О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Домик генсека: начало гражданского пути аэропорта "Бельбек"

До конца этого года военный аэродром "Бельбек" примет первые гражданские самолеты

До конца этого года военный аэродром "Бельбек" примет первые гражданские самолеты. Такое заявление сделал заместитель министра обороны России Тимур Иванов во время встречи с губернатором города Дмитрием Овсянниковым 21 марта 2018 года.

Практически сразу после вхождения Крыма в состав России "Бельбеку" был присвоен статус аэропорта двойного назначения - и военного, и гражданского. В федеральном бюджете в рамках ФЦП на развитие аэропорта (строительство перрона, топливно-заправочного комплекса, закупку аэронавигационного оборудования) заложено 1,7 млрд рублей.

Изначально управлять гражданским сектором "Бельбека" должен был Севастополь. Руководители города периодически анонсировали запуск рейсов. Но этого так и не произошло. В 2017 году "Бельбек" был определен филиалом международного аэропорта "Симферополь". При этом гражданский сектор "Бельбека" будут создавать не на пустом месте. Были времена, когда аэропорт обслуживал более 3 тысяч гражданских рейсов в год.

Трехслойный "пирог"

Аэродром "Бельбек" был создан незадолго до нападения фашистской Германии на СССР в качестве оперативной базы истребительного авиационного полка Черноморского флота. На момент начала Великой Отечественной войны здесь базировалось полностью и частично четыре эскадрильи истребителей. "По современным меркам "Бельбек" периода войны аэродромом назвать сложно. Не было никаких ангаров, были землянки, а взлетно-посадочной полосой служила просто укатанная земля. Самолеты тех времен были легкими и без труда садились на такой грунт", - рассказал РИА Новости Крым бывший директор "Севастопольского авиационного предприятия" Иван Ермаков.

С началом войны авиаполк вступил в боевые действия, но в конце октября 1941 года под натиском немецких войск был вынужден перебазироваться на аэродром в район мыса Херсонес.

После разгрома гитлеровской Германии истребительная авиация ЧФ вернулась в "Бельбек". Некоторые здания в районе аэродрома строили пленные немцы. "После войны взлетно-посадочную полосу сделали из специальных металлических листов длиной около четырех метров каждый, которые сцеплялись друг с другом специальными крюками. Такие полосы укладывали очень быстро", - подчеркнул Ермаков, отметив, что подобная практика применялась по всему Союзу.

В начале 50-х на вооружение авиационных частей стали поступать первые реактивные самолеты, которые предъявляли другие требования к взлетно-посадочным полосам. На "Бельбеке" началось строительство бетонной взлетно-посадочной полосы длиной около 2 тыс метров. Металлическую полосу разобрали - местные жители стали использовать пластины для ограждения своих территорий. Много таких заборов сегодня можно увидеть в прилегающих к "Бельбеку" селах. Кроме того, если раньше ВПП проходила вдоль береговой линии, то бетонная полоса смотрела в сторону моря. Работы по ее строительству были завершены осенью 1952 года.

В начале 60-х годов прошлого века аэродром был переподчинен войскам ПВО. "На вооружения стали поступать более мощные реактивные самолеты, для которых полоса в 2 тысячи метров оказалась короткой. Было решено положить полосу длиной 2,5 тысячи метров поверх существующей полосы", - рассказал РИА Новости Крым первый директор "Аэропорта Севастополь", штурман военно-морской авиации в отставке Владимир Перекальский.

Параллельно со строительством ВПП военные стали возводить и ангары-укрытия для истребителей. В 70-х, 80-х годах там базировалось около 30 истребителей Су и МИГ.

"В период правления Горбачева было решено увеличить полосу до 3 тысяч метров, чтобы на нее могли садиться самолеты первых лиц - Ил-62 и Ту-154. Полосу также уложили поверх существующей. В итоге получилась очень многослойная, прочная, износостойкая полоса", - отметил Перекальский.

По словам Ермакова, руководители страны предпочитали летать в "Бельбек", а не в Симферополь, поскольку отсюда было быстрее и проще добраться до государственных дач на Южном берегу Крыма, не привлекая внимания к своей персоне и не создавая транспортных неудобств жителям и гостям полуострова.

При Брежневе специально для приема первых лиц на территории аэродрома был построен небольшой домик, которые практически сразу окрестили "брежневским". Во времена Горбачева появился еще один домик большего размера - с двумя спальнями и большим холлом, который также прозвали в честь действующего руководителя СССР. Домик Горбачева и достаточно длинная взлетно-посадочная полоса послужили хорошим заделом для развития гражданской авиации в Севастополе.

Гражданский борт: встреча по-военному

"В 1992 году, когда я заканчивал службу, была создана совместная директива ЧФ и кабинета министров Украины о конверсии (перевода в гражданскую сферу) военных объектов и военной техники в Севастополе. Там было прописано несколько положений, которые касались создания на базе "Бельбека" гражданского аэропорта, а на базе высвобождающихся военно-транспортных самолетах Черноморского флота - гражданской авиакомпании", - вспоминает Перекальский.

В процесс создания гражданского аэропорта на базе "Бельбека" включилось руководство Севастополя - Иван Ермаков, которые возглавил город сразу после развала Советского Союза, чуть позже заместитель главы Севастопольской горгосадминистарции Леонид Жунько (руководил городом с 1999 по 2002 годы).

Для запуска гражданских рейсов требовалось пройти сертификацию и получить множество сопутствующих документов. В период 1992-1993 годов были изданы распоряжение президента, постановления Кабинета министров Украины, директива генерального штаба Минобороны Украины и ряд других документов, что позволило приступить к созданию гражданского сектора аэропорта Севастополь (Бельбек) на базе военного аэродрома "Бельбек" с признанием статуса аэродрома совместного использования.

5 марта 1993 года Севастопольская горгосадминистрация издает приказ "О создании государственного коммунального предприятия "Аэропорт "Севастополь", через год местный горсовет отводит в северной части летного поля аэродрома "Бельбек" 85 га земли для развития гражданского сектора аэропорта Севастополь (Бельбек).

"Очень сложно было переориентировать чисто военный аэродром в гражданский аэропорт. Военная и гражданская системы работают совершенно по-разному. Например, решение о посадке гражданского самолета принимает командир воздушного судна, в военной системе - руководитель полетов (находящийся на земле) или вообще командир части, находящийся, например, у себя в штабе и получивший информацию от метеоролога, что погода ухудшилась", - подчеркивает Перекальский.

Для обслуживания гражданских самолетов требуется другое оборудование и инфраструктура. "Проблема была с заправкой. Даже самолеты Леонида Кучмы (второй президент Украины) приходилось заправлять с военного заправщика, который не оснащен системой заземления для гражданской авиации", - говорит первый директор аэропорта.

Все аспекты работы гражданского аэропорта приходилось осваивать на практике. Поскольку на территории аэропорта не было комплекса для обслуживания пассажиров, людей досматривали в агентстве "Аэрофлота" в центре Севастополя, после чего их автобусом доставляли к самолету.

Первые гражданские самолеты "Аэропорт "Севастополь" принял в 1993 году. Была попытка организовать регулярные рейсы в Киев. С 1994 года переключились на чартерные рейсы, в основном, по Украине и России. Аэропорт принимал самолеты весом до 65 тонн - Ан-24, Як-40, Як-42, Ил-18, Ту-134, а также по спецзаявкам лайнеры первых лиц - Ту-154, Ил-62, Boeing 737.

"Из-за того, что не было здания, была проблема с таможенниками и пограничниками, которых приходилось доставлять на осмотр пассажиров зарубежных рейсов", - отметил собеседник РИА Новости Крым, знакомый с ситуацией.

Из-за нехватки государственных средств на развитие аэропорта, в начале 2000-х госпредприятие акционируют, а после создают на его базе ООО "Аэропорт "Севастополь". Гражданский комплекс берется развивать частный инвестор. Ставка делается на прием иностранных гостей из стран Средиземноморского региона. В частности, запускается рейс Донецк - Севастополь - Ларнака (Греция)

В 2002 году аэропорт принимает 301 рейс (273 регулярных), в 2003 году - 1094 рейса (359 регулярных), в 2005 году - 1295 рейсов. Основной маршрут - Севастополь-Киев. Однако получить прибыль, несмотря на рост количества рейсов и пассажиропоток, у собственников не получается. "Аэропорт работает на грани окупаемости затрат", - говорил Перекальский.

Денег у частного собственника хватает только на строительство пассажирского павильона площадью около 350 кв м. Оборудование по-прежнему используется военное. В 2008 государственное предприятие по обслуживанию воздушного движения Украины "Украерорух" за счет своих средств строит в "Бельбеке" 5-ти этажную вышку управления полетами с радиотехническим оборудованием.

В итоге собственники аэропорта "Севастополь" в 2010 году продают его структуре группы "Приват" украинского магната Игоря Коломойского. Власти города надеются, что крупный инвестор превратит аэропорт в полноценный гражданский комплекс, но "приватовцы" не спешат вкладывать в актив деньги. Вначале новые собственники запускает регулярные рейсы в Днепропетровск, Киев, Москву, но через несколько лет начинают сокращать полеты в связи с малой загрузкой самолетов. Последний гражданский рейс аэропорт "Севастополь" принял 19 ноября 2013 года.

Статус Севастополя (город федерального значения) предполагает наличие аэропорта, как у Москвы и Петербурга. Конечно, относительно небольшой город не может спорить с двумя столицами по пассажиропотоку, но свое место в авиационной системе России "Бельбек" найдет.

"Аэродром "Бельбек" не станет хабом, как аэропорт "Симферополь", который изначально создавался как гражданский. Но свою нишу он сможет занять на рынке литерных (вип) авиаперевозок и в качестве аэропорта малой авиации в туристических целях. Например, можно организовать полеты в Ялту, Керчь, Феодосию и другие города Крыма", - подчеркивает Перекальский....
Авторские права на данный материал принадлежат «РИА Крым». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка