Источник: сайт «Бизнес России»
Опубликовано: 28.03.2018, 11:29

Авиадвигатели прогресса


ПАО "ОДК-Сатурн" - российское предприятие с богатой историей, которое специализируется на разработке, производстве и послепродажном обслуживании газотурбинных двигателей для гражданской и транспортной авиации, энергогенерирующих и газоперекачивающих установок, кораблей и судов. В составе ОДК Госкорпорации "Ростех" компания реализует целый ряд инновационных программ в области создания продукции на базе газотурбинных технологий

Век "Сатурна"

Начало ведущей российской двигателестроительной компании было положено в 1916 году, когда в Рыбинске начал работу автомобильный завод "Русский Рено". За более чем столетнюю историю здесь спроектировано порядка 40 видов изделий, серийно выпущено почти 50 тысяч авиационных двигателей выдающихся конструкторов Владимира Климова и Владимира Добрынина, Архипа Люльки, Павла Соловьева и Петра Колесова для истребителей, бомбардировщиков, транспортных самолетов и пассажирских лайнеров. За вклад в отечественное двигателестроение рыбинский завод не раз был удостоен государственных наград.

Сегодня ПАО "ОДК-Сатурн" входит в перечень системообразующих и стратегических предприятий России. Границы объединения давно вышли за пределы региона. Четыре филиала, группа компаний из 14 дочерних и зависимых обществ в Рыбинске, Москве, Лыткарине, Санкт-Петербурге, Перми, Омске, Париже - все это современный "Сатурн".

"ОДК-Сатурн" - единственная отечественная компания, которая имеет полный набор сертификатов России и Европы, необходимых для серийного производства и технического обслуживания гражданских авиационных двигателей. Предприятию отведена ключевая роль в создании импортозамещающей базы российского морского газотурбостроения. "ОДК-Сатурн" остается также единственным предприятием в России, которое производит промышленные газотурбинные двигатели и парогазовые установки на их основе мощностью более 100 МВт.

Бестселлер гражданской авиации

Более 45 лет назад на Рыбинском моторостроительном заводе была завершена сборка первого в стране авиадвигателя марки Д-30КУ/КП. Это семейство авиационных турбовентиляторных двигателей гражданского назначения для магистральных пассажирских и транспортных самолетов (Ту-154М, Ил-76, Ил-62М) - семейство самых массовых и успешных авиационных двигателей за всю историю советской и российской авиации. Сегодня парк двигателей Д-30КУ/КП, эксплуатируемых в России, странах СНГ и ряде зарубежных государств, составляет порядка 2800 единиц.

Новые заказы на изготовление и ремонт авиадвигателей Д-30КУ/КП и их модификаций позволяют "ОДК-Сатурн" уверенно смотреть в будущее, обеспечивая необходимые ресурсы для дальнейшего переоснащения производства, развертывания программ серийного изготовления новых ГТД.

SaM146 для "Суперджета"

В партнерстве с французской компанией Safran Aircraft Engines ПАО "ОДК-Сатурн" производит и поставляет АО "Гражданские самолеты Сухого" силовые установки SaM146 для регионально-магистральных самолетов Sukhoi Superjet 100.

SaM146 сертифицирован по нормам EASA и АР МАК и с 2011 года находится в коммерческой эксплуатации. На сегодняшний день с начала серийного производства заказчику поставлено свыше 300 авиадвигателей.

Основные эксплуатанты воздушных судов SSJ100 с двигателями SaM146 - это "Аэрофлот" и мексиканская авиакомпания InterJet. Крупный заказчик - лизинговая компания "ГТЛК", которая поставляет SSJ100 отечественным авиакомпаниям "Ямал", "Ираэро", "Якутия", "Азимут". В 2016 году начались поставки "Суперджетов" первому европейскому заказчику - авиакомпании CityJet. Самолеты SSJ100 с двигателями SaM146 эксплуатируют 15 операторов.

Для беспилотников и теплоэлектростанций

Наступивший 2018 год станет ключевым с точки зрения принятия решений о серийном производстве модернизированной газовой турбины большой мощности ГТД-110М. Этот проект национального масштаба реализуется в рамках заключенного инвестиционного соглашения между РОСНАНО, "Интер РАО", "ОДК-Сатурн" и НП "ЦИЭТ".

В линейке промышленных ГТД малой и средней мощности наиболее востребованы двигатели мощностью до 6 МВт для энергетических газотурбинных агрегатов, работающих в составе газотурбинных электростанций, а также мощностью 4 МВт - для газоперекачивающих агрегатов, которые предназначены для закачки газа в подземные хранилища. Традиционно в число основных заказчиков оборудования с двигателями этого вида производства "Сатурна" входят нефтегазовые гиганты - "Газпром" и "Роснефть", "ЛУКОЙЛ" и "Сургутнефтегаз".

Кроме того, "ОДК-Сатурн" - разработчик и серийный изготовитель малоразмерных ГТД для беспилотных летательных аппаратов.

Новое направление - морское

В гамме изделий ПАО "ОДК-Сатурн" появилось морское направление со значительным объемом инвестиций и обязательств по созданию сборочно-испытательного комплекса, масштабным опытно-конструкторским работам, техперевооружению предприятия. Компания выбрана ключевым игроком в реализации проекта российской базы морского газотурбостроения.

Важная составляющая этой работы - создание сборочно-испытательного комплекса корабельных газотурбинных агрегатов (СИК КГТА) с уникальными для страны испытательными стендами мощностью до 15 до 40 Мвт.

Технологические решения, заложенные в комплексе, позволяют испытывать корабельные агрегаты более чем 20 различных конфигураций. СИК станет кластером, который не только полностью обеспечивает на этапе импортозамещения потребности РФ в морских силовых агрегатах, но позволит испытывать и перспективные ГТД.

В апреле 2017 года в присутствии президента РФ Владимира Путина СИК КГТА был введен в опытную эксплуатацию - на нем начаты испытания газотурбинного агрегата М35Р-1 с двигателем М70ФРУ-2 для морских программ. Сейчас комплекс переведен в режим промышленной эксплуатации.

В 2017 году, после успешного завершения опытно-конструкторских работ, первые морские агрегаты запущены в серийное производство.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 28 марта 2018 года | Дайджест публикаций за 28 марта 2018 года
Авторские права на данный материал принадлежат сайту «Бизнес России». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Комментарии к новости