Источник: газета «Республика Татарстан»
Автор: Ирина Демина
Опубликовано: 09.02.2018, 09:18

Гражданская авиация расправляет крылья


Один из основных критериев инвестиционной привлекательности субъекта страны - количество воздушных направлений, действующих в его аэропортах. Инвестор для реализации своих проектов выбирает регион с развитой авиационной инфраструктурой, чтобы обеспечить себе мобильность в перемещении из одного города в другой, на который распространяется зона ответственности его бизнеса.

В канун дня рождения отечественной гражданской авиации, которая сегодня отмечает 95-летие, представители отрасли рассказали о ее нынешнем состоянии в Татарстане.

Росавиация уважает Республику

Для молодой и единственной в республике региональной авиакомпании "ЮВТ Аэро", созданной в 2015 году, одним из главных событий 2017 года стало получение допуска на выполнение международных авиаперевозок. И в октябре был выполнен, так сказать, первый полумеждународный рейс Казань - Калининград. Хотя направление российское, но проложен воздушный коридор частично через территорию Евросоюза. А полностью международный полет предприятие выполнило, свозив из аэропорта "Бегишево" альметьевский хоккейный клуб "Нефтяник" в Казахстан. Сейчас, как сообщил заместитель генерального директора "ЮВТ Аэро" Станислав Козленко на пресс-конференции в "Татар-информе", открыта продажа билетов на рейс Казань - Батуми. В планах - прокладка маршрутов на Ереван, Мюнхен, Тбилиси, Милан, Париж, Тель-Авив.

- В связи с этим сегодня мы работаем над обновлением парка воздушных судов, - говорит он. - Рассматриваются три типа самолетов: канадский Bombardier CRJ-900, российский "Сухой Суперджет - 100" и бразильский Embraer-190 (рассчитаны на 88-100 пассажиров, а сегодняшний флот компании состоит из 50-местных Bombardier CRJ-200. - Прим. авт.). Один из них в ближайшее время будет выбран.

На сегодня авиакомпания выполняет полеты по шестидесяти направлениям, в том числе по двадцати - из Казани. В 2017 году в рамках государственной программы развития межрегиональных перевозок, которая направлена на расширение внутренней маршрутной авиасети, субсидируемых направлений у "ЮВТ Аэро" было семнадцать, выполнялись они из аэропортов Казани, Бугульмы и Перми. На 2018 год Федеральным агентством воздушного транспорта (Росавиацией) также одобрено субсидирование семнадцати маршрутов, начальными точками которых являются воздушные гавани Казани, Перми и Санкт-Петербурга.

- Субсидия - это компенсация выпадающих доходов авиакомпаний, - напоминает Станислав Козленко. - В прошлом году нам компенсировали 800 млн рублей (50 процентов финансируется из федеральной казны и по 25 - из бюджетов регионов, которые двусторонне связаны определенными авиамаршрутами. - Прим. авт.). В начале 2017-го у нас было 11 субсидируемых направлений. Однако в течение года произошло перераспределение дополнительных маршрутов. Так что надеемся на увеличение льготных направлений и в году нынешнем. В настоящее время из Казани выполняем субсидируемые рейсы в Новый Уренгой, Сургут, Нижневартовск, Томск, Сыктывкар.

- В 2017 году республика по программе субсидирования авиаперевозок, позволяющей развивать межрегиональное сотрудничество, участвовала в софинансировании тринадцати маршрутов различных российских авиакомпаний, которые были в партнерстве с татарстанскими международными аэропортами "Казань" и "Бегишево", - дополняет сказанное начальник управления Министерства транспорта и дорожного хозяйства РТ Алексей Сидоров. - По текущему году Росавиация включила в такой перечень 12 маршрутов - это один из лучших в стране показателей. Татарстан у Росавиации - в приоритете, поскольку мы всегда идем к ней со своим рублем и всегда получаем поддержку. Дотационным регионам приходится туго. Всего на 2018 год заявляемся на субсидирование 24 направлений, включая рейсы на Ярославль, Тюмень, Астрахань, Барнаул. Ведутся переговоры с Кызылом, столицей Тывы. При формировании маршрутной сети учитываем заинтересованность в этом других субъектов России. И совместными усилиями открываем новые воздушные пути.

"Мобильный перрон" и собственные рекорды

- Огромная работа по реконструкции международного аэропорта "Казань" (МАК) была проведена еще в преддверии известных спортивных событий - Универсиады-2013, Чемпионата мира по водным видам спорта - 2015, Кубка конфедераций - 2017, - отмечает Алексей Сидоров. - В столицу республики прибывает много гостей, и по воздушным воротам Казани у них складывается первое впечатление о городе. Были построены два терминала, полностью обновлены взлетно-посадочная полоса, перрон, рулежные дорожки и так далее.

В свое время пассажиропоток в татарстанских аэропортах упал в связи с известными политическими событиями в Турции и Египте, куда полеты из России были прекращены. Сейчас в Минтрансе РФ подготовлены соответствующие разрешительные документы. В столицу Египта Каир воздушный коридор уже открыт, сейчас прорабатывается вопрос и по другим городам, главным образом - курортным. С Турцией проблема стала разрешаться еще раньше.

По данным МАК, в 2017 году эта воздушная гавань побила сразу два собственных рекорда: сначала превысила порог пассажиропотока в два миллиона человек, а потом - в два с половиной миллиона. Всего за год было перевезено свыше 2,62 млн пассажиров - это на 37,1 процента больше, чем годом ранее. Только за нынешний январь пассажиропоток вырос по сравнению с таким же периодом 2017 года на 45 процентов. В прошлом году в два раза увеличился этот показатель на международных рейсах. Полеты выполнялись по 72 направлениям, из них 37 - международные.

Были открыты новые авиарейсы на Ноябрьск, Салехард, Нарьян-Мар, Новый Уренгой, Калининград, Ригу, Пардубице, возобновлено авиасообщение с турецким Бодрумом. Этой весной планируется запустить маршруты в Тбилиси, Минск, Батуми, турецкую Газипашу и итальянскую Болонью.

- В 2017 году в авиационной среде произвело фурор внедрение в аэропорту системы "Мобильный перрон", - признается начальник отдела неавиационной деятельности МАК Михаил Колобов. - На самом деле реализация данного проекта началась еще в 2015 году. Это наша собственная разработка, мы ее модернизировали и в 2017-м представили главе Росавиации Александру Нерадько, который высоко оценил содержание данной системы, позволяющей оптимизировать и роботизировать процессы обслуживания воздушных судов. Допустим, на интерактивной карте в онлайн-режиме можно увидеть количество работников и техники, места их нахождения. В итоге каждому сотруднику аэропорта определяется задача - где и в какой момент он должен оказаться для выполнения той или иной работы. Благодаря этой системе мы сумели во время пиковых нагрузок сохранить хорошую пропускную способность в МАК при имеющемся персонале, то есть без задержек, провалов и привлечения дополнительных людей.

Сейчас коллектив воздушных ворот республики готовится к Чемпионату мира по футболу - 2018. В частности, организуется дополнительный временный терминал для обслуживания пассажиров в пиковые часы и расширения пропускной способности. А в перспективе планируется строительство третьего капитального терминала.

Собственность Камаза выходит в передовики

Международный аэропорт "Бегишево" (МАБ), являющийся с 2008 года собственностью КамАЗа и обслуживающий города Закамья - Набережные Челны, Нижнекамск, Елабугу, Альметьевск, Заинск, в 2017 году впервые в своей современной истории пропустил через себя более полумиллиона пассажиров. С 2012 года пассажиропоток в этой воздушной гавани увеличился в два раза - с 292 до 588 тысяч человек. "Бегишево" среди аэропортов России показало лучший результат роста к уровню 2016 года - 54 процента, что сильно превышает среднеотраслевой показатель, который зафиксирован на отметке 18,6 процента.

По словам коммерческого директора МАБ Феликса Козлова, этот аэропорт первым в России обеспечил разворот борта Boeing 737-800 авиакомпании "Победа" за рекордные 25 минут.

- Представьте: прилетел самолет, встал на перрон, и всего лишь за 25 минут высаживаются 190 пассажиров, выгружается их багаж, загружается такое же количество людей и багажа уже на вылет, воздушное судно заправляется топливом, - поясняет спикер. - Это крайне важно для авиакомпаний: чем меньше времени их техника проведет на земле, тем больше совершит полетов, значит, увеличится прибыль. Все авиаперевозчики, особенно малобюджетные лоукостеры, стараются сократить время пребывания в аэропорту. В европейских странах это норма, там более 40 процентов перевозок осуществляют компании, работающие в лоукост-сегменте. У нас в чистом виде существует пока одно такое авиапредприятие - "Победа". Стремятся к лоукост-формату "Северный ветер" и "Азимут".

2018 год начался с приятных для бегишевцев событий - 10 января впервые в истории аэропорта был обслужен широкофюзеляжный пассажирский самолет Boeing-767 крупнейшей российской чартерной авиакомпании Azur Air, выполнявший рейс из вьетнамской гавани "Камрань". Ранее с Azur Air было достигнуто соглашение о том, что транзитные посадки для дозаправки лайнеров на дальних магистральных маршрутах будут выполняться именно в "Бегишеве".

- Главной новостью для нас стало принятие решения собственником - КамАЗом - о строительстве нового трехэтажного терминала международных линий площадью 8,5 тысячи квадратных метров, - продолжает Феликс Козлов. - Стройку предполагается начать в этом году, а завершить в 2020-м. Автогигантом осуществляются и другие инвестиционные проекты. В частности, обновляется парк спецтехники: в 2017 году закуплены пожарный автомобиль на базе шасси "КамАЗа" и машина для противообледенительной обработки воздушных судов. Общий объем инвестиций в аэропорт в 2017 году составил 60 млн рублей.

Что касается новых ожидаемых в 2018 году рейсов, то, как сообщил коммерческий директор МАБ, к примеру, возобновляется авиасообщение с Нижним Новгородом, которое на какое-то время было прервано. С 6 марта открывается направление на Минеральные Воды, с 7 марта - на Екатеринбург, а также на турецкий курорт Даламан и тунисский Монастир. К слову, недавно Нижнекамск и Даламан стали городами-побратимами. Соглашение об открытии прямого авиационного сообщения было подписано в рамках прошедшего в октябре прошлого года в Казани XV заседания смешанной межправительственной российско-турецкой комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству.

На рынке появляются новые отечественные авиалайнеры: уже вовсю летает ближнемагистральный "Сухой Суперджет - 100", на выходе - ближне- и среднемагистральный "Иркут МС-21", который называют "магистральным самолетом XXI века". Авиакомпании предпочитают сотрудничать с теми аэропортами, где есть возможность обслужить свою технику. И в 2018 году татарстанская фирма "Тулпар Техник" планирует на территории МАБ открыть линейную станцию техобслуживания "Суперджетов".

- Ангарный комплекс, который есть в нашем аэропорту, позволяет заниматься и большими летательными аппаратами. В перспективе здесь появится авторизованный центр обслуживания МС-21, один из первых в России, - резюмировал Феликс Козлов.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 9 февраля 2018 года | Дайджест публикаций за 9 февраля 2018 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «Республика Татарстан». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: МС-21, ЮВТ АЭРО (в процессе тестирования)

Комментарии к новости