Опубликовано: 14.02.2018, 09:58
 

Почему упал Ан-148? Самолет "Саратовских авиалиний" забрал 71 жизнь

Родным погибших 11 февраля в авиакатастрофе в Подмосковье придется сдавать кровь на ДНК для идентификации 65 пассажиров и 6 членов экипажа


[image]

Ан-148, выполнявший рейс Москва - Орск, после взлета из "Домодедово" резко "нырнул" вниз, затем набрал высоту и сорвался в штопор. По данным МЧС, обломки самолета разлетелись на площади более 30 га. После крушения Ан-148 оставил воронку глубиной 2,5 м.

Среди погибших жители Орска, соседнего Гая, Новосибирска, Норильска, Москвы, Санкт-Петербурга и два иностранца - из Швейцарии и Азербайджана. Было на борту и трое детей. Самой младшей, Наденьке, - всего 5 лет. Девочка погибла вместе с мамой Оксаной.

В этом рейсе погибла почти вся семья из Орска. 68-летний Виктор Анохин, владелец городского рынка "Центральный", с женой Зоей возвращались из Москвы со свадьбы внука. С ними летели и дочь Виктора с мужем. К любимой дочери спешила в родной Орск и Светлана Мачнева. Два месяца назад она уехала в Москву, чтобы заработать деньги на учебу дочке 9-класснице Кате.

А у 29-летнего гендиректора консалтинговой компании Алексея Никитченко, который также был на борту, 10 лет назад в авиакатастрофе погиб отец. Никитченко-старший служил пилотом вертолета военной авиации. В списке жертв Ан-148 и 79-летний преподаватель и заслуженный пилот России Борис Кармалеев. Командир летного отряда, затем замкомандира объединенного отряда и центра по летно-методической работе. В университете гражданской авиации в Петербурге Кармалеев читал лекции о безопасности полетов - в этой области он считался одним из лучших специалистов. По жестокой иронии судьбы Кармалеев погиб именно при крушении самолета, будучи простым пассажиром.

В авиакатастрофе погиб сын директора Гайского ГОКа Геннадия Ставского Илья. Он, как и отец, ранее работал в УГМК, но потом бросил профессию и стал экстрасенсом. Илья погиб в день своего 33-летия. Его друзья говорят, что он в магическом шаре увидел катастрофу, но не смог верно растолковать свои видения.

А вот Максим Коломейцев из Сочи в свой день рождения чудом не сел в этот самолет. Он собирался отмечать именины в Орске у родителей, а заодно забрать там из автосалона свой подарок - новую машину. Заранее купил билеты на самолет. "Из автосалона мне позвонили и сообщили, что машина задерживается и прибудет только 18 февраля. Билеты до Москвы и потом в Орск пришлось аннулировать и взять на другой рейс, - рассказал "АиФ-Юг" Максим. - Когда увидел, что произошло, стало жутко. Некоторые знакомые думали, что я находился в том самолете". Максим говорит, что это не первое чудесное спасение в его жизни. Несколько лет назад он опоздал на маршрутку Оренбург - Орск, а позже узнал, что она лоб в лоб столкнулась на трассе, - никто не выжил.

"Это не теракт"

Возгорание в двигателе, неисправность датчика скорости, возможное обледенение и ошибка в пилотировании - версий от специалистов сразу появилось много. Заговорили даже о теракте на борту Ан. "По данным с "Флайтрадара", последние 5 минут, когда самолет пытался набрать высоту, скорость падала. Резко падала 4 раза! После этого самолет ушел в пике. Это говорит о том, что на борту были технические проблемы, это не теракт, - уверен независимый технический эксперт Юрий Антонов. - При теракте манипуляции скоростью в течение 5 минут и 4 раза невозможны".

По словам эксперта, у самолета могли возникнуть проблемы с двигателем. "Перед падением скорость уменьшилась на 150 км/ч в течение секунд. Что могло тормозить в полете самолет? Только двигатели, переведенные на реверс. В последние секунды полета, когда самолет вошел в пике, скорость его не менялась. Что могло удержать от нарастания скорости, когда самолет начал падать? Опять же включенный реверс. Скорее всего, самопроизвольно. С ним и боролись пилоты".

"Есть видео падения, и на нем четко видно, что за самолетом идет шлейф горящего топлива. Это говорит о разрушении или нарушении герметичности крыла. Террористы скорее бы произвели взрыв в салоне, - настаивает экс-конструктор ОКБ им. Сухого Вадим Лукашевич. - Судя по видео, не было взрыва в воздухе, но было быстротечное горение. И при ударе самолет взорвался, чем можно объяснить большой разлет обломков".

Дело в модели?

Какие технические проблемы могли возникнуть у самолета, который сравнительно недолго находится в эксплуатации - всего 8 лет - при ресурсе в 30 лет? Эксперты говорят: Ан-148 - неплохая модель, но уже неактуальная. "Крушение в Подмосковье - вторая крупная авиакатастрофа с участием Ан-148 за годы его эксплуатации, - сказал "АиФ" главный редактор портала "Аvia.ru" Роман Гусаров. - Первая произошла в 2011 г. во время испытательного полета перед передачей лайнера заказчику. Тогда погибли 6 человек. Летчики-испытатели выполняли элемент высшего пилотажа и превысили максимально допустимую скорость. В результате они не смогли выйти из пике. Прочие инциденты с самолетами этого типа обходились без погибших и пострадавших. В целом Ан-148 показал себя достаточно надежно. Это совместный российско-украинский проект (в пассажирской авиации он используется только в РФ, на Украине и в КНДР.  - Ред.). Но в последнее время самолеты делали у нас, как и большинство запчастей к нему. На Украине - только двигатели. Все детали к ним также производятся у нас".

Так или иначе, до завершения расследования "Саратовские авиалинии" приостановили эксплуатацию всех самолетов этого типа.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 14 февраля 2018 года | Дайджест публикаций за 14 февраля 2018 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «Аргументы и факты». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Саратовские авиалинии, Элемент (в процессе тестирования)