АвиаСоюз
19 марта 2018, 11:57
Экспериментальная авиация: от первого полета до серийного производства
Экспериментальная авиация - одна из важнейших структур в отечественной авиационной промышленности. Ее деятельность курирует Управление летной службы ОАО "Авиапром", которое с 2015 г. Дмитрий Волошин
"АС": Дмитрий Анатольевич, какие правовые документы регулируют деятельность экспериментальной авиации?
Д.В.: В соответствии с Воздушным кодексом Российской Федерации (ФЗ от 19 марта 1997 г. № 60-ФЗ) к экспериментальной авиации относится авиация, используемая для проведения опытно-конструкторских, экспериментальных, научно-исследовательских работ, а также испытаний авиационной и другой техники (ст. 23 ВК РФ).
Деятельность экспериментальной авиации регулируется Воздушным кодексом РФ, ФЗ "О государственном регулировании развития авиации" от 8 января 1998 г. № 10-ФЗ, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, федеральными авиационными правилами, авиационными правилами и нормативными правовыми актами уполномоченного органа в области оборонной промышленности (ст. 26 ВК РФ).
Положением о Минпромторге России, утвержденным постановлением Правительства РФ от 5.06.2008 г. № 438, определены его функции, в том числе, по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области развития авиационной техники и экспериментальной авиации.
В части экспериментальной авиации (ЭА) Минпромторг осуществляет следующие полномочия:
принимает нормативные правовые акты, определяющие:
- порядок допуска к эксплуатации аэродромов ЭА;
- правила государственного учета воздушных судов (ВС) ЭА;
- порядок допуска к полетам экспериментальных ВС;
- порядок организации и проведения демонстрационных полетов экспериментальных ВС;
- перечень документов, которые должны иметь на борту экспериментальные ВС;
- порядок регистрации наносимых на экспериментальные ВС дополнительных опознавательных знаков, имен собственных, товарных знаков, геральдических знаков;
организует и проводит расследования авиационных происшествий с экспериментальными ВС;
осуществляет:
- ведение государственного реестра аэродромов экспериментальной авиации Российской Федерации;
- ведение государственного учета ВС ЭА;
- государственное регулирование деятельности в области ЭА, а также регистрацию дополнительных опознавательных знаков, имен собственных, товарных знаков, геральдических знаков, наносимых на экспериментальные ВС;
- государственный контроль за деятельностью авиа-ционного персонала ЭА;
- обеспечивает государственный контроль за выполнением правил эксплуатации экспериментальных ВС.
Д.В.: В соответствии с постановлениями Правительства РФ от 11.12.1997 г. № 1552 и от 15.04.2000 г. № 344 Управление летной службы (УЛС) ОАО "Авиапром" осуществляет работы и оказывает услуги, связанные с регулированием летной деятельности в области ЭА.
В том числе, по поручению Минпромторга России УЛС ОАО "Авиапром":
- разрабатывает проекты нормативных правовых актов, приказов и распоряжений Минпромторга России, определяющих деятельность ЭА;
- осуществляет контроль выполнения воздушного законодательства РФ, нормативных правовых актов в летно-испытательных подразделениях (ЛИП) ЭА;
- осуществляет контроль летно-методической работы и работы методических советов ЛИП авиационных организаций;
- участвует в аттестации авиационного персонала ЭА;
- участвует в расследованиях авиационных происшествий и серьезных авиационных инцидентов с экспериментальными ВС
- осуществляет контроль проверки организации летно-испытательной работы в ЛИП авиационных организаций ЭА;
- осуществляет контроль обеспечения полетов: штурманского, инженерно-авиационного, аэродромного, связи и радиосветотехнического, поискового и аварийно-спасательного, парашютно-спасательного, высотно-кислородного, метеорологического, диспетчерского, аэронавигационного;
- осуществляет оформление и выдачу разрешений на использование средств радиотехнического обеспечения полетов на аэродромах ЭА;
- осуществляет контроль подготовки экипажей и экспериментальных ВС к выполнению международных полетов, испытательных и исследовательских полетов за границей, демонстрационных полетов на выставках, авиасалонах и аэрошоу в России и на территории других государств, а также контролирует их выполнение;
- оформляет свидетельства авиаперсоналу ЭА;
- проводит анализ авиационных происшествий и инцидентов с экспериментальными ВС, разрабатывает и направляет в авиационные организации рекомендации по их предупреждению, контролирует выполнение профилактических мероприятий по обеспечению безопасности полетов;
- принимает участие в работе комиссии Минпромторга России по комплексному обследованию аэродромов ЭА.
По состоянию на 1 января 2018 г. в ЛИП работают 194 летчика-испытателя, в том числе летчики-испытатели 1-го класса - 63%, 2-го класса - 16%; 3-го класса - 9%, без класса - 12%. Средний возраст летчиков-испытателей - 53 года, тенденция увеличения возраста ("старения") авиационного персонала за прошедшие 5 лет сохраняется.
"АС": Насколько, на Ваш взгляд, оптимальна существующая система управления и регулирования деятельности ЭА, отвечает ли она требованиям сегодняшнего дня?
Д.В.: Хотел бы отметить, что, к сожалению, в структуре Минпромторга России экспериментальная авиация не имеет подразделения (департамента), обеспечивающего реализацию функции государственного регулирования в области экспериментальной авиации в полном объеме, на современном уровне, а в положении о Минпромторге России не определена ответственность за обеспечение безопасности полетов (конкретное должностное лицо), как это предписано Международными стандартами и Рекомендуемой практикой ИКАО.
При этом, государственное регулирование деятельности в области гражданской авиации осуществляет Минтранс России с находящимися в его ведении Росавиацией и Ространснадзором, а государственное регулирование деятельности в области государственной авиации осуществляет Минобороны России.
Другие федеральные органы исполнительной власти, имеющие подразделения государственной авиации (МВД, ВСБ, МЧС, ФТС, РОСТО), осуществляют организацию их деятельности и оперативное управление этой деятельностью. Эти федеральные органы, в составе которых действуют подразделения государственной авиации, имеют четкие структуры, осуществляющие организацию проведения летной деятельности и контроль за безопасностью полетов.
"АС": Какие события в деятельности экспериментальной авиации в 2016-2017 гг. Вы бы отметили?
Д.В.: Летно-испытательная работа в ЛИП авиационных организаций ЭА в 2016-2017 гг. была направлена, прежде всего, на безусловное выполнение производственных планов предприятий и проведение летных испытаний авиационной техники без авиационных происшествий.
Структуры ЭА решали задачи по проведению летных испытаний авиационной техники, выполнению демонстрационных полетов, в том числе по программам Международного авиакосмического салона МАКС-2017 и других выставок в России и за рубежом, международных полетов в целях поставки отечественных ВС иностранным заказчикам. Отдельные экипажи ЭА выполняли задачи по проведению летных проверок средств связи и радиосветотехнического оборудования аэродромов, перегонке ВС в ремонтные предприятия и обратно, авиационному обеспечению деятельности организаций и предприятий. Производились полеты на поддержание натренированности и выполнение проверок летной подготовки летного состава ЛИП ЭА.
В 2016-2017 гг. были подняты в воздух опытные экземпляры новых типов воздушных судов: Як-152 на Иркутском авиационном заводе - филиале ПАО "Корпорация "Иркут", модификаций вертолетов "Ми" и "Ка" на предприятиях АО "Вертолеты России".
Важнейшими событиями в 2017 г. стали начало испытаний нового пассажирского самолета МС-21 на Иркутском авиационном заводе - филиале ПАО "Корпорация "Иркут" и первый полет многофункционального истребителя МиГ-35 в подмосковных Луховицах, заводские испытания которого завершены в декабре 2017 г.
Начало 2018 г. также ознаменовалось важными событиями в деятельности ЭА. В присутствии Президента России Владимира Владимировича Путина 25 января поднят в воздух первый, после возобновления производства на Казанском авиационном заводе им. С.П. Горбунова - филиале ПАО "Туполев", стратегический ракетоносец Ту-160М. Мне довелось в составе экипажа принять участие в этом полете, во время которого были выполнены маневры по проверке устойчивости и управляемости самолета в воздухе.
В тот же день, 25 января 2018 г., на Ульяновском предприятии "Авиастар-СП" совершил первый полет перспективный самолет-топливозаправщик Ил-78М-90А.
На предприятиях авиационной промышленности и авиаремонтных заводах, входящих в ПАО "ОАК" и АО "Вертолеты России", продолжались испытания серийных и модернизированных воздушных судов.
В 2016-2017 гг. налет в ЭА составил свыше 22 тыс. часов, в т. ч. на испытаниях новой и серийной авиационной техники - 15 тыс. часов. Сравнительный анализ налета по годам за последние годы показывает, что общий и испытательный налет для различных ЛИП отличается и зависит от характера выполняемых ими задач и типов испытываемых экспериментальных ВС. Налет по годам летчиков-испытателей находится примерно на одном уровне. Авиационных происшествий в эти годы не допущено.
Продолжалась работа по подготовке и аттестации руководителей ЛИП, их заместителей по летной и инженерно-авиационной службе на базе ЛИИ им. М.М. Громова. В Школе летчиков-испытателей (ШЛИ) им. А.В. Федотова прошли обучение по программам переподготовки и повышения квалификации 283 специалиста авиационного персонала.
В 2016-2017 гг. УЛС ОАО "Авиапром" были выполнены комплексные проверки организации и проведения летно-испытательной работы, управления полетами и их обеспечения в летно-испытательных подразделениях авиационных организаций ЭА; проверены 12 аэродромов ЭА на предмет допуска их к эксплуатации в соответствии с требованиями нормативных документов и т. д.
Постоянно УЛС ОАО "Авиапром" осуществляются проверки готовности экспериментальных ВС и экипажей к выполнению демонстрационных полетов на международных авиационных выставках в России и за рубежом, выполнению испытательных полетов за рубежом при поставках российской авиационной техники иностранным заказчикам и к другим полетам.
"АС": Дмитрий Анатольевич, с учетом решения Президента Российской Федерации о передаче авиационных ремонтных заводов (АРЗ) в состав ПАО "ОАК" и АО "Вертолеты России", изменилась ли система летных испытаний ВС после выполнения ремонта?
Д.В.: В настоящее время станции наземных и летных испытаний (СН и ЛИ) АРЗ организуют и проводят свою работу в соответствии с нормативными документами государственной авиации.
В целях упорядочения организации и проведения летно-испытательной работы на АРЗ, вошедших в состав ПАО "ОАК" и АО "Вертолеты России", учитывая, что АРЗ являются авиационными организациями и выполняют испытания авиационной техники после проведения ремонта, предлагалось, в соответствии со статьей 23 Воздушного кодекса РФ, отнести АРЗ к авиационным организациям ЭА.
По инициативе ПАО "ОАК" и АО "Вертолеты России", с привлечением специалистов УЛС ОАО "Авиапром", создана рабочая группа, которая разработала "Временную инструкцию по организации полетов ВС на АРЗ, находящихся в ПАО "ОАК" и АО "Вертолеты России", с последующим поэтапным переходом до 2020 г. деятельности СН и ЛИ АРЗ на нормативные документы ЭА. Инструкция утверждена Минпромторгом России.
Еще одно из важных направлений работы УЛС ОАО "Авиапром" - разработка проектов нормативных документов в области ЭА. За последние годы разработаны и представлены в Минпромторг ряд документов, в том числе:
- ФАП "Требования к специалистам согласно перечня специалистов авиационного персонала экспериментальной авиации, порядок подготовки специалистов авиационного персонала экспериментальной авиации, требования к порядку разработки, утверждения и содержанию программ подготовки специалистов авиационного персонала экспериментальной авиации";
- ФАП о порядке проведения обязательной аттестации, порядка допуска к деятельности специалистов авиа-ционного персонала экспериментальной авиации и порядка выдачи свидетельств для специалистов авиационного персонала экспериментальной авиации;
- ФАП по выполнению полетов экспериментальных воздушных судов;
- приказ Минпромторга России "Об утверждении форм свидетельств специалистов авиационного персонала экспериментальной авиации и правил их заполнения" и другие проекты документов.
Несмотря на большую выполненную работу, нормативная правовая и нормативная техническая база государственного регулирования в области экспериментальной авиации, как мне представляется, не в полной мере соответствует современным требованиям и нуждается в дальнейшем серьезном развития.
"АС": Что для этого конкретно следует сделать?
Д.В.: Как я уже говорил, необходимо в структуре Минпромторга России создать подразделение (департамент государственной политики в области ЭА), обеспечивающее реализацию функции государственного регулирования в области ЭА в полном объеме, на современном уровне.
Не соответствует современным требованиям система отбора, подготовки и сопровождения деятельности авиационного персонала ЭА. Единственное на сегодня в России учебное заведение, осуществляющее подготовку летчиков-испытателей - подразделение АО "ЛИИ им. М.М. Громова", входящее структурно в ПАО "ОАК". Это не позволяет финансировать на законных основаниях Школу летчиков-испытателей Минпромторга России, в то время, как предыдущий "советский" и международный опыт подготовки летчиков-испытателей подтверждает, что их подготовка, аттестация, трудоустройство в ЛИП, постоянный контроль за их профессиональной деятельностью является задачей государства (раньше это осуществляло УЛС МАП СССР).
Если говорить о первоочередных задачах по развитию и совершенствованию нормативного правового и методического обеспечения деятельности ЭА, то, на мой взгляд, необходимо переработать и ввести в действие приказами Минпромторга России нормативные документы, обеспечивающие выполнение программ испытаний современной авиационной техники и безопасность полетов в экспериментальной авиации, в том числе:
- ФАП "Требования к специалистам согласно перечня специалистов авиационного персонала экспериментальной авиации, порядок подготовки специалистов авиационного персонала экспериментальной авиации, требования к порядку разработки, утверждения и содержанию программ подготовки специалистов авиационного персонала экспериментальной авиации";
- ФАП о порядке проведения обязательной аттестации, порядка допуска к деятельности специалистов авиационного персонала экспериментальной авиации и порядка выдачи свидетельств для специалистов авиационного персонала экспериментальной авиации;
- ФАП по производству полетов экспериментальной авиации;
- типовое положение о летно-испытательном подразделении авиационной организации экспериментальной авиации;
- положение об инспекторах летчиках-испытателях, штурманах-испытателях и бортинженерах-испытателях экспериментальной авиации и др.
Если говорить об основополагающем документе для экспериментальной авиации, то, на мой взгляд, необходима разработка Государственной Программы развития экспериментальной авиации до 2030 г., как вида авиации, используемого для проведения опытно-конструкторских, экспериментальных, научно-исследовательских работ, а также испытаний авиационной и другой техники. Программа должна быть направлена на реализацию следующих основных задач:
- создание в структуре Минпромторга России подразделения (департамент государственной политики в области ЭА), обеспечивающего реализацию функции государственного регулирования в области экспериментальной авиации;
- совершенствование нормативной правовой и нормативной технической базы государственного регулирования в области ЭА:
- совершенствование системы подготовки специалистов экспериментальной авиации;
- техническая модернизация учебно-методической базы Школы летчиков испытателей им. А.В. Федотова АО "ЛИИ им М.М. Громова";
- совершенствование материальной базы ЭА, включая реконструкцию и модернизацию аэродромов, полигонов и других объектов;
- обеспечение проведения опережающих летных испытаний (исследований) и создание задела для разработки и производства современной авиационной и другой техники военного и гражданского назначения.
"АС": Дмитрий Анатольевич, благодарю Вас за интересное и насыщенное интервью....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаСоюз». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Апрель 19, 2024
Аэрофлот за первый квартал увеличил перевозки на направлениях Москва - Уфа и Москва - Челябинск
Апрель 18, 2024
Комплекс испытаний SJ-100 в СибНИА выполнен на 30-40 %
Апрель 19, 2024
Аэропорт Дубая ограничил число прибывающих рейсов на 48 часов
Апрель 19, 2024
Филиппины получили от Индии первую партию ракет BrahMos