Опубликовано: 16.02.2018, 09:51
 

МАК расшифровала запись разговора в кабине упавшего Ан-148‍


[image]

Эксперты Межгосударственного авиационного комитета (МАК) расшифровали данные второго "черного ящика" с борта самолета Ан-148 - речевого самописца.

"Аудиозапись разговоров двух пилотов подтвердила ранее озвученную версию", - сообщил один из экспертов.

Заледеневшие приемники воздушного давления неверно определяли скорость полета, поэтому экипаж получал разные показатели. Летчики пытались набрать нужную для взлета скорость, но фактически ее превысили.

По словам эксперта, еще предстоит определить причины обледенения приемников. Полную картину даст только совмещение данных двух "черных ящиков" - речевого и параметрического, уточняет "КП".

Напомним, самолет "Саратовских авиалиний", следовавший из Москвы в Орск, разбился в Раменском районе Подмосковья через несколько минут после вылета из аэропорта Домодедово 11 февраля. Погиб 71 человек.

Как сообщал iz.ru, одной из возможных причин крушения стало расхождение в показаниях скорости на индикаторе пилота и резервном приборе, сообщает iz.ru.

- Пилоты сразу после взлета заметили, что показатели скорости на датчике у командира и второго пилота существенно отличаются, - рассказал "КП" эксперт, знакомый с ходом расследования МАК. - Это произошло из-за того, что не работал обогрев трех приемников воздушного давления (это "антенны", установленные на корпусе самолета, - Авт.), те заледенели и выводили на приборную панель пилотов некорректную скорость. Пилоты сначала пытались набрать нужную для взлета скорость - фактически превышая ее и "загнав" двигатели. А потом они уже не смогли ничего сделать.

Бывший замминистра гражданской авиации СССР, заслуженный пилот СССР Олег Смирнов знаком с предварительными результатами расшифровки параметрического самописца. По его словам, один из главных вопросов, на который у экспертов пока нет ответа: почему не работал обогрев приемников воздушного давления. Пилоты забыли его включить? Или обогрев по какой-то причине не сработал? Мы уже рассказывали: на советских и российских самолетах система обогрева включается вручную, тогда как на современных зарубежных типах - это происходит автоматически, сразу после запуска двигателя.

- Это, конечно, каменный век, - говорит Смирнов. - Не представляю себе, что пилоты могли забыть включить обогрев. Тогда это грубое нарушение контрольной карты проверок, как ее называют летчики - "молитвы". Перед началом полета пилоты проходят все оборудование по кругу, включая его. Видели, наверное, в кино: "Прибор такой-то", - говорит один. Второй отзывается. И так далее... Я видел первый отчет предварительный отчет МАК. Там этот момент описан просто: "не включили обогрев". Но на основании чего сделан этот вывод - неясно. Я бы не спешил сразу обвинять пилотов. Давайте дождемся, когда эксперты состыкуют две расшифровки по секундам.

Есть еще один непонятный момент. Эксперты изучили показания флайтрадара (это сайт, где можно следить за полетами конкретных самолетов в реальном времени, все полеты записываются, - Авт.). И если верить этим данным, Ан-148 то летел на скорости около 200 километров в час, то резко ускорялся, то снова терял скорость.

- На самом деле, борт за 7 минут полета не тормозил, а только увеличивал скорость. В какой-то момент - 500 километров в час, 600. Потом - 800. На такой скорости гражданские самолеты летают только на эшелоне, но не при подъеме, когда на корпус идут совсем иные нагрузки. Пилоты ошибочно разогнали самолет так, что он начал разрушаться в полете. Потом началось пике. Наверняка начала мигать система: "опасное сближение с землей". Известно, что Ан-148 вывалился из облаков на высоте около 700 метров. Но визуального контакта с землей у экипажа не было, они попали в снежный заряд. Но я не могу объяснить, почему в этот момент командир не пытался дать штурвал на себя, избегая столкновения.

Тем временем с места крушения продолжают вывозить найденные сотрудниками МЧС фрагменты самолета. Грузовиками их доставляют на аэродром в Жуковском. Там в одном из ангаров разбившийся самолет будут собирать по частям, чтобы установить полную картину случившегося.

Официально

- Расшифровка речевого самописца еще в процессе, - рассказали корреспонденту "КП" в пресс-службе МАК. - Помимо собственно расшифровки предстоит также процесс протоколирования - данные параметрического самописца будут посекундно сопоставляться с расшифровкой переговоров пилотов. Можно предположить, что работа будет завершена в течение недели. В любом случае, полную расшифровку переговоров экипажа мы публиковать не будем, это запрещено законом. Только если какие-то значимые смысловые фрагменты.

Вопрос - ребром

Почему "Флайтрадар" показывал резкие изменения скорости?

Как показала расшифровка параметрического самописца, колебаний скорости разбившегося Ан-148 не было: летчики самолет только разгоняли. Почему же тогда флайтрадар (сетевой ресурс, отслеживающий полеты в реальном времени) показывает скоростные "качели"?

- Для меня это тоже было удивительно, - сказал "КП" вице-президент профсобюза летного состава России Олег Приходько. - Я нашел во флайтрадаре данные о прошлых полетах этого самолета. И там то же самое - скорость скачет туда-сюда с невероятной амплитудой.

Мы тоже изучили графики "флайтрадара". Посмотрели рейсы Ан-148 с бортовым номером RA-61704 из Москвы в Саратов и обратно, а также из Пензы в Москву 11 февраля. Во всех случаях графики скорости напоминают электрокардиограмму, словно это не авиалайнер, а "чихающая" копейка "жигулей". Может так и должно быть? Чтобы проверить, мы посмотрели данные одного из полетов А-320 в Самару: ничего похожего, самолет набирает скорость и держит ее до начала снижения, без резких скачков.

- Если бы скорость действительно прыгала, летчики сразу бы отказались лететь этим бортом, - объяснил Олег Приходько. - В данном случае, мы скорее всего имеем некорректную передачу информации с борта на землю. "Флайтрадар" оперирует открытыми данными, которые передает сам самолет. Если самолет передает ложные данные, "флайтрадар" будет их честно отображать. Вероятно, у разбившегося Ан-148 была проблема с передатчиками.

Между тем

Могло ли обломки Ан-148 разбросать в радиусе километра, если взрыв случился только после падения.

В истории с крушением пассажирского Ан-148 в Подмосковье версию о теракте отвергли практически сразу. Сначала сообщили, что на обнаруженных фрагментах самолета следов взрывчатки не нашли. Затем с официальным заявлением выступил Следственный комитет (а в расследовании сейчас участвуют около сотни сотрудников СК): "Установлено, что в момент падения воздушное судно находилось в целостности, без возгорания, взрыв возник после падения самолета". Тем не менее в соцсетях время от времени всплывают конспирологические версии о теракте (подробности).

Тем временем

В окрестностях подмосковного села Степановское, где 11 февраля потерпел крушение самолет Ан-148, продолжаются поисковые работы. На месте в несколько смен работают около 1 тысячи сотрудников МЧС - по-прежнему ведется поиск фрагментов тел погибших и деталей взорвавшегося самолета. Днем в среду министр ЧС Владимир Пучков распорядился увеличить зону работ. До этого спасатели вместе с коллегами из Следственного комитета исследовали площадь 30 гектаров, а теперь она разрослась до 50 га.

- Там бывшие совхозные поля, а теперь - чьи-то частные паи, - объясняет местный житель Максим Битюков. - Летом вы бы увидели: они все давно дикой травой заросли (подробности)Поиск обломков Ан-148: съемка с воздуха.Обломки рухнувшего в Подмосковье Ан-148 разбросало на площади 30 гектаров. Фрагменты самолета и тела погибших продолжают искать спасатели.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 16 февраля 2018 года | Дайджест публикаций за 16 февраля 2018 года
Авторские права на данный материал принадлежат информационному агентству «Хакасия». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.