О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Самарская оборонка - на острие прогресса

Предприятия "Кузнецов" и "Экран" выполняют гособоронзаказ качественно и в соответствии с графиком

Заместитель министра обороны Юрий Борисов в рамках проверки хода выполнения государственного оборонного заказа предприятиями ОПК посетил в Самаре ПАО "Кузнецов" и АО "Научно-исследовательский институт "Экран", на которых провел совещания и обсудил со специалистами ряд организационных и производственных вопросов.

Двигатель для Ту-160

На ПАО "Кузнецов" под председательством замминистра обороны прошло очередное совместное с Минпромторгом заседание межведомственной комиссии, которая контролирует ход работ по воссозданию производства Ту-160 в новом облике.

В целом все идет по графику. Что касается двигателя, то это основной элемент, который, по сути, будет определять летно-технические характеристики нового самолета.

Здесь важно отметить, что двигатель долго не выпускался. В 2014 году задача по восстановлению его производства была поставлена перед самарским заводом. Кроме того, заводчан обязали провести модернизацию двигателя для улучшения его характеристик с учетом использования новых материалов и технологий изготовления.

- Двигатель в новом облике будет более экономичным, процентов на десять, что позволит увеличить дальность полета стратегического бомбардировщика примерно на тысячу километров, - рассказал журналистам Юрий Борисов. - Проведены дополнительные мероприятия для обеспечения надежности двигателя. Сейчас завод заканчивает работы и сдает в этом году четыре опытных двигателя, которые должны подтвердить все технические характеристики. В этом же году фирма "Туполев" заключит с заводом "Кузнецов" длительный контракт на серийную поставку двигателей для самолетов Ту-160. Самолеты должны поступать для Минобороны с 2021 года.

При этом, пояснил замминистра обороны, для обеспечения боеготовности самолетов строя, находящихся на вооружении ВВС, Минобороны будет заключать с предприятием прямой контракт на поставку двигателей НК-32. Их будут использовать при глубокой модернизации имеющегося авиапарка Ту-160. Эту программу намечено выполнить до 2030 года.

Как видим, производственная программа обширная, а вот имеющихся производственных мощностей недостаточно. Поэтому Минпромторгом и АО "Объединенная двигателестроительная корпорация" спланированы поэтапные мероприятия по увеличению мощностей предприятия к 2021 году примерно в 2-2,5 раза.

К 2030-м годам Ту-160 получит новые авиационные средства поражения

Пользуясь случаем, Юрий Борисов ответил некоторым заочным оппонентам, делающим информационные вбросы по поводу реализации идеи воссоздания производства Ту-160 и выискивающим отрицательные аспекты у самолета и программы.

Здесь, можно сказать, идет сравнение мягкого с теплым. Возводятся в абсолют решения, использованные в западных образцах самолетов стратегической авиации. И предается анафеме любое конструктивное или какое-либо другое решение российских специалистов, если у него нет аналога за рубежом.

- Могу согласиться, что режим сверхзвука в некоторых случаях избыточен для этого самолета, но это опция, которую можно использовать или не использовать, - заявил Юрий Борисов. - Критикуют его большую заметность и указывают, что во всех разработках, которые ведутся в США, взят курс на малозаметность. Но ведь у нас это решается с помощью использования технических инноваций, связанных с покрытием самолета.

Оппоненты сильно упирают на то, что сама конструкция российского самолета в этом плане имеет "огрех" по геометрии фюзеляжа, и меры по снижению его заметности в радиолокационном диапазоне, по их оценкам, малоэффективны.

- Почему-то все оппоненты забывают, что мы разрабатываем новые авиационные средства поражения, - отметил заместитель главы военного ведомства. - Нельзя сравнивать Ту-160 с ракетами Х-55, Х-550, даже Х-101 с самолетом, который мы надеемся получить в серии к 2030-м годам с новыми авиационными средствами поражения, имеющими совершенно другие дальности. Все недостатки, которые нам ныне ставятся в упрек, при этом теряют значение.

Другой немаловажный аспект, на который обратили внимание журналистов, заключается в том, что подготовка производства на Казанском авиазаводе и на предприятиях всей цепочки кооперации ведется в том числе и с целью выпуска Перспективного авиационного комплекса дальней авиации (ПАК ДА). Так что в этом плане так называемая двойная оплата производственных мощностей исключена.

- Лучше синица в руках, чем журавль в небе. Мы знали, что этот самолет имеет перспективы долгой жизни, и оценили все риски, а их было очень много, - рассказал Юрий Борисов. - Как вы помните, решение принимали в 2013-2014 годах, когда не в лучшей ситуации находились основные проектные силы Объединенной авиастроительной корпорации. Поэтому решили пойти по менее рисковому пути и гарантированно получить взамен существующего парка стратегических бомбардировщиков в обновленном облике самолет, который устроит Вооруженные Силы до рубежа 2050-х, а может, и 2060-х годов. При этом мы отодвинули по срокам идею создания ПАК ДА, чтобы набраться опыта, восстановить технологии. Ничто не мешает при реализации работ по перспективному комплексу использовать и учесть все последние инновации и сделать его с точки зрения потребительских характеристик лучше и надежнее.

"Экран" защиты

В ходе рабочей поездки в Самару заместитель главы военного ведомства посетил АО "Научно-исследовательский институт "Экран", который создает авиационную радиотехническую аппаратуру, системы радиоэлектронной и оптико-электронной защиты.

- НИИ "Экран" в кооперации с Саровским центром занимается разработкой специальной аппаратуры, которая практически защищает летательные аппараты и противодействует различным зенитным ракетным средствам, в том числе переносным зенитным ракетным комплексам, - сказал Юрий Борисов.

Он отметил, что поставлена задача - установить эту аппаратуру на все летательные аппараты Минобороны.

- В первую очередь на средства армейской авиации - боевые и транспортные вертолеты, все самолеты боевой авиации, чтобы они были защищены от различных зенитных ракетных средств с различными головками наведения - радиолокационными и оптическими, - уточнил замминистра.

Заместитель главы военного ведомства отметил, что научно-исследовательский институт уже создал несколько поколений этой аппаратуры и у "Экрана" есть планы по развитию этого направления.

- Мы, безусловно, их поддержим. Вот, собственно, цель нашего визита: проверить текущий ход выполнения гособоронзаказа. К этому предприятию никаких претензий нет, - констатировал Юрий Борисов.

Говоря о перспективах созданного комплекса обороны, замминистра обороны отметил, что средства поражения постоянно совершенствуются, разрабатываются новые головки самонаведения, работающие в различных диапазонах. При этом в настоящее время идет широкое внедрение матричной оптики и происходит переход на радиолокационные миллиметровые и сантиметровые диапазоны в целях улучшения точностных характеристик средств поражения. Против них всегда надо иметь защиту, иметь антиоружие для обеспечения безопасности наших летательных аппаратов.

Одной из передовых новинок такого плана во всем мире считается российский авиационный комплекс радиоэлектронного противодействия "Витебск".

- Все испытания подтвердили, что комплекс имеет очень высокую вероятность защиты летательного аппарата, практически близкую к единице, - отметил Юрий Борисов....
Авторские права на данный материал принадлежат «Красная звезда». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка