Автор: Елизавета Кузнецова
Опубликовано: 06.02.2018, 08:49
 

Диспетчерам меняют форму собственности


[image]

Как выяснил "Ъ", ФГУП "Госкорпорация по организации воздушного движения" (ГК по ОрВД) с доходами более 93 млрд руб. до конца года может изменить организационно-правовую форму. Сама ГК предложила акционирование или создание публично-правовой компании, оба варианта позволят эффективнее управлять расходами. Но Росавиция не хочет лишиться контроля над прибыльным ФГУПом и предлагает создать на его базе федеральное казенное предприятие (ФКП).

Как стало известно "Ъ", ФГУП "ГК по ОрВД" разработал варианты изменения своей организационно-правовой формы: предприятие может быть преобразовано в публично-правовую компанию (ППК) или в АО. Причинами называют "законодательные ограничения, не позволяющие реализовать экономический потенциал": ГК сдерживается в "распоряжении имуществом, необходимостью согласовывать сделки с Росавиацией, Росимуществом". Преобразование в АО может завершиться до августа, в ППК - к ноябрю, куратор проекта от ГК - замгендиректора ФГУПа Никита Данилов. По данным "Ъ", "дорожная карта" уже направлена в Минтранс, где сообщили, что предложения будут проработаны.

ФГУП "ГК по ОрВД" - один из самых прибыльных. Выручка в 2016 году - 93,7 млрд руб., чистая прибыль - 16,3 млрд руб. Основную часть дохода ФГУПа дают иностранные авиакомпании, оплачивающие аэронавигацию в валюте,- 72 млрд руб., что на 11,2% больше, чем в 2015 году. Доход от российских клиентов сократился на 7,3%, до 11 млрд руб. В 2016 году правительство обязало ФГУП за 2014-2020 годы направлять в бюджет половину чистой прибыли от всех услуг, кроме основной - аэронавигации. В 2016 году ФГУП перечислил в бюджет 626,2 млн руб.

Как считают собеседники "Ъ", создание АО отработано, а с редкой ППК могут быть трудности. Полномочия собственника ППК сохранит Росавиация, форма АО требует отчетности только перед акционером, а ППК - перед президентом, парламентом, Белым домом. АО, в отличие от ППК, также потребует изменений в Воздушном кодексе (ВК), поскольку объекты ОрВД могут быть только в федеральной собственности. За АО надо закреплять предоставление госуслуг и обязанность переводить прибыль на развитие ОрВД, а к ППК такое требование не применяется. При этом обе формы не подразумевают выплаты налога на прибыль. Источники "Ъ" резюмируют, что вне зависимости от формы в ВК надо учесть особый статус использования имущества и необходимость предоставления госуслуг по ОрВД.

Во ГК по ОрВД "Ъ" сообщили, что направили юридический анализ вариантов в Росавиацию, но конкретных предложений он не содержит. В Росимуществе уточнили, что ФГУП включен в перечень стратегических предприятий, для его реорганизации требуется указ президента. Пока в Росимущество такие проекты не поступали. В Минэкономики "Ъ" не ответили.

По планам правительства перевод ФГУПов, считающихся неэффективными, в иную форму должен завершиться к 2018 году. На 1 января 2017 года в РФ насчитывалось 1141 ФГУП.

По сведениям "Ъ", реформа ГК по ОрВД обсуждалась на совещании у замглавы Минтранса Алана Лушникова в ноябре 2017 года. Тогда Росавиация предпочтительным вариантом называла ФКП. "Головная структура (Росавиация.- "Ъ") опасается лишиться контроля над прибыльным ФГУПом",- считает один из источников "Ъ". Он добавил, что изменение формы ГК позволит эффективнее управлять вложениями. На конец 2016 года кассовое исполнение инвестпрограммы ФГУПа составило 42% - около 10 млрд руб. Среди причин срыва части инвестпрограммы (21,6%) в отчете указывается "отсутствие механизма оперативного решения спорных вопросов". В Росавиации на запрос "Ъ" не ответили.

Главный эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов считает, что изменение статуса ФГУПа создаст предпосылки для интеграции пользователей в стратегическое управление ГК по ОрВД, что благоприятно скажется на сокращении расходов и модернизации аэронавигационной системы. Глава управления корпоративного права Heads Consulting Кристина Шаломеева добавляет, что преобразование в АО предпочтительнее: "АО лучше управляемо, в отличии от ФГУПа, не имеющего возможности привлекать инвестиции". По ее мнению, ППК схожа с госкорпорациями, которые пока не показали свою эффективность, это по сути НКО, которая не вправе заниматься предпринимательской деятельностью.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 6 февраля 2018 года | Дайджест публикаций за 6 февраля 2018 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «Коммерсантъ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.