Источник: сайт «Военное обозрение»
Опубликовано: 01.03.2018, 08:44

"Скоростной боевой вертолет"


[image]

Не так давно министерство обороны России определило примерные пути развития боевых вертолетов. Перспективная техника этого класса должна отличаться от существующих образцов различными особенностями, в том числе увеличенной скоростью полета. В этой области уже были проведены некоторые исследования, и в обозримом будущем текущие работы приведут к новым результатам, пригодным для практического применения. В последние недели представителями промышленности были оглашены несколько любопытных новостей о перспективных проектах.

Напомним, в прошлом году была запущена научно-исследовательская работа, пока известная под названием "Скоростной боевой вертолет". В рамках этого проекта планируется проработать облик боевой машины будущего, а затем реализовать его в виде полноценного вертолета. Работы стартовали в середине 2017 года, но уже успели привести к некоторым результатам. В течение нескольких последних недель вопрос создания скоростного вертолета неоднократно поднимался представителями министерства обороны и промышленности.

6 февраля, во время визита на завод "Прогресс" (г. Арсеньев, Приморский край), заместитель министра обороны Юрий Борисов раскрыл некоторые подробности новой Государственной программы вооружений. В рамках Госпрограммы 2018-25 годов будет разрабатываться новая авиационная техника, в том числе имеющая особые характеристики. Ю. Борисов напомнил о желании военного ведомства получить перспективный боевой вертолет с крейсерской скоростью на уровне 350-400 км/ч. Также замминистра упомянул, что у промышленности есть определенные технические решения для выполнения такой задачи.

15 февраля информагентство "Интерфакс-АВН" опубликовало выдержки из интервью с генеральным директором холдинга "Вертолеты России" Андреем Богинским. Руководитель организации уточнил уже известные данные, а также огласил новую информацию. По его словам, в этом году специалисты нескольких вертолетостроительных организаций сейчас заняты формированием концепции нового скоростного вертолета. К этим работам привлечены лидеры отрасли в лице фирм "Миль" и "Камов". Фактически идет соревнование двух конструкторских школ, предпочитающих разные идеи и решения.

Текущие работы по формированию концепции вертолета ведутся в соответствии с контрактом, заключенным во время форума "Армия-2017". Их предполагается завершить в ноябре 2018 года. По результатам нынешней научно-исследовательской работы министерству обороны представят одну или несколько концепций перспективной винтокрылой машины.

Дальнейшее будущее многообещающего проекта пока не определено. "Вертолеты России" планируют начать испытания опытной боевой машины нового типа после 2025 года. При этом точные сроки первого полета зависят от массы факторов. На ходе проекта могут сказаться разные особенности выбранной концепции, технические требования, сложности и т. д.

Как следует из последних новостей, перед строительством полноценного военного вертолета авиационная промышленность изготовит и испытает экспериментальный образец. 22 февраля информагентство ТАСС опубликовало заявления генерального директора госкорпорации "Ростех" Сергея Чемезова. Он отметил, что у промышленности имеются наработки по теме скоростных вертолетов, и в следующем году работы в этом направлении продолжатся. Более того, в 2019 году могут начаться летные испытания экспериментального вертолета, построенного с использованием новых идей. Точная дата пока не указывается, а начало испытаний может сдвинуться к концу следующего года.

С. Чемезов утверждает, что скорость опытной машины, предназначенной для отработки новых идей, будет превышать 400 км/ч. Нельзя не отметить, что в таком случае характеристики вертолета будут даже выше, чем требует министерство обороны. Удастся ли выполнить такие планы - станет известно позже.

25 февраля в эфире телеканала "Звезда" были оглашены новые подробности будущего проекта полноценной боевой машины. Начальник НИУ бортового радиоэлектронного оборудования и авиационного вооружения ЦНИИ военно-воздушных сил Павел Щавелев рассказал о намерениях создать две версии перспективного вертолета. Первый вариант техники будет представлять собой обычный вертолет, управляемый из кабины экипажем. Вторая версия проекта будет предусматривать строительство беспилотного вертолета. Пилотируемые и беспилотные образцы смогут взаимодействовать друг с другом и совместно решать поставленные боевые задачи.

Несмотря на большое количество новостей и заявлений, опубликованных в последние недели, основные сведения о перспективном боевом вертолете или хотя бы о его экспериментальном предшественнике пока остаются неизвестными. Причины этого очевидны. В настоящее время основные предприятия холдинга "Вертолеты России" занимаются проработкой концепций, и потому о конкретном облике нового скоростного вертолета пока говорить рано. Предварительную проработку облика машины планируется завершить до конца будущей осени, и, по всей видимости, именно тогда широкая общественность сможет узнать подробности проекта.

Впрочем, определенные предположения о техническом облике будущей винтокрылой машины были высказаны еще прошлым летом, вскоре после подписания контракта о проведении работ по "Скоростному боевому вертолету". По данным госкорпорации "Ростех", в этом проекте можно будет использовать перспективный турбовальный двигатель ВК-2500М, разработанный предприятием "ОДК-Климов". Это изделие будет отличаться от предшественников большей мощностью и сниженной массой; его можно будет использовать как на скоростных вертолетах, так и на обновляемой технике существующих типов.

На тот момент проект ВК-2500М продвинулся достаточно далеко, и его полная реализация уже не требовала больших затрат времени. Утверждалось, что в случае получения реального заказа предприятие "ОДК-Климов" сможет в течение года завершить проектирование и построить опытный образец двигателя. Будет ли новый ВК-2500М использоваться на перспективном вертолете - неизвестно. "Вертолеты России" пока не оглашали свои планы в отношении силовой установки.

Необходимо отметить, что перспективный боевой вертолет создается не на пустом месте. Так, с начала текущего десятилетия было проведено несколько научно-исследовательских работ, целью которых изучались особенности вертолетной техники с повышенными летными характеристиками. Два исследовательских проекта были выполнены в 2011 и 2013 году, а с 2014-го велись новые работы, подразумевавшие строительство и испытания полноценной летающей лаборатории. Любопытно, что проект 2014 года финансировался не военным ведомством, а министерством промышленности и торговли. Новый вертолет разрабатывался в рамках федеральной целевой программы "Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2010 годы и на период до 2015 года".

К осени 2014 года были получены определенные результаты, но их сочли неприемлемыми. Оказалось, что вертолет будущего действительно способен развивать скорость более 400 км/ч, однако для этого требуются определенные технические решения, приводящие к серьезному росту стоимости эксплуатации. На некоторое время программа была остановлена.

Вскоре исследования продолжились. Кроме того, "Вертолеты России" продолжили строительство новой летающей лаборатории, разработанной на базе боевого Ми-24. От серийного боевого вертолета экспериментальный образец под названием ПСВ отличался формой и конструкцией фюзеляжа, новым профилем лопастей несущего винта, измененными системами управления и т.д. Первый полет опытного образца состоялся в конце 2015 года. За несколько месяцев горизонтальную скорость полета удалось довести до 405 км/ч. Было показано, что новые лопасти могут использоваться и в других проектах, давая заметный прирост летных характеристик.

Несколько дней назад глава "Вертолетов России" А. Богинский напомнил об экспериментальном проекте, а также рассказал о его влиянии на другие разработки. По его словам, сейчас опытный вертолет применяется для испытаний новой несущей системы. Также испытывается трансмиссия, рулевой винт и другие агрегаты. Летающая лаборатория фактически используется в целях создания задела для разработки будущего боевого вертолета. Конструкторские бюро, задействованные в новом проекте, учитывают результаты испытаний опытного ПСВ и используют новые данные в своей работе "Скоростной боевой вертолет".

Работы по гражданскому и военному вертолетам с повышенной скоростью полета идут параллельно. По всей видимости, такой подход будет сохраняться в течение определенного времени. Будущей осенью "Вертолеты России" намерены закончить работы по формированию концепции боевой машины, что обязательно окажет определенное влияние на дальнейший ход проектов.

Пока программа "Скоростной боевой вертолет" находится на стадиях теоретической проработки с использованием некоторых результатов предыдущих проектов. Осенью специалистам министерства обороны предстоит ознакомиться с представленными вариантами технического облика будущей боевой машины, после чего стартует ее проектирование.

Согласно недавно оглашенным планам, уже в следующем году "Вертолеты России" могут поднять в воздух новый опытный образец, предназначенный для отработки тех или иных технических решений. Полноценный скоростной вертолет, пригодный для эксплуатации в войсках, появится только через несколько лет. Его испытания пока относят к периоду после 2025 года. Когда новая техника начнет поступать в войска - остается только гадать. Вероятно, при успешном выполнении всех требуемых работ, армия получит новые вертолеты в начале тридцатых годов.

По мнению специалистов военного ведомства, в будущем вооруженным силам могут понадобиться боевые вертолеты, отличающиеся высокой скоростью полета. Достаточно давно такие идеи были взяты в работу, а также изучались на уровне теории и практики. В ближайшем будущем будут получены очередные реальные результаты, а через несколько лет новая техника поступит на службу.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 1 марта 2018 года | Дайджест публикаций за 1 марта 2018 года
Авторские права на данный материал принадлежат сайту «Военное обозрение». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Комментарии к новости