Автор: Елизавета Кузнецова
Опубликовано: 15.02.2018, 08:24
 

Авиакомпании рассчитаются за погоду

Структурам Росгидромета согласовали цену метеоданных


[image]

Как выяснил "Ъ", правительство согласовало размер платежей авиакомпаний структурам Росгидромета за предполетное метеообслуживание. Они с прошлого года должны быть включены в аэронавигационный сбор ФГУП "Госкорпорация по организации воздушного движения" (ГК по ОрВД), но процесс затянулся. Росгидромет настаивал на выплате за метеоданные 5 млрд руб. в год, против выступала Росавиация. В итоге платеж был снижен до 3,4 млрд руб. Но в отрасли считают, что перед полетом можно обойтись и без услуг Росгидромета: нужные метеоданные несложно найти и в интернете.

Как выяснил "Ъ", до конца месяца Росавиация, ГК по ОрВД и Росгидромет должны окончательно согласовать условия закупки метеоинформации авиакомпаниями, решение принято 13 февраля на совещании у вице-премьера Аркадия Дворковича (его представитель "Ъ" не ответила). ФГУП будет платить структуре Росгидромета "Авиаметтелеком" около 3,4 млрд руб. в год за аэронавигационные услуги при подготовке полета и во время него, говорят источники "Ъ".

Плата за метеоданные, получаемые в полете, уже включена в аэронавигационный сбор ГК по ОрВД, за предполетную информацию перевозчики сами платили структурам Росгидромета. Но в марте 2017 года Минтранс издал приказ, по которому в сбор включалась и плата за предполетные данные. Оперативно рассчитать новый размер сбора не удалось, и с середины года Росгидромет, не получая перечислений от ФГУПа, отказался поставлять услуги ряду авиакомпаний. В ноябре уже "Аэрофлот" расторг договор со структурами Росгидромета, хотя спустя две недели правительство поручило перевозчику продлить его. В конце года источники "Ъ" говорили, что согласование расчетов "затруднял заявленный Росгидрометом объем затрат" - почти 5 млрд руб., что "выглядело завышенным".

В Минтрансе "Ъ" сообщили, что вместе с Росавиацией, Минприроды и Росгидрометом разрабатывают новую модель платы за аэронавигацию и метеообслуживание. "Компании будут платить ГК по ОрВД по схеме одного окна, а ФГУП переведет платежи другим участникам",- заявили в министерстве. Во ФГУПе рассказали, что оплатят расходы за авиаметеообеспечение в рамках долгосрочной программы развития, ее корректировку утверждает правкомиссия по транспорту, суммы станут ясны после решения правительства. В ГК по ОрВД подчеркнули, что ставка сборов за аэронавигацию зависит от расходов, "которые смогут доказать" в "Авиаметтелекоме". Но на расходах авиакомпаний это не скажется, поскольку те платили ранее Росгидромету.

По данным "Ъ", расчеты участников совещания разнились. По словам источника "Ъ", за основу предлагалось взять затраты авиакомпаний 2016 года - не менее 2,4 млрд руб., указанные в финотчетности авиапредприятий. Но, добавляет он, Росгидромет считал, что сумма не учитывает все авиакомпании и ее надо увеличить не менее чем на 400 млн руб.

Но и учет согласованной суммы в сборе может затянуться. В январе на совещании у заместителя министра транспорта Александра Юрчика было заявлено, что за 2017 год ГК по ОрВД не предоставила Росавиации оценку экономически обоснованных расходов на метеообслуживание и обоснование тарифной модели сбора. Источник "Ъ" замечает, что ФГУП направлял предложения по модели Росавиации и ФАС, но те "по разным причинам" их не приняли: Росавиация не договорилась с Минтрансом, а ФАС из-за этого не стала согласовывать вариант. В Росавиации отказались от комментариев.

Глава управления регулирования транспорта ФАС Адиля Вяселева подтвердила "Ъ", что "в условиях неспособности двух корпораций договориться" правительство определило цену контракта с Росгидрометом в 3,4 млрд руб. Он не тарифицируется ФАС, но затраты будут учтены в тарифной модели ГК по ОрВД, служба обеспечит "неувеличение" нагрузки на авиакомпании и рассмотрит тарифную заявку ФГУПа при ее поступлении. В Росгидромете лишь отметили, что ждут постановления правительства. Авиакомпании это не комментируют, но источники "Ъ" в отрасли говорят, что "нет острой необходимости в услугах Росгидромета", достаточно и метеоданных на интернет-порталах.

Исполнительный директор "Авиапорта" Олег Пантелеев говорит, что необходимость достоверной метеоинформации для гражданской авиации не подлежит сомнению, поскольку от этого зависит безопасность полетов. По его словам, сегодня самая распространенная практика - использование прогнозов ведущих международных провайдеров, которые оперативно обновляют сводки по всему маршруту, включая запасные аэродромы.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 15 февраля 2018 года | Дайджест публикаций за 15 февраля 2018 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «Коммерсантъ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.