О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Авиакомпании рассчитаются за погоду

Как выяснил "Ъ", правительство согласовало размер платежей авиакомпаний структурам Росгидромета за предполетное метеообслуживание

Как выяснил "Ъ", правительство согласовало размер платежей авиакомпаний структурам Росгидромета за предполетное метеообслуживание. Они с прошлого года должны быть включены в аэронавигационный сбор ФГУП "Госкорпорация по организации воздушного движения" (ГК по ОрВД), но процесс затянулся. Росгидромет настаивал на выплате за метеоданные 5 млрд руб. в год, против выступала Росавиация. В итоге платеж был снижен до 3,4 млрд руб. Но в отрасли считают, что перед полетом можно обойтись и без услуг Росгидромета: нужные метеоданные несложно найти и в интернете.

Как выяснил "Ъ", до конца месяца Росавиация, ГК по ОрВД и Росгидромет должны окончательно согласовать условия закупки метеоинформации авиакомпаниями, решение принято 13 февраля на совещании у вице-премьера Аркадия Дворковича (его представитель "Ъ" не ответила). ФГУП будет платить структуре Росгидромета "Авиаметтелеком" около 3,4 млрд руб. в год за аэронавигационные услуги при подготовке полета и во время него, говорят источники "Ъ".

Плата за метеоданные, получаемые в полете, уже включена в аэронавигационный сбор ГК по ОрВД, за предполетную информацию перевозчики сами платили структурам Росгидромета. Но в марте 2017 года Минтранс издал приказ, по которому в сбор включалась и плата за предполетные данные. Оперативно рассчитать новый размер сбора не удалось, и с середины года Росгидромет, не получая перечислений от ФГУПа, отказался поставлять услуги ряду авиакомпаний. В ноябре уже "Аэрофлот" расторг договор со структурами Росгидромета, хотя спустя две недели правительство поручило перевозчику продлить его. В конце года источники "Ъ" говорили, что согласование расчетов "затруднял заявленный Росгидрометом объем затрат" - почти 5 млрд руб., что "выглядело завышенным".

В Минтрансе "Ъ" сообщили, что вместе с Росавиацией, Минприроды и Росгидрометом разрабатывают новую модель платы за аэронавигацию и метеообслуживание. "Компании будут платить ГК по ОрВД по схеме одного окна, а ФГУП переведет платежи другим участникам",- заявили в министерстве. Во ФГУПе рассказали, что оплатят расходы за авиаметеообеспечение в рамках долгосрочной программы развития, ее корректировку утверждает правкомиссия по транспорту, суммы станут ясны после решения правительства. В ГК по ОрВД подчеркнули, что ставка сборов за аэронавигацию зависит от расходов, "которые смогут доказать" в "Авиаметтелекоме". Но на расходах авиакомпаний это не скажется, поскольку те платили ранее Росгидромету.

По данным "Ъ", расчеты участников совещания разнились. По словам источника "Ъ", за основу предлагалось взять затраты авиакомпаний 2016 года - не менее 2,4 млрд руб., указанные в финотчетности авиапредприятий. Но, добавляет он, Росгидромет считал, что сумма не учитывает все авиакомпании и ее надо увеличить не менее чем на 400 млн руб.

Но и учет согласованной суммы в сборе может затянуться. В январе на совещании у заместителя министра транспорта Александра Юрчика было заявлено, что за 2017 год ГК по ОрВД не предоставила Росавиации оценку экономически обоснованных расходов на метеообслуживание и обоснование тарифной модели сбора. Источник "Ъ" замечает, что ФГУП направлял предложения по модели Росавиации и ФАС, но те "по разным причинам" их не приняли: Росавиация не договорилась с Минтрансом, а ФАС из-за этого не стала согласовывать вариант. В Росавиации отказались от комментариев.

Глава управления регулирования транспорта ФАС Адиля Вяселева подтвердила "Ъ", что "в условиях неспособности двух корпораций договориться" правительство определило цену контракта с Росгидрометом в 3,4 млрд руб. Он не тарифицируется ФАС, но затраты будут учтены в тарифной модели ГК по ОрВД, служба обеспечит "неувеличение" нагрузки на авиакомпании и рассмотрит тарифную заявку ФГУПа при ее поступлении. В Росгидромете лишь отметили, что ждут постановления правительства. Авиакомпании это не комментируют, но источники "Ъ" в отрасли говорят, что "нет острой необходимости в услугах Росгидромета", достаточно и метеоданных на интернет-порталах.

Исполнительный директор "Авиапорта" Олег Пантелеев говорит, что необходимость достоверной метеоинформации для гражданской авиации не подлежит сомнению, поскольку от этого зависит безопасность полетов. По его словам, сегодня самая распространенная практика - использование прогнозов ведущих международных провайдеров, которые оперативно обновляют сводки по всему маршруту, включая запасные аэродромы....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка