О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

100-летие ЦАГИ в истории авиации: истребитель-перехватчик МиГ-25

Это первый в мире серийный самолет, которому удалось достичь рубежа скорости в 3000 км/ч

Это первый в мире серийный самолет, которому удалось достичь рубежа скорости в 3000 км/ч. Мы говорим о МиГ-25 - дальнем сверхзвуковом высотном истребителе-перехватчике 3-го поколения, созданием которого занималось ОКБ им. А.И. Микояна совместно с учеными ЦАГИ.

Разработка самолета началась в 1961 году. Была поставлена задача - создать крылатую машину, способную достигать больших сверхзвуковых скоростей (соответствующих числам Маха - 3).

Предварительные проработки в ЦАГИ показали целесообразность применения компоновки крыла со сверхзвуковой передней кромкой. Было рекомендовано крыло умеренного удлинения со стреловидностью по передней кромке примерно 42°, с профилем уменьшенной максимальной толщины и носком очень малого радиуса (с целью снижения волнового сопротивления при сверхзвуковых режимах полета). Такая компоновка позволяла также получить приемлемые взлетно-посадочные характеристики.

В соответствии с режимами полета для двигателей МиГ-25 учеными ЦАГИ были разработаны боковые прижатые к фюзеляжу сверхзвуковые регулируемые воздухозаборники с горизонтальным клином сжатия потока. Все это значительно улучшило характеристики проектируемого истребителя.

При создании этого самолета впервые в отечественной авиации возникла проблема длительного нагрева поверхности в полете. Температуры торможения при числах Маха " 3 на лобовых кромках достигали 300-350°С. Для обеспечения необходимых характеристик прочности и ресурса специалисты ОКБ А.И. Микояна создали уникальную конструкцию планера из стали (80%), титана (8%) и других материалов (12%). В ЦАГИ были проведены соответствующие исследования прочности элементов конструкции в условиях нагрева под воздействием аэродинамических нагрузок.

МиГ-25 поднялся в воздух 6 марта 1964 года. На этом самолете было установлено несколько десятков мировых авиационных рекордов скорости, высоты и скороподъемности, в том числе абсолютные. Некоторые из них до сих пор не "побиты", например, выход на динамический потолок, намного превосходящий статический.

На основе МиГ-25 был создан существенно модифицированный вариант самолета - МиГ-31. Самолеты-перехватчики этого типа в настоящее время не имеют аналогов в мире.

Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е. Жуковского (входит в НИЦ "Институт имени Н.Е. Жуковского") в 2018 году отмечает свое 100-летие. Основанный 1 декабря 1918 года ЦАГИ сегодня - крупнейший государственный научный центр авиационной и ракетно-космической отрасли Российской Федерации, где успешно решаются сложнейшие задачи фундаментального и прикладного характера в областях аэро- и гидродинамики, аэроакустики, динамики полета и прочности конструкций летательных аппаратов, а также промышленной аэродинамики. Институт обладает уникальной экспериментальной базой, отвечающей самым высоким международным требованиям. ЦАГИ осуществляет государственную экспертизу всех летательных аппаратов, разрабатываемых в российских КБ, и дает окончательное заключение о возможности и безопасности первого полета. ЦАГИ принимает участие в формировании государственных программ развития авиационной техники, а также в создании норм летной годности и регламентирующих государственных документов.

Национальный исследовательский центр "Институт им. Н.Е. Жуковского" создан в соответствии с Федеральным законом № 326-ФЗ от 4 ноября 2014 года для организации и выполнения научно-исследовательских работ, разработки новых технологий по приоритетным направлениям развития авиационной техники, ускоренного внедрения в производство научных разработок и использования научных достижений в интересах отечественной экономики. В состав центра входят Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е. Жуковского (ЦАГИ), Центральный институт авиационного моторостроения имени П.И. Баранова (ЦИАМ), Государственный научно-исследовательский институт авиационных систем (ГосНИИАС), Сибирский научно-исследовательский институт авиации имени С.А. Чаплыгина (СибНИА) и Государственный казенный научно-испытательный полигон авиационных систем (ГкНИПАС).
...
Авторские права на данный материал принадлежат «ЦАГИ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка