Источник: организация «ЦЭРС»
Опубликовано: 07.02.2018, 10:03

Денис Мантуров: "Нашей задачей остается выход на внешний рынок"


Антитеррористическая операция в Сирии убедительно продемонстрировала всему миру, что уровень оснащенности армии нашей страны достаточно высок, а по ряду систем вооружения нам нет равных, отметил Владимир Путин. И это в значительной степени успех отечественного ОПК, работающего в целях укрепления обороноспособности страны.

Однако по мере реализации программы переоснащения Вооруженных сил на первый план выходит производство гражданской продукции. При этом, как постоянно подчеркивает президент РФ Владимир Путин, эта продукция должна быть современной и конкурентоспособной, то есть интересной и нужной как в России, так и за рубежом. Такой подход касается не только оборонки: продукцию достойного качества должна производить вся отечественная промышленность. Портал profiok.com рассказывает о том, как решает эту задачу Минпромторг России.

Развитие вопреки санкциям

По результатам 2017 года отечественная промышленность показывает рост. Даже в обрабатывающей промышленности, за исключением, пожалуй, металлургии, появились все признаки восстановления после кризиса 2014 года.

На встрече с Владимиром Путиным 19 января 2018 года глава Минпромторга Денис Мантуров сообщил: те отрасли, в которые в течение последних нескольких лет государство вкладывало средства, активно растут, показывая, что вложения были не напрасны. Это прежде всего автопром, транспортное и сельскохозяйственное машиностроение, авиапром, химическая и легкая промышленность, лесопереработка.

Как подчеркнул Денис Мантуров в интервью "Аргументам и фактам", "порция санкций, которую мы имели на протяжении последних трех лет, дала только плюс". Была запущена программа импортозамещения, российские предприятия вынуждены были искать новые технологии и осваивать новые производства. Кроме того, к отечественным производителям "повернулись лицом", скажем, компании ТЭК. Благодаря их поддержке в дополнение к средствам, выделенным государством, стало развиваться отечественное производство, например, оборудования для добычи и разведки на шельфовых месторождениях.

Крепнут позиции отечественного авиапрома, в том числе в гражданском сегменте. Запущена программа развития санитарной авиации, в рамках которой в регионы поставляются специально оборудованные вертолеты Ми-8 и "Ансат". Эти вертолеты - не прихоть местных властей, они действительно спасают жизни, быстро доставляя пациентов в те медицинские учреждения, где им могут оперативно оказать необходимую помощь.

На 2019 год запланирован старт серийного производства нового российского магистрального самолета МС-21. Известно, что 50 самолетов покупает Аэрофлот, причем часть из них будет поставляться с американскими двигателями, а часть - с отечественными (пермские ПД-14 - profiok.com). В целом на МС-21 есть уже около двух сотен заказов. В Минпромторге уверены, что это вполне конкурентоспособный лайнер, который произведен с использованием уникальных технологий.

Не отстает и гражданский сектор судостроения. Например, благодаря программе под условным названием "квоты под киль" (чтобы получить право на лов рыбы в российских водах, нужно построить в России и затем использовать рыболовецкое судно - profiok.com) судостроители стали получать заказы от рыбопромысловых компаний.

Как добиться конкурентоспособности?

Выступая на Гайдаровском форуме в январе 2018 года, министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров напомнил, что задача импортозамещения, впервые прозвучавшая в связи с введением санкций против России, не сводится к обеспечению только собственных нужд. То есть никто не говорит о том, что нужно просто научиться производить аналоги зарубежной продукции. Важно делать это так, чтобы отечественная продукция превосходила свои импортные аналоги по целому ряду характеристик.

"Осуществляя импортозамещение, мы не ставили перед собой задачу защиты внутреннего рынка. Нашей задачей был и остается выход на внешний, мировой рынок", - подчеркнул глава Минпромторга. По его словам, до конца следующего года отечественные предприятия будут производить более тысячи номенклатурных позиций на самом современном технологическом уровне. Это станет основой для наращивания российского несырьевого экспортного потенциала, считает Мантуров.

В 2017 году прирост объема несырьевого и неэнергетического экспорта составил около 19 процентов. Таких показателей наша страна не видела в течение десятка лет.

Конечно, во многом это заслуга государства, создающего благоприятные условия для поддержки развития экспорта в высокотехнологичных отраслях. Например, Фонд развития промышленности при финансировании проектов требует обязательного расходования части средств на развитие экспорта продукции. Государство компенсирует часть затрат на омологацию (усовершенствование характеристик продукции для соответствия международным стандартам - profiok.com), сертификацию и продвижение продукции.

Эти же двадцать "экспортных" процентов упоминаются в Стратегии развития автопрома: у любого автопроизводителя не менее пятой части продукции - автомобилей или компонентов - должно уходить на экспорт. Российские автомобили начали массово экспортироваться на Кубу: они работают в качестве такси. Интерес к продукции отечественного автопрома также проявляют страны Северной Африки и Ближнего Востока.

К слову, отечественные автопроизводители сегодня практически полностью работают на российском листовом прокате, прошедшем соответствующую сертификацию. Кожа в автомобилях тоже отечественная, и покупает ее у российских кожевенных заводов не только "АвтоВАЗ", но и "Фольксваген", "Мазда Соллерс", "Рено".

За последние пять лет количество действующих индустриальных парков на территории РФ выросло почти вчетверо. Сейчас в стране их более полутора сотен, и еще несколько десятков находятся в процессе создания. Конечно, в разных регионах эти процессы идут с разной степенью успешности и интенсивности. Для уменьшения диспропорции в индустриальном развитии субъектов государство создает особые экономические зоны (их сейчас девять) и территории опережающего развития (их сорок пять). Большие надежды возлагаются на развитие информационных систем, реестров и цифровых платформ, с помощью которых предприятия будут работать в едином пространстве. Со стороны государства это тоже поддержка, причем очень существенная. К примеру, сейчас идет внедрение информационной системы "Промышленность", которая, по задумке Минпромторга, отчасти возьмет на себя роль и функции советского Госплана.

Использование наилучших доступных технологий (НДТ)

Один из важных факторов в повышении конкурентоспособности продукции российских предприятий - их своевременная модернизация. Но как понять, насколько современным является конкретный производственный процесс? Здесь много составляющих, в том числе - сама технология. Понятно, что их может быть несколько, и если уж внедрять что-то новое, то следует выбирать наилучшее из имеющегося.

В декабре 2014 года появилось постановление правительства РФ (№1458 от 23.12.2014 - profiok.com), согласно которому был зафиксирован порядок определения технологии в качестве наилучшей доступной технологии, а также режим публикации и актуализации справочников по НДТ.

"Информационно-технические справочники наилучших доступных технологий - масштабный проект, инициированный президентом России (похоже, все здравое и важное в нашей стране инициировано именно им - profiok.com) - направлен на то, чтобы сбалансировать интересы промышленного, индустриального развития и вопросы обеспечения экологической обстановки, снижения негативного воздействия на окружающую среду", - цитируют на сайте Минпромторга слова руководителя Росстандарта Алексея Абрамова.

За три прошедших года был разработан и утвержден 51 информационно-технический справочник по НДТ. Все они размещены на сайте Росстандарта в открытом доступе.

Эти документы, в разработке которых принимали участие чиновники и специальные технические рабочие группы, получились достаточно объемными. Так, в справочнике по производству цемента 306 страниц, в справочнике по дублению и выделке шкур и кожи - 111 страниц. В этих документах содержится подробное описание применяемых технологических процессов, оборудования, методов, которые помогают достичь наилучшего результата и одновременно повысить, например, энергоэффективность или снизить негативное влияние на экологические факторы. Разработчики утверждают, что справочники увязаны с аналогичными международными документами, а также с остальными отечественными справочниками.

Интересно, что реализация такого же проекта в Европе шла намного медленнее. По словам Алексея Абрамова, за 10 лет, с 1997 по 2006 год, было разработано 30 справочников по НДТ. В России эту работу провели за три года. Это подчеркивает наши возможности - и бизнеса, и науки, и государства - мобилизоваться в совместном решении даже столь непростой задачи", - считает глава Росстандарта.

Словом, проделана большая работа. Но радоваться рано: предстоит еще перевести всю экономику на принципы использования НДТ. Причем это относится не только к станкам, но и, скажем, к цифровому проектированию, автоматизации процессов и так далее. Для перехода к работе по принципу использования наилучших доступных технологий потребуются изменения в правовой базе.

Помимо этого, по словам заместителя главы Минпромторга Василия Осьмакова, в ближайшее время планируется определить порядок выдачи комплексных экологических решений, актуализировать уже готовые документы с учетом приобретенного за это время опыта и решить вопрос с подготовкой кадров в сфере НДТ.

Механизм регулирования использования технологий, который будет обязывать предприятия применять наилучшие из доступных технологий, планируется запустить с 2019 года.

Откуда берутся кадры?

"Структурные изменения в экономике требуют принципиально новых управленческих компетенций, - считает директор Центра экономического развития и квалификации (ЦЭРС ИНЭС) Роланд Шарифов. - То же использование НДТ начнет приносить эффект только в том случае, если, во-первых, будет внедряться повсеместно, а во-вторых, не из-под палки и "для галочки", а мотивированно, одновременно с изменением всех околопроизводственных сфер. Думаю, столь прогрессивном ведомству логично начать с себя и показать всему промышленному сектору пример формирования управленческой команды нового типа. Собственно, так и происходит: Минопромтог - достаточно прогрессивное ведомство, где понимают, что управлять по-новому нужно учиться".

Действительно, внедрение проектного подхода, реализация программ, эффективное использование государственных системных инструментов поддержки - все это требует высочайшей квалификации не только от чиновников Минпромторга, но и от их коллег в регионах, от представителей промышленных предприятий.

В прошедшем году Минпромторг совместно с институтами развития реализовал программу "Федеральная практика" в восьми российских федеральных округах. Во время двухдневных стажировок представители промышленного сектора, бизнес-сообществ и региональных органов исполнительной власти изучили лучшие практики регионов и познакомились с доступными инструментами поддержки развития промышленности.

Уже много лет в Минпромторге работает стажерская программа. Скажем, на зимнюю программу 2018 года недавно были отобраны несколько десятков студентов. Они будут на протяжении двух месяцев проходить тренинги, изучать специфику деятельности министерства. По итогам работы лучшие стажеры будут включены в кадровый резерв Минпромторга.

Впрочем, ведомство Мантурова не только растит кадры в собственных стенах, но и активно смотрит по сторонам. На днях стало известно, что департамент региональной промышленной политики и проектного управления Минпромторга возглавит Сергей Безруков, до этого занимавший пост министра промышленности и технологий Самарской области.

"Поскольку президент страны считает, что одна из важнейших задач - стимулирование промышленного роста на региональном уровне, человек, глубоко погруженный в региональную тематику, станет ценным членом команды", - прокомментировал это сообщение Роланд Шарифов.

 
Ссылки по теме: Другие пресс-релизы «ЦЭРС» | Все пресс-релизы
Дайджест прессы за 7 февраля 2018 года | Дайджест публикаций за 7 февраля 2018 года
Авторские права на данный материал принадлежат организации «ЦЭРС». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: МС-21 (в процессе тестирования)

Комментарии к новости