О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Аркадий Дворкович: не исключаю, что количество авиакомпаний в России сократится

Зампред правительства РФ в интервью ТАСС - о ситуации в сфере авиаотрасли и обсуждении газового вопроса с Минском

Заместитель председателя правительства РФ в рамках Российского инвестиционного форума в Сочи рассказал в интервью ТАСС о реализации программы "Цифровая экономика", оздоровлении сферы авиационных перевозок и переговорах с Белоруссией по определению формулы цены на газ.

- Минкомсвязи предлагает дополнительно выделить на программу по развитию "цифровой экономики" от 3 млрд до 5 млрд рублей из бюджета в начале 2018 года. Считаете ли вы, что эти требования обоснованы, будут ли средства выделены?

- "Цифровая экономика" действительно приоритетная тема и этого форума, и один из приоритетов в повестке президента и правительства. Уже принято четыре дорожные карты: по нормативному регулированию, по инфраструктуре, по кибербезопасности, по сквозным технологиям. Готовится дорожная карта по кадрам и образованию, она находится в завершающей стадии, и думаю, что в начале следующей недели будет подписан итоговый вариант.

Действительно, на реализацию этих дорожных карт нужны определенные деньги. Мы по всему, что касается первых четырех карт, кроме кадров и образования, действительно, определили небольшой объем, критически важный для того, чтобы начать реализацию программы в этом году. Скоро документ пойдет на подпись председателя правительства, средства будут выделены. Действительно, примерно в этом масштабе, но точную цифру я назвать пока не могу, окончательную, идет сверка.

- Будет ли программа "Цифровая экономика" дополнена еще одним блоком, касающимся госуправления?

- Изначально программа "Цифровая экономика" включала в себя пять направлений, я уже их перечислил, которые носят системный характер. Далее мы договорились, что будем дополнять программу блоками, которые носят прикладной характер для конкретного применения. Это включает в себя и блок "Госуправление", в том числе систему контроля и надзора, которую в правительстве сейчас курирует министр Михаил Анатольевич Абызов, "Умный город", "Умное здравоохранение", "Умное образование". Вот эти дорожные карты тоже уже находятся в высокой стадии готовности. Особенно "Госуправление" и "Умный город". Я думаю, что мы близки к тому, чтобы их тоже вывести на утверждение правительственной комиссии. Когда это случится, в марте или, например, в мае, пока говорить преждевременно. Мы сейчас с экспертами дорабатываем конкретные пункты, сверяем источники финансирования и с юристами отрабатываем уже конкретные конструкции.

- На них тоже потребуются дополнительные деньги?

- Если говорить о "Госуправлении", то, думаю, не должно потребоваться специальных денег. У нас есть отдельные программы по государственным информационным системам, по другим элементам госуправления. Они уже реализуются, на них уже выделены деньги. Просто нужно будет все состыковать, все свести в единую программу. Что касается "Умного города", то это скорее региональные проекты, региональные программы, которые будут реализовываться на местах. Будем ли мы поддерживать их с федерального уровня, из федерального бюджета? Такого решения пока нет.

- В прошлом году авиакомпания "ВИМ-Авиа" приостановила работу, в этом году "Азур-эйр" плохо себя чувствует. При этом, еще когда случилась вся ситуация вокруг "ВИМ-Авиа", Минтранс предлагал пересмотреть подход к оценке финансовой устойчивости авиакомпаний, а также предусмотреть меры по оздоровлению и страхованию авиационного сектора. Как продвигается эта работа, есть ли уже какие-то проекты или, возможно, готовые документы?

- Мы утвердили дорожную карту на правительственной комиссии по транспорту по усовершенствованию законодательства в сфере авиационных перевозок. Действительно, дорожная карта включает в себя изменение методики оценки финансового состояния и совершенствование системы страхования, возможно, создания компенсационного или какого-то другого фонда для того, чтобы в случае возникновения проблем у той или иной компании компенсировать связанные с этим издержки. В том числе для пассажиров, потерявших возможность осуществить перелет из точки в точку, и сопутствующие различные расходы. По этим пунктам работа идет, там есть конкретные сроки, они в основном должны завершить работы в первой половине года. Действительно, будут определенные решения, которые позволят системно заниматься улучшением ситуации на рынке.

Это не означает, что все компании останутся на рынке, и не означает, что все уйдут с рынка. Мы рассчитываем, что российский рынок будет иметь такую емкость, которая позволяет работать нескольким компаниям.

- Но в принципе вы не исключаете сокращения количества авиакомпаний?

- Конечно, не исключаю. Потому что есть недостаточно сильные компании. Не хочу называть, потому что у каждой из них есть возможность поправить положение. Сейчас будет неправильно говорить, что кто-то лучше, кто-то хуже. У всех есть все инструменты, все необходимые ресурсы в случае воли акционеров привести свое финансовое положение в соответствие с наилучшими практиками.

- Про "Саратовские авиалинии" - какова ситуация в авиакомпании сейчас?

- Этот вопрос точно не связан с финансовым положением.

- Тот факт, что они сейчас, по сути, лишились одного воздушного судна, не может ли привести к финансовым сложностям у авиакомпании?

- "Саратовские авиалинии" - один из средних игроков, который активно использовал именно российские воздушные суда в своих перевозках. И мы, естественно, посмотрим вместе с руководством компании на всю ситуацию. Минтранс этим сейчас занимается. Уверен, что наши коллеги ищут варианты решения проблемы, возможно, лизинг каких-то других судов. У них есть заказы на отдельные воздушные суда зарубежного производства с поставкой в этом году. Такие планы были.

Главное, конечно, чтобы все авиакомпании следили за состоянием судов, за качеством перевозок, за безопасностью.

Понятно, что можно временно сократить маршрутную сеть. Она у них очень резко выросла в прошлом году, поэтому в принципе ничего особо страшного не произойдет, если будет определенное сжатие, временное, так, по крайней мере, можно будет стабилизировать ситуацию. Но, повторяю, это вопрос акционеров. Минтранс будет вместе с ними обсуждать тему и при необходимости содействовать не финансово, а организационно решению этих проблем. Но главное, конечно, чтобы все авиакомпании следили за состоянием судов, за качеством перевозок, за безопасностью. Это безусловный приоритет по сравнению со всеми остальными вопросами.

- Правительство параллельно обсуждает сразу несколько тем, связанных с поддержкой нефтяной отрасли: стимуляция НПЗ, добыча и производство СПГ и в целом работа, по которой Минфин и Минэнерго до сих пор консенсуса так и не нашли. Какие меры, по-вашему, стоит поддержать рублем, а какие меры можно отодвинуть на второй план? И насколько аппетиты Минэнерго в плане поддержки собственной отрасли соответствуют реалиям?

- Во-первых, по НДД уже нет никаких разногласий между Минфином и Минэнерго. Законопроект находится в Государственной думе, готов к принятию и реализации. Думаю, что это случится в ходе весенней сессии, возможно в апреле, по крайней мере, думские комитеты нацеливаются на это, чтобы в конце марта - в апреле принять этот законопроект, президент его может подписать также в ближайшем будущем. Что касается остальных новаций, требующих, возможно, временных ресурсов, которые принесут отдачу за три-пять лет, мы их будем обсуждать в ближайшие дни и с нефтяными компаниями, и с ведомствами. Планируется совещание на эту тему. Есть поручение председателя правительства, данное по итогам совещания в Западной Сибири несколько месяцев назад, в конце прошлого года. Поручение сейчас министерствами выполнено, предложения представлены, мы это обсудим у меня на совещании, что предложить председателю.

- Это касается именно того доклада по стимулированию нефтепереработки?

- Да.

- Сообщалось, что Минэнерго внес свои предложения, а Минфин - свои предложения.

- Действительно. Вот это мы и будем обсуждать.

- Как проходят ваши переговоры с Белоруссией? После прошлогоднего цикла переговоров оставалось несколько вопросов - это формула цены на газ для Белоруссии и проект единого рынка по цене. Существуют ли уже проекты документов по решению этих вопросов?

- Белорусские коллеги представили проекты документов, нас они не устраивают. Мы в принципе считаем, что большой спешки нет и можно окончательное решение вопроса отложить на начало следующего года, поскольку до 2019 года включительно у нас действуют определенные договоренности по цене. Торопиться не нужно. Но я понимаю белорусских коллег, которые хотят побыстрее зафиксировать ситуацию, поэтому консультации продолжаются. Повторяю, пока мы не считаем, что есть необходимость ускорения решения этой проблемы.

- Что касается единого рынка газа. Может быть, тоже стоит подождать до следующего года, по вашему мнению?

- С нашей точки зрения, да. Потому что у нас еще нет полной определенности относительно наших собственных планов по нашему рынку. Есть разные предложения, у "Газпрома" и Минэнерго, много нюансов. Мы еще не определились, а это напрямую влияет на нашу позицию по единому рынку или общему рынку, по-разному его можно называть. Поскольку наш рынок самый большой, то, конечно, он определяет состояние рынка всего региона.

- Какой объем средств правительство готово зарезервировать для работы по программам модернизации энергомощностей? Насколько мы понимаем, сейчас компании вынесли свои предложения, у них есть свои аппетиты, сильно ли они расходятся с возможностями? Потому что называлась сумма 3,5 трлн рублей.

- Мы обсуждали эту тему с ведомствами и компаниями буквально несколько дней назад. Действительно, есть коридоры запросов от разных игроков на рынке. Есть, конечно, озабоченность и потребителей электроэнергии, связанная с возможным дополнительным ростом цен при масштабной реализации планов всех компаний. По итогам этого обсуждения я поручил сделать программу-минимум и определиться, достаточно ли этой программы-минимум для реализации в ближайшей перспективе. Если да, можно было бы тогда ее объявить в этом году, начать реализацию, а через один-два года посмотреть, можно ли более масштабный вариант реализовать на протяжении последующих 15 лет, о которых идет речь.

- Вы допускаете, что это возможно, что компании могут свои пессимистичные прогнозы представить…

- Не пессимистичный, а именно программа-минимум. Он все равно нормальный. Вопрос амбиций, вопрос масштабности планов, желания, например, развивать дополнительно энергетику, основанную на возобновляемых источниках энергии, атомную энергетику, кроме модернизации теплогенерации, о которой идет речь, модернизировать сети и так далее. Все это связано с необходимостью значительных инвестиций, поэтому нужно найти сбалансированный вариант, который точно можно реализовать, а потом посмотреть, можно ли его расширить.

- Какая сумма у правительства есть в резерве? Называли 3,5 трлн рублей, это верно?

Это близко к правде. Но это зависит от сценария и энергопотребления, насколько оно будет расти каждый год в среднем, и от инфляционной динамики. Если брать инфляцию на уровне целевых показателей Центробанка, сейчас 4%, потом чуть ниже, и рост энергопотребления 1% будет, то получается даже больше, чем 3,5 трлн рублей. Если брать рост энергопотребления 0,5% в год или ниже, или более низкую инфляцию, как она сейчас складывается, получается меньшая цифра, чем 3,5 трлн рублей. Вот примерно такой разброс значений....
Авторские права на данный материал принадлежат «ТАСС». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка