Источник: информационное агентство «Интерфакс»
Автор: Ксения Новикова
Опубликовано: 14.02.2018, 16:22

Лед прервал полет


Проблемы с датчиками в самолетах, которые могли привести к падению Ан-148 в Подмосковье, могут быть и у других типов лайнеров. Но официальных подтверждений этому нет.

Эксперты Межгосударственного авиационного комитета (МАК) расшифровали один из "черных ящиков" рухнувшего в Подмосковье Ан-148 и 13 февраля предположили, что к трагедии могли привести неверные показания скорости на панели приборов. Как выяснилось, это могло произойти из-за обледенения приемников полного давления (ППД) - по какой-то причине система их обогрева перед началом этого полета не была включена.

Однако, по данным газеты "Коммерсант", через день после авиакатастрофы Росавиация разослала авиакомпаниям и аэропортам телеграмму, из которой следует, что "похожие проблемы выявлены у самолетов SSJ-100 (Sukhoi Superjet 100) "Аэрофлота". В документе говорится, что 4-5 февраля во время обильных снегопадов в Москве в аэропорту "Шереметьево" произошло "семь аналогичных инцидентов с самолетами этого типа": на борту фиксировалось расхождение показаний скорости у командира воздушного судна и второго пилота. Инциденты происходили при разбеге для взлета или на начальном этапе набора высоты. Во всех случаях экипажи прекращали взлет или возвращались на аэродром вылета.

"По предварительным данным, после осмотров самолетов были обнаружены отложения льда на фюзеляже перед приемником воздушного давления. Образование льда могло быть вызвано замерзанием воды в условиях сильного снегопада, стекавшей с передней верхней части фюзеляжа и стекол кабины экипажа", - говорится в документе. В Росавиации "Коммерсанту" подтвердили подлинность телеграммы.

При этом в документе указывается, что с 2011 года произошло 14 инцидентов, связанных как с отсутствием, так и расхождением показаний скорости. По результатам расследований трех из них эксперты сделали вывод о том, что их причины связаны с попаданием воды в приемники системы воздушных сигналов. В одном случае сделан вывод о том, что экипаж не включил обогрев ППД.

Впрочем, АО "Гражданские самолеты Сухого" (ГСС) опровергло информацию о наличии у Sukhoi Superjet 100 проблем с датчиками скорости, выявленных у разбившегося Ан-148.

"Проблем, "похожих" на проблемы с датчиками Ан-148, потерпевшего катастрофу 11 февраля, у самолета SSJ-100 обнаружено не было. Рекомендуем избегать непрофессиональных оценок технических деталей, в том числе до оглашения выводов комиссии по расследованию катастрофы Ан-148", - подчеркивается в заявлении ГСС.

В компании отмечают также, что благодаря надежной работе всех систем самолетов SSJ-100 в случаях возникновения подозрения на возможное частичное обледенение датчиков срабатывал соответствующий индикатор еще на этапе руления и начала разбега. Система просто не позволяла самолету подняться в воздух.

"То есть, системы предупреждения самолета SSJ-100 сработали в штатном режиме", - уточняется в сообщении.

Кроме того, в компании отметили, что обогрев датчиков системы воздушных сигналов на SSJ-100 включается автоматически при запуске одного из двигателей на земле. В компании утверждают, что "ситуация с полной потерей индикации скорости на продолжительное время на SSJ-100 невозможна конструктивно". В ходе сертификационных испытаний самолета датчики скорости были испытаны, в том числе, в ситуации попадания в облако вулканического пепла.

"Самолет прошел эти испытания, что было подтверждено экспертами АР МАК и EASA", - отметили в ГСС.

Версию с обледенением Ан-148 при взлете прокомментировал "Российской газете" заслуженный летчик-испытатель, Герой РФ, начальник летно-испытательного центра Государственного научно-исследовательского института гражданской авиации Рубен Есаян. По его словам, обогрев приемников должен быть включен, тогда они работают правильно, показывают точно скорость и другие показатели. Без этого они "обледеневают", а показания приборов искажаются.

"Мы выполняли испытательные полеты: наклеивали на переднюю часть крыла специальные наклейки, имитирующие слой обледенения. Характеристики самолета резко менялись в худшую сторону. Так что на вопрос: остается ли обледенение одной из самых серьезных версий катастрофы Ан-148, ответ один - естественно", - сказал летчик-испытатель.

По словам Рубена Есаяна, обрабатывать или нет антиобледенительной жидкостью самолет - это не только решение командира, поскольку обработка стоит денег.

"Авиакомпания платит аэропорту. К сожалению, немало примеров, когда маленькие компании стараются на всем экономить", - добавил эксперт.

В свою очередь официальный представитель Следственного комитета России Светлана Петренко отметила, что следователи получили информацию от специалистов МАК.

"Эти данные следствие будет рассматривать в совокупности с другими материалами уголовного дела, находящегося в производстве Главного управления по расследованию особо важных дел СК России. Версия специалистов МАК будет проверяться наряду с другими", - прокомментировала Петренко.

Тем временем на месте крушения продолжается сбор обломков самолета. Так, спасатели нашли уже около 1,5 тыс. частей воздушного судна. Все они доставляются в Летно-исследовательский институт им. М.М. Громова в Жуковский. На очередном селекторном совещании глава МЧС РФ Владимир Пучков потребовал расширить зону поисков.

"Расширяем зону поиска до 50 га. Применяйте новейшие технологии, в том числе беспилотную авиацию, снегоходы, квадроциклы и все, что у нас есть на оснащении, включая приборы поиска и мониторинга почвы, всего, что находится под снегом и под землей", - сказал Пучков, обращаясь к начальнику Главного управления МЧС России по Московской области Сергею Полетыкину. Владимир Пучков также напомнил, что режим чрезвычайной ситуации все еще сохраняется.

В то же время СК "АльфаСтрахование" начала выплаты родственникам погибших в авиакатастрофе пассажиров, сообщили "Интерфаксу" в компании.

"Вчера мы перечислили первые предварительные выплаты в 100 тыс. рублей, но у некоторых обратившихся уже готовы комплекты документов для осуществления полноразмерных выплат в 2,025 млн рублей, и мы приступаем к их выплате сегодня. Работа идет полным ходом", - уточнил агентству представитель СК "АльфаСтрахование".

Кроме того, Роструд установил, что 29 человек из числа погибших пассажиров исполняли трудовые обязанности, значит, их родственникам положены дополнительные выплаты.

"На настоящее время Рострудом установлено, что в момент трагедии 29 человек находились при исполнении трудовых обязанностей", - сообщил глава Минтруда Максим Топилин, слова которого цитируют в пресс-службе ведомства.

По данным Минтруда, шестеро из них были членами экипажа, еще 23 пассажира находились в трудовых отношениях с 14 работодателями Москвы, Санкт-Петербурга, Оренбургской области и Красноярского края. Однако эта цифра предварительная, поскольку расследование еще продолжается.

Министерство напоминает, что в соответствии с законодательством, семьям погибших, находившихся в командировке или при исполнении трудовых обязанностей, предусмотрена также единовременная страховая выплата в размере 1 млн рублей.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 14 февраля 2018 года | Дайджест публикаций за 14 февраля 2018 года
Авторские права на данный материал принадлежат информационному агентству «Интерфакс». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Комментарии к новости