Источник: газета «Военно-промышленный курьер»
Автор: Андрей Романов
Опубликовано: 27.02.2018, 08:13

Су-57: экзамен войной

Какие задачи собрались решать российские истребители пятого поколения в сирийском небе


[image]

Знаковым событием стало появление в Сирии новейших российских истребителей пятого поколения Су-57. 21 февраля сразу на нескольких интернет-ресурсах были размещены фотографии двух "пятьдесят седьмых", заходящих на авиабазу "Хмеймим" в сопровождении Су-35. Всего же в Сирию перелетели четыре Су-35, а также один самолет дальнего радиолокационного обнаружения А-50. Первый естественный вопрос: зачем?

Развертывание российских истребителей пятого поколения шло в режиме полного отсутствия информации. На момент написания статьи российское оборонное ведомство не сделало официального заявления об обновлении авиапарка базы. Фактически единственным источником информации стали сирийские фотоснимки садящихся в Латакии Су-57, а также израильские спутниковые изображения стоянки российской авиабазы, на которых хорошо видны новейшие машины.

Отсутствие официальных заявлений не помещало высказаться экспертам различной степени информированности. В их выступлениях преобладал тезис о том, что развертывание Су-57 - показательная акция, поскольку, мол, машина пока к боевым действиям не готова. Звучало даже слово "понты".

Общеизвестная тайна

Что истребители пятого поколения пройдут обкатку в Сирии, авиастроителям и военным было известно с конца прошлого года. Предполагалось, что "Хмеймим" примет две машины, выпущенные в этом году. После передачи военным пара истребителей должна была сначала перелететь в 929-й государственный летно-исследовательский центр в Ахтубинске и только после прохождения ряда испытаний там отправиться в Сирию.

Но в феврале планы неожиданно поменялись. Заместитель министра обороны Юрий Борисов заявил, что первые поставки Су-57 для Минобороны ожидаются только в 2019 году. Причем военные получат не пару истребителей, а сразу эскадрилью. И 21 февраля в Сирию перелетели не новые Су-57, а машины, уже участвовавшие в испытаниях. С чем было связано изменение планов, пока неясно. По одной из версий, причиной стала работа над новым двигателем.

Следует отметить, что нынешнее развертывание произошло быстрее, чем ранее планировалось. Также в Сирию прилетела более серьезная авиагруппа - четыре машины вместо двух. На авиабазе "Хмеймим" прибытию новых машин предшествовала серьезная подготовка. В частности, были построены укрытия, а также специальные матерчато-каркасные ангары, необходимые для обслуживания истребителей.

"Серые киты" снаружи и изнутри

Часть развернутых на авиабазе Су-57 относится к так называемым серым китам. Такое название они получили за характерную раскраску. Серо-баклажановый верх, светло-серое брюхо и окаймление крыльев - эти машины еще даже не Су-57, а так и остаются Т-50. Первыми официальными "пятьдесят седьмыми" должны были стать два борта, передача которых военным перенеслась на следующий год. По данным "ВПК", один из развернутых в Сирии Су-57 (Т-50) является "эталонным бортом", то есть его внешний вид, состав бортового оборудования и систем - образец для всех последующих серийных машин этого типа.

По сравнению с Т-50 первых серий "серые киты" имеют ряд существенных отличий. Внешне у них несколько изменена конструкция носового обтекателя. Он стал длиннее и более вытянут. За счет этого машины приобрели характерный "плоский" вид.

В носовой части у "серых китов" отсутствуют классические приемники воздушного давления, место которых заняли более сложные системы измерения высотно-скоростных параметров (СИ ВСП). Ранее такие изделия прошли обкатку на Су-35. Работы хотя и увенчались успехом, но несколько затянулись. Вероятно, задержка с доводкой СИ ВСП также сказалась на готовности Су-57.

Но главное отличие "серых китов" - их бортовое оборудование. В первую очередь речь идет об уникальных радиолокационных станциях Н0036 "Белка".

Новая расцветка "серый кит" также напрямую связана с размещением на борту РЛС. Светло-серые участки, выполненные из радиопрозрачной краски, прикрывают места размещения дополнительных антенн. Су-57 изначально создавался по идеологии "умной обшивки". Помимо носового радара, в его фюзеляже и крыльях размещены еще несколько антенн (порядка шести). По имеющимся данным, речь идет о передних кромках крыльев и пространстве между двигателями. "Умная обшивка" дает летчику обзор на 360 градусов и позволяет работать не только по воздушным, но и по наземным целям.

Есть ли "умная обшивка" у "сирийских" Су-57? С большой долей вероятности есть, но не на всех бортах. Официально не сообщалось, но разработчики завершили испытания "Белки" еще в прошлом году. Поэтому на "серых китах" полный набор антенн скорее всего есть. Именно на этих машинах станции и испытывались. Но не исключено, что на авиабазе "Хмеймим" есть и один "промежуточный" Су-57. Эта машина также имеет обновленный обтекатель, но при этом на нее нанесен старый "зигзагообразный" камуфляж. Судя по внешнему виду, "промежуточный" истребитель оборудован только антенной РЛС в носу.

Перед кабиной пилотов "серых китов" установлены оптико-локационные станции. Это уникальный комплекс, способный обнаруживать по тепловому излучению летательные аппараты на дальности в несколько десятков километров и наводить на них ракеты "воздух-воздух". ОЛС эффективна и в работе по наземным целям. Она обеспечивает применение авиационных средств поражения с телевизионными и лазерными головками самонаведения. ОЛС, как и радары, были испытаны еще в конце прошлого года. На последних фотографиях "серых китов" хорошо видно, что это не массогабаритные макеты, которые были на Т-50 первых серий, а полноценные работающие системы.

Важный вопрос: какие двигатели установлены на "сирийских" Су-57? Ведь первые полеты с так называемыми двигателями второго этапа машина выполнила только в прошлом году. Именно с работами по этим изделиям, по некоторым данным, и связано изменение планов российского военного ведомства. С большой долей вероятности можно утверждать, что в Сирию "пятьдесят седьмые" пошли со старыми силовыми установками.

Сирийский "Ромб"

В Интернете большое количество фотографий новейших истребителей, но сделанных в основном в Летно-исследовательском институте в Жуковском. Поэтому многие эксперты поспешили с выводами, что пока эти машины еще не дошли до этапа отработки применения оружия. Но это далеко не так. Судя по официальным фотографиям военного ведомства, "серые киты" активно испытываются в Ахтубинске уже не менее полутора лет. Причем в испытаниях участвуют самые опытные пилоты, в том числе и лично начальник ГЛИЦа, Герой России генерал-майор Радик Бариев. В прошлом году Корпорация тактического ракетного вооружения официально заявила, что в состав вооружения Су-57 вошли универсальные КР Х-35. А значит, отработка применения авиационных средств поражения на новейших истребителях идет полным ходом. С большой долей вероятности можно утверждать, что в Сирии Су-57 смогут решать широкий круг задач: воздушное патрулирование, удары по наземным целям, а также разведка с использованием оптических и радиолокационных систем. При этом российское военно-политическое руководство уделяет пристальное внимание боевым испытаниям. Четыре переброшенных в Сирию Су-35 будут сопровождать Су-57 при выполнении боевых задач. Следить за происходящим в воздухе будет самолет ДРЛО А-50.

В свое время в Советском Союзе была проведена операция "Ромб". В начале войны в Афганистане в стране были развернуты опытные штурмовики Т-8 (в будущем Су-25), а также истребители вертикального взлета и посадки Як-38. Именно боевая стажировка продвинула Су-25 и позволила этим уникальным машинам занять место в строю.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 27 февраля 2018 года | Дайджест публикаций за 27 февраля 2018 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «Военно-промышленный курьер». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Комментарии к новости