О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

К 100-летию П.И. Пландина: Кузница рабочих кадров

Первый генеральный директор Арзамасского приборостроительного завода Павел Иванович Пландин сыграл огромную роль в создании системы подготовки профессиональных рабочих кадров в Арзамасе

Первый генеральный директор Арзамасского приборостроительного завода Павел Иванович Пландин сыграл огромную роль в создании системы подготовки профессиональных рабочих кадров в Арзамасе. По его инициативе в 1960 году Управлением профтехобразования было организовано первое в городе профессионально-техническое училище.

Оно располагалось на ул. Кооперативной (ныне Гостиный ряд - прим.ред.) в доме №30 - здании бывшего лесного техникума, а затем политехнического института. На совещании у Павла Ивановича первым директором учебного заведения был назначен работник предприятия Юрий Александрович Солдатов. Преподавательский состав был также подобран из числа заводчан. Первоначально это было училище №31, а затем - ТУ №5.

Подопечные завода

С первых дней новое образовательное учреждение ощущало поддержку со стороны руководства завода и лично П.И. Пландина. По его указанию за каждой из служб училища были закреплены цеха, в обязанности которых входило оснащение мастерских всем необходимым. С производственных площадок предприятия в училище было завезено более ста единиц оборудования, весь необходимый инструмент. Обучение проходило на деталях заводского изготовления, что обеспечивало быструю и качественную подготовку станочников в механические цеха. Кроме того, заводские службы производили ремонт станочного парка, косметический ремонт в учебных классах и мастерских.

- Павел Иванович был членом бюро городского комитета партии и участвовал в совещаниях партийного актива города, - вспоминает мастер производственного обучения с 1977 по 1985 годы Алексей Кураев. - Мне довелось выступать по вопросу подготовки молодых кадров для предприятия. Однажды в своем докладе я отметил, что в плачевном состоянии находится контрольно-измерительное оборудование и инструмент. Павел Иванович, заседавший в президиуме, внимательно меня выслушал. На следующее утро на работе старший мастер сообщил мне, что с завода в 7 утра прибыли ящики с новыми штангель-циркулями, а старые забрали на ремонт. Вот так оперативно Павел Иванович реагировал на наши нужды. Помню еще, как меня направили от училища к нему с просьбой передать один из заводских станков, который не был задействован в производственном процессе. Вопрос решился моментально: Павел Иванович красным карандашом написал: "Передать", и бригада такелажников перевезла станок в мастерскую.

С путевкой в профессию

Училище готовило рабочих шести специальностей: токарь, фрезеровщик, слесарь-сборщик авиационных приборов, слесарь-ремонтник, электрик по промышленному оборудованию, слесарь-инструментальщик. Учебная программа была составлена таким образом, что теория чередовалась с практикой и включала специальные предметы. Обучались выпускники 8-10-х классов из разных районов области.

После Ю.А. Солдатова директором училища была назначен работник парткома завода Борис Егорович Кротов. В 1975 году ТУ возглавил начальник цеха №45 Александр Петрович Кирбитов, который руководил им до 1995 года.

Училище выпускало ежегодно по 350-400 специалистов. Так как базовым предприятием, на которое было ориентировано учебное заведение, был АПЗ, то без разрешения Министерства авиационной промышленности учащихся нельзя было направлять в другую отрасль хозяйства. Часть ребят отправляли на "родственные" заводы в Ленинград, Горький, Кстово.

Учащиеся получали стипендию, после обучения проходили практику в цехах АПЗ. Им, четырнадцатилетним, уже платили зарплату, а их рабочий день организовывали так, чтобы они могли продолжать учиться в общеобразовательной вечерней школе. Кроме учебы, студенты участвовали в общественных и культурных мероприятиях, ездили на экскурсии в города-герои.

Преподавательский коллектив училища имел свободный пропуск на предприятие, что позволяло поддерживать постоянную связь с производством и вносить новшества в учебный процесс.

По воспоминаниям педагогов, ребята учились с большим воодушевлением, часто те, кто не успевал в обычной школе, отлично работали за станком и получали повышенный 3-й разряд вместо 2-го. Сегодня выпускники ТУ №5 - одни из лучших специалистов АПЗ.

Мнения

Александр Пищерков, токарь цеха №65, выпускник 1977-1978 гг.:

- Мне тогда было чуть больше 15 лет. Учился с удовольствием. Нам преподавали черчение, электротехнику, токарное дело, экономику, были уроки физкультуры, военной подготовки, эстетики. В группе у нас обучались и девочки. После уроков, кто хотел, работал в мастерских, чтобы лучше научиться владеть станком. Бывало, мы изготавливали для завода "Легмаш" простые детали и получали за это зарплату.

Наряду со всеми сдавали государственный экзамен: чертили чертежи, писали технологии, изготавливали детали, защищали свои работы перед комиссией. Весной пошел на практику на наш завод, работал в цехе №65 за станком 1К62, наставником у меня был Иван Кириллин. Потом направили в цех №55, а после армии - снова в 65-й. Когда вернулся на завод, мне дали "подъемные" 100 рублей и магнитофон "Легенда", а через два-три месяца - еще 200 рублей. По тем временам это были немалые деньги.

Чтобы получить разряд, учился в училище второй раз на вечернем сменном отделении. Так что у меня имеется два диплома ТУ №5. Сегодня мой трудовой стаж на АПЗ почти 40 лет.

Сергей Бородавкин, наладчик станков и манипуляторов с ПУ цеха №54, выпускник 1977-78 гг.:

- В этом году исполнилось 40 лет нашему выпуску. Благодаря училищу и преподавателям я имею любимую профессию, которая позволила мне стать наладчиком высокого разряда, научить своему делу сыновей, которые трудятся в этом же цехе. До сих пор вспоминаю уроки черчения, токарного дела, профессиональные советы Алексея Васильевича Кураева, Анатолия Ивановича Крюкова и многих других. Низкий им поклон!...
Авторские права на данный материал принадлежат «АО "Арзамасский приборостроительный завод"». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка