Источник: газета «Московский комсомолец»
Автор: Григорий Миленин
Опубликовано: 26.02.2018, 08:23

Россия возвращается в Сирию: на Хмеймим прилетели истребители пятого поколения

Эксперт объяснил причины


Уже четыре новейших российских истребителя-невидимки Су-57 появилось на авиабазе Хмеймим в Сирии. Как полагают специалисты, эти самолеты пройдут ряд испытаний в условиях реальной боевой обстановки. Прежде всего испытания коснутся внутрифюзеляжных ракет и бортового локатора.

Истребители Су-57 стали очередной новинкой российских вооружений, которые наши военные решили испытать в боевых действиях на территории Сирии. Как рассказал "МК" военный эксперт Илья Крамник, летчикам ВКС России предстоит в условиях реальной боевой обстановки проверить возможности бортового радиоэлектронного оборудования этих самолетов.

- В первую очередь будут "обкатывать" радиоэлектронное оборудование, его способность обнаруживать реальные цели, а не полигонные. Прежде всего самолеты западной коалиции, в том числе истребители F-22. Кроме того, в том же районе "водятся" истребители F-35 ВВС Израиля, и возможность посмотреть на них глазами бортовых систем Су-57 представляет большой интерес, - пояснил Крамник.

Помимо бортового локатора Су-57 реальную проверку в небе Сирии пройдет и ракетное вооружение нового поколения.

- Для Су-57 создано разнообразное вооружение, размещаемое во внутренних отсеках. Его тоже хорошо бы проверить. По единодушному мнению специалистов, его и отправили в Сирию именно за тем, чтобы оценить качество ракет внутрифюзеляжного размещения, - говорит эксперт.

Как полагает Крамник, будут испытаны ракеты класса "воздух-земля", но это "скорее факультативная" задача испытаний:

- Он будет работать по наземным целям, потому что у исламистов нет своей авиации. Но основное предназначение Су-57 - истребитель. Думаю, что главной задачей будет посмотреть на способность его электроники обнаруживать боевые самолеты Запада.

Стоит отметить, что по ряду параметров российский истребитель пятого поколения превосходит американские аналоги. Так, американский F-22 Raptor уступает ему по своим аэродинамическим характеристикам в силу того, что его фюзеляж выполнен в соответствии с американскими же представлениями о малой радиолокационной заметности - там преобладают ровные плоскости и острые углы. А это лишние завихрения воздушного потока, которые сверхманевренному самолету только во вред. Российский же истребитель построен также с учетом снижения заметности, однако его форма имеет и "оплывчатые" участки, которые положительно влияют на аэродинамику. Возможно, это сделано из тех соображений, что для современных средств ПВО форма самолета мало влияет на его заметность.

Хотя, если вспомнить инцидент с уничтожением американского ударного самолета-невидимки F-117 (во время войны в Югославии) 27 марта 1999 года, то даже самая футуристичная форма летательного аппарата оказывается бесполезной перед системой ПВО 1960-х годов производства. Тогда "невидимку" завалили ракетой советского комплекса С-125 "Печора".

Практика показывает, что сегодня "невидимости" можно достигнуть скорее бортовыми средствами радиоэлектронной борьбы. Здесь, кстати, Су-57 имеет еще одно преимущество: если в F-22 функции РЭБ выполняет его бортовая радиолокационная станция, то российский истребитель вооружен специальным комплексом радиоподавления "Гималаи". Его уникальность заключается в том, что комплекс работает по принципу "умной обшивки", когда отдельные устройства радиоподавления встроены в различные части самолета.

Если сравнивать двигательные установки, то тут возможности истребителей практически схожи. И тот и другой могут достигать сверхзвуковой скорости в бесфорсажном режиме. И у F-22, и у Су-57 двигатели с отклоняемым вектором тяги. Но есть нюанс: у "раптора" сопла отклоняются только по вертикали, российский же самолет может "вертеть" ими по трем осям. Плюс один к сверхманевренности.

Наконец, российский и американский истребители отличаются друг от друга по боевым возможностям. И различия эти явно не в пользу "американца". F-22 создавался как перехватчик, для борьбы с авиацией противника и прикрытия наземных объектов от ударов с воздуха. Собственно, за счет этого его арсенал ограничивается ракетами "воздух-воздух". Наносить удары по земле он способен разве что корректируемыми по GPS авиабомбами JDAM, ну или высокоточными управляемыми GBU-31 и GBU-39. У нас же истребители традиционно являются многофункциональными, то есть способными поражать как воздушные, так и наземные цели и бомбами, и ракетами. Этой традиции отечественные авиастроители остались верны и при разработке Су-57. По разным данным, для него разработано несколько типов ракет "воздух-поверхность", в том числе противокорабельные и противорадарные.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 26 февраля 2018 года | Дайджест публикаций за 26 февраля 2018 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «Московский комсомолец». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Комментарии к новости