О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Александр Асанов: "Всегда говорю курсантам: летчик учится всю жизнь"

История легендарного вуза ведет свой отсчет с 1940 года, когда была сформирована Саратовская военная авиационная школа пилотов

История легендарного вуза ведет свой отсчет с 1940 года, когда была сформирована Саратовская военная авиационная школа пилотов. В годы Великой Отечественной войны здесь успешно готовили боевых планеристов. Шесть выпускников - участников войны удостоены звания Героя Советского Союза. Впоследствии училище занималось подготовкой летчиков самолетов Ли-2, а с осени 1952 года приступило к освоению принципиально новой авиационной техники - вертолета. Последовательно курсантов обучали на Ми-4, Ми-1, Ми-8Т, Ми-2, Ми-24, Ка-27 и "Ансат-У". За время существования в стенах вуза подготовлено около 20 тысяч военных летчиков, среди которых Герои Советского Союза, Герои России и Герои Социалистического Труда, многие удостоены боевых наград и почетных званий.

Выпускники Сызранского высшего военного авиационного училища летчиков, воспитанные на боевых традициях старших поколений, неизменно показывают себя профессионалами высокого класса, с честью выполняя поставленные перед ними задачи. Так было при спасении людей во время стихийных бедствий, при обеспечении поиска и эвакуации космических аппаратов, при ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Ни один вооруженный конфликт не обходится без выпускников СВВАУЛ, которые не раз проявляли мужество и героизм, рискуя жизнью ради мира на земле - будь то огненное небо Афганистана, Северного Кавказа или Сирии. Дважды оказываясь на грани расформирования, училище выстояло и продолжает работать на благо Отечества.

Сегодня училище - филиал Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил "Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина" в городе Сызрани. Это единственный военный вуз, обучающий вертолетчиков для Вооруженных Сил России и других силовых структур страны. О жизни и достижениях, нюансах и трудностях подготовки летчиков для армейской авиации корреспонденту "Красной звезды" рассказал начальник филиала полковник Александр Асанов.

- Александр Александрович, чем готовы привлечь ребят, мечтающих стать летчиками? Каковы ожидания от набора?

- Уникальность вуза в том, что профессия вертолетчика более востребована в жизни, ведь мы эксплуатируем схожие со всей авиацией типы техники. Другим выпускникам нужно переучиваться, а наши курсанты проходят через вертолет Ми-8, эксплуатирующийся везде. В небе количество летательных аппаратов, именуемых вертолетами, несоизмеримо больше, чем самолетов, задачи они выполняют повсюду. Вертолет менее устойчив в воздушном пространстве, потому техника его пилотирования более требовательная, особенно к координации. Мы готовим летчиков по пяти специальностям, но по четырем из них обучаются иностранные военнослужащие из 41 государства. И только по одной - наши курсанты. Представленная география широка - есть ребята из всех субъектов Российской Федерации, а также дети офицеров, проходящих военную службу на базах за рубежами нашей страны.
Во время набора 2018 года мы ожидаем конкурса не менее четырех человек на место. Год назад мы достигли цифры 3,8 человека на место. В Сызрани на конец февраля военкомат уже отобрал около 180 кандидатов во все вузы Минобороны, из них 67 человек - к нам. Остальные не проходят по высоким медицинским критериям. С другой стороны, интерес есть, чему способствует военно-патриотическое воспитание молодежи. У нас требуются результаты ЕГЭ по русскому языку, профильной математике и физике. Мы провели большую агитационную работу, причем приглашали во все вузы Воздушно-космических сил.

- Качественная подготовка специалистов невозможна без современной учебно-материальной базы. Чем в этом смысле гордится филиал?

- Мы располагаем хорошими тренажерами для обучения курсантов навыкам управления вертолетами Ми-8 и Ми-24. Также в вузе есть достойный компьютерный класс для изучения вертолета "Ансат-У". Большой плюс в том, что на сегодняшний день у нас нет никаких проблем с авиационной техникой. Мы готовим летчиков. И здорово, что не возникает трудностей в том, чтобы научить курсанта летать. Это касается и вертолетов первоначального обучения, и вертолетов Ми-8 и Ми-24, на которых летают курсанты 4-х и 5-х курсов. Считаю, в том и состоит наша уникальность, это наш козырь.

- Вы прошли все ступени в военной авиации - от курсанта до начальника вуза. Как используете свой опыт в деле подготовки военных летчиков? Как в образовательном процессе учитываются события в Сирии?

- Не скрою, мне в этом плане легко, так как я прошел все должности в армейской авиации вплоть до командира вертолетного полка. Мне хорошо знакома работа летчика-инструктора, потому что я сам занимался вывозной программой. Поверьте, это ни с чем не сравнимое чувство, когда ты видишь прогресс курсантов, которых учишь летать. Перед выпуском, когда они "висят" самостоятельно, ты смотришь на них и понимаешь, что нужно волноваться и даже осторожничать, но такого чувства не возникает, так как знаешь, что они научились летать и делают это хорошо. Главное - желание. Если у курсанта есть желание, то нет никаких преград. Я всегда им говорю: летчик учится всю жизнь. С каждым полетом приобретает что-то новое, несмотря на чины и звания. Еще мы требуем, чтобы курсанты обязательно наблюдали за полетами своих товарищей. Они в это время должны представлять, как бы сами действовали в подобной ситуации, так как со стороны хорошо видны допущенные ошибки, любые отклонения. Это дает ощутимый эффект. Все курсанты выполняют самостоятельные полеты, без инструктора. Подсознательно понимаешь, что инструктор поможет, но если рядом сидит такой же курсант, как ты, то все проходит совершенно иначе. Это уже полноценный экипаж, который обговаривает все детали и нюансы, делится имеющимися трудностями. Понимаю, какие это степень ответственности, нагрузка и напряжение массы усилий.

Что касается применения в образовательном процессе опыта боевых действий в Сирии, то ряд офицеров прошел стажировку в САР на различных должностях. Конечно, мы используем их знания в деле подготовки военных летчиков. У нас создано методическое пособие по обобщению опыта применения армейской авиации, оно регулярно используется на кафедрах тактики, вертолетовождения и боевого применения авиационного вооружения. Большое подспорье в том, что многие летчики нашей учебной авиационной базы прошли столь ценную стажировку. Постоянно общаемся с ними, обсуждаем нюансы, так как организация боевых действий в Сирии уникальна. Там много действительно интересных особенностей, сочетающих в себе практику применения армейской авиации в конфликтах на Северном Кавказе и в Афганистане. Мне нравится высокий уровень обеспечения боевых действий авиации. Мы не можем говорить открыто о том, как работают в САР наши экипажи, но наработки по применению управляемого ракетного вооружения (а сейчас есть совершенно другие, нежели раньше, ракеты, другие их дальности и прицельно-навигационные и бортовые системы) нашим курсантам представляем в объеме, определяемом квалификационными требованиями. По приходе в полки они вспомнят все эти занятия, где многое им разложили по полочкам. Там им объяснят все с другой стороны, а полученный у нас багаж знаний поможет их систематизировать.

- Каков научный потенциал вуза? Есть ли трудности с его обеспечением на требуемом уровне?

- Филиал соответствует требованиям, предъявляемым к высшим учебным заведениям. У нас сегодня трудятся 4 доктора и 45 кандидатов наук, а с учетом приравненных к ним - 79 ученых. В 2020 году планируем выйти на достойный показатель научного потенциала - 78,9 процента. Еще 21 преподаватель работает над диссертациями на соискание ученой степени кандидата наук. Также в филиале под руководством опытных педагогов действуют две военно-научные школы: "Летная эксплуатация и обеспечение безопасности полетов боевых авиационных комплексов" и "Трансформация дискурса войны в современном социокультурном пространстве". Существует проблема маленького города: всего в Сызрани есть четыре доктора наук, и все они работают у нас. На большее рассчитывать, к сожалению, сложно. Тем не менее нет трудностей с соответствием аккредитационным показателям. Мы в полной мере выдаем учебную нагрузку. На данный момент достигли хорошего уровня оплаты труда профессорско-преподавательского состава - выше среднего по региону. Большой плюс в том, что у нас на кафедрах нет людей со стороны, все преподаватели прошли достойную практическую школу, имеют боевой опыт.

- Где курсанты проходят войсковые стажировки и практики? Хватает ли им практики в войсках, часов налета?

- Почти во всех частях воздушных армий ВВС и ПВО трех военных округов - Центрального, Западного и Восточного. Подавая заявки, мы обеспечиваем стажировку 60-80 обучаемых с каждого курса. В основном на вертолетах Ми-8 и Ми-24. Налет они получают неплохой, потому что после выпуска, как правило, возвращаются в те же части на офицерские должности. Так что на стажировках части готовят летчиков для себя. Реально с курсантами там занимаются. У них глаза горят! Мы же отправляем только самых достойных. Плюс в том, что благодаря такой организации образовательного процесса разгружается наш летный состав. Требования по налету - 50 часов. Из них 35 на личное совершенствование и 15 в качестве штурмана. Можно больше, для чего существует программа увеличения налета.

- Как процесс перевооружения и модернизации ВС РФ сказывается на материально-техническом оснащении вуза?

- На сегодняшний день мы имеем 47 вертолетов типа "Ансат" и 26 вертолетов Ка-226. Это новая техника. Есть некоторые нюансы, связанные с нашей специализацией, но обеспеченность летательными аппаратами великолепная. На тех же "Ансатах" курсанты получают очень хорошие навыки. Когда мы вводили эту достойную машину в программу обучения, то даже удивились, насколько быстро и легко курсанты освоили оборудование кабины. Ждали, как же они начнут летать на других типах. К нашей радости, ложных навыков "Ансат" не вырабатывал. Курсанты без проблем осваивали технику пилотирования на вертолетах Ми-8 и Ми-24. Мы поняли, что "Ансат" - достойная замена вертолету Ми-2. Скажу так: у нас учат пилотировать летательный аппарат, за границей же учат управлять компьютером, который управляет этим аппаратом.

- Расскажите о достижениях обучающихся в социальной, бытовой, спортивной, культурной и иных сферах.

- Недавно курсант нашего филиала занял первое место на спартакиаде среди курсантов вузов Минобороны по легкой атлетике, выиграв соревнование по прыжкам в длину. Там же нам досталась бронзовая медаль в толкании ядра. У нас здесь и танцуют, и поют. На уровне Самарской области занимаем первые места в игре КВН, в конкурсе солдатской песни "Виктория". Участвуем во всех конкурсах военного ведомства. Безусловно, у училища исторически сложились добрые отношения с городской администрацией, с различными организациями и учреждениями Сызрани и региона. Здесь непросто найти семью, судьба которой не была бы тесно связана с училищем.

СВВАУЛ действительно на хорошем счету у жителей города.

- Как готовитесь встретить день образования училища?

- Специальных торжеств, как мы устраиваем в юбилеи, не готовим. Такого размаха - с авиационным шоу на аэродроме - не будет. Проведем торжественное построение, а также праздничное собрание. Конечно, в первую очередь мы чествуем ветеранов. Они наша гордость. Более того, в этом году выпуск состоится раньше обычного срока - 31 марта. Есть ритуал, когда накануне дня выпуска заслуженные преподаватели вручают лейтенантские погоны, а затем молодые офицеры возлагают цветы к памятникам на территории училища и рисуют звезду на вертолете Ми-2, который стоит у нас на плацу. Церемония выпуска традиционно проводится на городской площади Ленина, где присутствуют не только родные и близкие выпускников, но и многие жители Сызрани. После вручения дипломов проходит торжественное собрание в Драматическом театре имени А.Н. Толстого, где начальник филиала характеризует каждого лейтенанта. Затем я провожу первое офицерское собрание, напутствуя выпускников, а родители остаются в зале и смотрят фильм об училище. Потом уже начинается неофициальная часть.

- Каковы ваши чаяния как начальника филиала?

- Идет процесс обретения филиалом самостоятельности. За последний год начальнику филиала подчинили учебные авиационные базы, где проходят подготовку наши курсанты. Теперь мы сами увязываем теоретическую подготовку с практикой, которая проходит на этих авиабазах. Есть решение, что в ближайшем будущем училище станет самостоятельным. Мы работаем в этом направлении и рассчитываем успешно реализовать замысел. Также мы хотим и в дальнейшем получать новую технику, которой оснащаются войска. Это вертолеты Ми-8МТВ-5, Ми-8АМТШ, Ми-8АМТШ-В. Тогда уровень подготовки вырастет еще больше. Также нам хотелось бы сформировать еще один полк на базе Пугачевской комендатуры, чтобы в распоряжении вуза были силы трех полноценных полков....
Авторские права на данный материал принадлежат «Красная звезда». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка