Опубликовано: 14.03.2018, 14:15
 

Нелетная кладь

Председатель МОО «Союз пассажиров» - Кирилл Янков


[image]

Введенные "безбагажные" тарифы на авиабилеты породили перемены в правилах перевозки не только багажа, но и того, что пассажир может взять с собой в салон. Правила эти имеют два "этажа" - во-первых, те, что устанавливает Министерство транспорта, обязательные для всех авиакомпаний, а во-вторых, те, что определяют сами авиакомпании.

Даже многие опытные пассажиры с удивлением открыли для себя: не все, что ты несешь с собой в салон, называется "ручной кладью". Оказывается, есть собственно "ручная кладь", для которой устанавливаются нормы по весу и габаритам, а есть "вещи при пассажире", которые провозятся "в качестве ручной клади", но сверх норм, для самой ручной клади установленной.

Нормы ручной клади, обязательные для всех авиакомпаний, с ноября 2017 года таковы: не менее 5 кг, а габариты вправе установить сама компания с тем, чтобы вещи можно было безопасно разместить в салоне воздушного судна. С одной стороны, это логично: есть небольшие воздушные суда (например, Л-410), где полки для ручной клади не предусмотрены. С другой стороны, такие малютки - редкая экзотика (например, в парке "Аэрофлота" или S7 их нет вообще), а практически все средние и тем более крупные самолеты имеют стандартные размеры полок в салоне - следовательно, и допустимые размеры ручной клади могли бы быть для всех одинаковыми.

Но почему-то, летая на одних и тех же судах с одними и теми же полками в салонах, разные компании по-разному устанавливают габариты ручной клади. Причем не только в России. Air France установила размер 55×35×25 (здесь и далее - в сантиметрах), Emirates - 55×38×20, а Finnair - 56×45×25. У отечественных авиакомпаний наиболее популярен размер 55×40×20, хотя "Аэрофлот" в феврале расщедрился до 55×40×25, а "Победа" с лилипутским размером 36x30x27 может претендовать на рекорд - меньше обнаружить не удалось ни у одной авиакомпании в мире, даже среди лоукостеров.

Такой разнобой в габаритах очень неудобен для пассажиров, особенно тех, которые летают часто и разными авиакомпаниями. Ведь производители дорожных сумок и чемоданов давно наловчились выпускать отдельные модели специально таких размеров, чтоб их можно было брать в салон, и многие летают именно с такими саквояжами - пока не сталкиваются с перевозчиком, установившим размер на сантиметр меньше.

Непросто обстоит дело и с "вещами при пассажире" - теми, которые можно провозить в салоне дополнительно. Во-первых, их список с ноября стал существенно короче. Из списка исчезли, к примеру, фотоаппараты - обиделись профессиональные фотографы, потому что дорогую технику такого рода в багаж не сдашь. Исчезли портативные компьютеры - а значит, ноутбук большого размера на той же "Победе" вообще бесплатно не провезти (только платно в багаже), однако далеко не каждый готов сдать такой предмет в багаж. Во-вторых, оставшийся список оставляет возможности для двойного толкования. Скажем, можно везти рюкзак, дамскую сумочку или портфель, однако рюкзак с оговоркой ("вес и габариты которого установлены правилами перевозчика"), а дамскую сумочку или портфель - без оговорки, то есть в принципе любого веса или размера. Понятно, что портфель с чугунными отливками может весить так, что полка для ручной клади в салоне не выдержит. Но это все-таки теоретический случай, а вот практика: как классифицировать ранец (с которыми раньше в школу ходили) - как портфель (без ограничений по весу и габаритам) или как рюкзак (с ограничениями)? А можно ли считать портфелем сумку для портативного компьютера?

К счастью для многих путешественников, строгость и неоднозначность правил компенсируется тем, что на нарушения смотрят "сквозь пальцы". Причина понятна - на стойке регистрации все не проконтролируешь, зарегистрировавшиеся через интернет пассажиры, у которых нет багажа, вообще к ней не подходят. Контроль на выходе в самолет существенно затягивает время самой посадки, требует дополнительных сотрудников, в том числе тех, которые будут собирать мзду за сверхнормативную по весу и габариту ручную кладь. А лишнее время стоянки борта и дополнительные сотрудники могут обойтись авиакомпании дороже, чем она заработает на дополнительных поборах с пассажиров.

Однако, несмотря на это, правила провоза вещей пассажирами нуждаются в дальнейшем совершенствовании. В первую очередь стоит установить единые габариты ручной клади. Такие габариты должны зависеть только от размеров полок в салоне, которые всеми крупными производителями давно унифицированы. Индивидуальные габариты можно будет устанавливать в этом случае только для отдельных особо малых самолетов, с которыми большинство воздушных путешественников обычно не имеют дела.

А во вторую очередь надо сделать более простым и ясным список "вещей при пассажире", причем предельный вес и габариты отдельных предметов также установить федеральным нормативным актом. Например, вернуть в список профессиональные фотоаппараты, но габарит установить такой, чтобы камеру-обскуру на треноге образца XIX века притащить в самолет все-таки было нельзя.

Пассажиропотоки на внутренних авиалиниях уверенно растут, и, надо надеяться, будут расти и впредь. Чем больше авиапассажиров - тем меньше неясностей и волюнтаризма должно быть в правилах перевозок.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 14 марта 2018 года | Дайджест публикаций за 14 марта 2018 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «Известия». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Комментарии к новости