-25, - рассказывает Габит Умурзаков. - Первыми мы получили "cпарки"- учебно-боевые самолеты. На них полностью изменена авионика. Обновили все приборы. В кабине теперь стоят два МФИ(многофункциональные индикаторы). Посередине поставили прибор ИРП(индикатор резервно-пилотажный). Этот прибор запитывается отдельно от аккумулятора. Если вдруг откажут эти два МФИ, то резервно-пилотажный индикатор будет работать, пока ток от аккумулятора не снизится до 18 вольт. Также полностью изменили прицел - сняли старый, поставили новый. В результате изменились боевые возможности этого самолета".

- Как именно изменились?

- Раньше на старых самолетах мы работали в основном в ручном режиме - сами заходили на боевой курс, сами целились, на высоте стрельбы нажимали боевую кнопку - стреляли. А на обновленном самолете будем работать в автоматическом режиме. Что хорошо, в машинный блок забиваются высота стрельбы, скорость, углы отклонения, углы прицеливания. Наша задача - точно выйти на боевой курс. Далее высчитывает автоматика, и с помощью звуковых сигналов она нам дает команду на нажатие боевой кнопки.

Изменили авиационное оборудование, радиооборудование и расширили возможности по боевому применению. Двигатели и планер остались без изменений, но двигатели прошли капитальный ремонт - их снимали на заводе.

- Какое дополнительное вооружение теперь можно применять?

У нас расширился список вооружений, которые мы можем использовать. Теперь мы можем применять КАБы (корректируемые авиационные бомбы). Раньше мы использовали ракеты "воздух-воздух" класса Р-60. Сейчас на обновленные самолеты можно подвесить Р-73. КАБ - это авиационная бомба, в прицельной части которой стоит телекамера - она управляемая. Изображение с нее выводится на наш МФИ, и мы видим всю картину атаки. Также остались традиционные для этого самолета виды боеприпасов - неуправляемые ракеты, авиационные бомбы различных калибров и пр.

- Насколько изменилась эргономика самолета?

- В плане эргономики есть и свои плюсы, и минусы. Очень хорошо то, что разные приборы, к примеру, высотомер у нас находится и на МФИ, и на ИРП, и на ИЛСе (индикатор на лобовом стекле) отражается. Минусы в том, что где-то эти приборы маленькие, где-то отсвечивают, где-то нет градировки. Но, в принципе, к этому быстро привыкаешь.

- Как проходило переучивание c cерийного на модернизированный Су-25?

- Вначале мы прошли теоретический курс, с нами работали специалисты 558-го авиационного завода. Затем были практические занятия в кабине самолета - нам объясняли, где и что включается, какой прибор откуда питается и пр. Дальше были ознакомительные полеты с летчиком-инструктором.

В принципе, хороший тренинг должен быть на земле. В полете первые 10-15 минут просто сидишь и смотришь. В дальнейшем проще, когда уже знаешь, где какие приборы. В течение одного полета к приборам уже можно привыкнуть. Я на этом самолете сделал 5-6 вылетов. Уже привык.

Авионика вся цифровая - тактическую обстановку можем отслеживать в комплексе. В плане навигации, самолет теперь может заходить на любой аэродром - добавлена система ILS международного стандарта, - рассказывает командующий ВВС генерал-майор Даурен Косанов. - Летчик теперь может запрограммировать в самолете до 99 поворотных пунктов, выходить на любой поворотный пункт оперативно. Приборы аналоговые убрали. Улучшена эргономика.

В плане улучшения тактико-технических характеристик: теперь самолет может выполнять боевое применение, не снижаясь с больших высот и не входя в зону пусков ПЗРК переносных зенитно-ракетных комплексов, - продолжает далее командующий ВВС. - Также машина способна выполнять навигационное бомбометание. Это значит, что цель можно атаковать в любых условиях - и днем и ночью по запрограммированным координатам.

Мы забиваем координаты в бортовую систему, заходим на эту цель и, даже не видя ее, к примеру, за облаками выполняем бомбометание. Как заверяют нас специалисты 558-го авиазавода, отклонение бомбы от цели при этом составляет плюс-минус десять метров. Это очень хороший показатель. Еще теперь будет возможно применять корректируемые авиационные бомбы, управляемого оружия класса "воздух-земля" и новые для этого самолета ракеты "воздух-воздух". В целом обновленный самолет значительно отличается от старой модификации.

- Когда вы начнете тренировки по боевому применению этих самолетов?

- Сейчас идет процесс переучивания всего летного состава. Мы уже приступили к полетам в ночное время. Летчикам надо выполнять "вывозные программы", привыкнуть к этим машинам. Тренировки по боевому применению мы начнем в феврале, когда придут модернизированные боевые самолеты. В этом году придут три боевых самолета, дополнительно к двум учебно-боевым. Далее в этом году мы готовимся к отправке еще 6 самолетов на модернизацию. После этого отправим оставшиеся.

- Даурен Жуматаевич, что предусмотрено по программе перевооружения ВВС на 2018 год?

- В этом году у нас в планах закуп 4 ударных вертолетов Ми-35М. Они войдут в боевой состав Алматинской авиационной базы. Планируется прибытие пары многофункциональных истребителей Су-30 СМ на авиабазу в Талдыкоргане. Также, как я уже сказал, продолжится модернизация штурмовиков Су-25 Шымкентской авиабазы.

Мы планируем в этом году отправить на модернизацию наши учебно-тренировочные L-39, которые получат цифровую кабину. Эти самолеты базируются в Балхаше, где расположен учебный центр СВО. Кроме того, эти самолеты сделают учебно-боевыми, добавив к ним кое-какое дополнительное вооружение. Модернизация будет проводиться у нас в Казахстане, на базе ТОО "Казахстанская авиационная индустрия" в Астане. Мы договор заключили с ними, а субподрядчиков они выберут сами.

- Была информация, что для наших ВВС собираются приобрести китайские военно-транспортные самолеты?

- Да, мы собираемся приобрести транспортники Shaanxi Y-9. Это китайский вариант советского Ан-12, очень глубоко переделанного. Сейчас процесс по приобретению этих самолетов на стадии заключения договоров. Поставку ожидаем через 3 года. Эти самолеты предназначены для доставки и выброса десанта, поэтому в основном будут работать на десантно-штурмовые войска.

- А по другим типам?

- По десантной модификации Ил-76 Министерство обороны сейчас ведет переговоры, но когда будет подписан контракт, пока неизвестно.

По Як-152 - на сегодняшний день он не принят на вооружение в России, мы ждем, когда они его примут, обкатают. После этого решим. Пока нам хватает наших старых проверенных L-39, которые у нас в достаточном количестве.

Что касается учебно-боевого Як-130, то мы пока тоже отложили решение этого вопроса, так как нам сейчас необходимо ремонтировать и модернизировать боевые самолеты.

- В последнее время наша южная авиабаза серьезно укрепляется. Именно сюда в первую очередь поступает новая и обновленная авитехника. Почему именно южному направлению столько внимания cегодня?

- Это южный рубеж наших союзных государств и относительно недалеко отсюда неспокойный Афганистан. Как видим, в последнее время там идет эскалация конфликта. Поэтому мы укрепляем авиационную составляющую в рамках ШОС. Мы недавно летали в Таджикистан на учения. Проходили на боевых самолетах через воздушное пространство Узбекистана. Встретили при этом полное взаимопонимание со стороны узбекского руководства. В случае необходимости мы окажем помощь нашим соседям авиационными средствами....
Авторские права на данный материал принадлежат «Оружие России». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка