Источник: газета «Коммерсантъ»
Автор: Григорий Колганов
Опубликовано: 16.02.2018, 14:42

Пилоты разбившегося Ан-148 могли слишком довериться технике

Почему у экипажа не получилось предотвратить трагедию


Пилоты Ан-148 "Саратовских авиалиний" до самого столкновения не могли понять, почему искажены показания скорости. Как стало известно газете "Коммерсантъ", в материалах следствия об авиакатастрофе в Подмосковье появились данные с речевого самописца. Из расшифровки следует, что летчики не включили обогрев приемников полного давления, с которых считывают информацию датчики скорости. Вскоре после взлета экипаж обнаружил проблемы с показаниями этого параметра, взял управление на себя и, увеличивая скорость, стал наклонять самолет к земле. При этом, как отмечает издание, пилоты все время ругались между собой.

Почему летчики не смогли сориентироваться и решить проблему?

Заслуженный пилот России Виктор Саженин отметил, что положение не было критическим и существуют четкие инструкции, как поступать в таких случаях: "На иностранных самолетах это называется Unreliable Speed Indication, на отечественных самолетах - "недостоверные показания указателя скорости". Все пилоты проходят такие тренировки и отрабатывают подобную ситуацию. Она является, конечно, внештатной, однако сложно допустить, что пилот был к ней не подготовлен. Сейчас будут изыматься все летные документы, и в них обязательно этот элемент тренировки должен присутствовать".

Эксперты Межгосударственного авиационного комитета пришли к выводу, что невключение обогрева приемников полного давления могло привести к их обледенению. В результате на высоте около 2-х тыс. м индикатор скорости у одного из пилотов показывал недопустимо низкие для такой ситуации 200 км/ч, а у другого вообще оставался на нуле. При этом реальная скорость лайнера составляла около 600 км/ч.

Ориентация исключительно на показатели скорости может говорить о недостатке квалификации экипажа, считает летчик-испытатель Александр Лавриков: "Если пилоты увидели различие в показаниях скорости, то с ним можно было дальше лететь, хоть бы и до самого Орска. Видимо, экипаж был просто не научен пилотировать вручную. Можно было на высоте 150 метров включить автопилот, прилететь в Орск и на высоте 30 м перед посадкой его выключить. Кто у них пилот? Есть указатель углов атаки, есть авиагоризонт, так что можно спокойно выключить все указатели скоростей и ориентироваться на другие показатели".

Возможно, пилотов подвели нервы и чрезмерное доверие к технике, полагает майор ВВС, мастер спорта по высшему пилотажу Андрей Красноперов: "Может быть, экипаж расслабился и был отчасти не готов к этому моменту. Как правило, в таких ситуациях правый пилот помогает левому, а левый помогает правому. То есть нужно не кричать, а спокойно и рассудительно делать все, что полагается.

Я предполагаю, что они пошли на пикирование только потому, что одна из систем, которая ориентируется на показания скорости от этих датчиков и "увидев" 0, дала команду на снижение.

После чего пилоты, скорее всего, ее и выполнили. То есть они слишком доверились компьютеру. Надо все-таки самостоятельно анализировать полет".

Самолет Ан-148 "Саратовских авиалиний" разбился в Подмосковье 11 февраля через несколько минут после взлета. Погибли 65 пассажиров и шесть членов экипажа. После трагедии перевозчик приостановил эксплуатацию аналогичных воздушных судов до окончания расследования причин происшествия. Однако в четверг на своем сайте авиакомпания сообщила, что возобновляет полеты этих лайнеров.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 16 февраля 2018 года | Дайджест публикаций за 16 февраля 2018 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «Коммерсантъ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Комментарии к новости