Автор: Андрей Киреев
Опубликовано: 04.04.2018, 08:29
 

Домик генсека: начало гражданского пути аэропорта "Бельбек"


[image]

До конца этого года военный аэродром "Бельбек" примет первые гражданские самолеты. Такое заявление сделал заместитель министра обороны России Тимур Иванов во время встречи с губернатором города Дмитрием Овсянниковым 21 марта 2018 года.

Практически сразу после вхождения Крыма в состав России "Бельбеку" был присвоен статус аэропорта двойного назначения - и военного, и гражданского. В федеральном бюджете в рамках ФЦП на развитие аэропорта (строительство перрона, топливно-заправочного комплекса, закупку аэронавигационного оборудования) заложено 1,7 млрд рублей.

Изначально управлять гражданским сектором "Бельбека" должен был Севастополь. Руководители города периодически анонсировали запуск рейсов. Но этого так и не произошло. В 2017 году "Бельбек" был определен филиалом международного аэропорта "Симферополь". При этом гражданский сектор "Бельбека" будут создавать не на пустом месте. Были времена, когда аэропорт обслуживал более 3 тысяч гражданских рейсов в год.

Трехслойный "пирог"

Аэродром "Бельбек" был создан незадолго до нападения фашистской Германии на СССР в качестве оперативной базы истребительного авиационного полка Черноморского флота. На момент начала Великой Отечественной войны здесь базировалось полностью и частично четыре эскадрильи истребителей. "По современным меркам "Бельбек" периода войны аэродромом назвать сложно. Не было никаких ангаров, были землянки, а взлетно-посадочной полосой служила просто укатанная земля. Самолеты тех времен были легкими и без труда садились на такой грунт", - рассказал РИА Новости Крым бывший директор "Севастопольского авиационного предприятия" Иван Ермаков.

С началом войны авиаполк вступил в боевые действия, но в конце октября 1941 года под натиском немецких войск был вынужден перебазироваться на аэродром в район мыса Херсонес.

После разгрома гитлеровской Германии истребительная авиация ЧФ вернулась в "Бельбек". Некоторые здания в районе аэродрома строили пленные немцы. "После войны взлетно-посадочную полосу сделали из специальных металлических листов длиной около четырех метров каждый, которые сцеплялись друг с другом специальными крюками. Такие полосы укладывали очень быстро", - подчеркнул Ермаков, отметив, что подобная практика применялась по всему Союзу.

В начале 50-х на вооружение авиационных частей стали поступать первые реактивные самолеты, которые предъявляли другие требования к взлетно-посадочным полосам. На "Бельбеке" началось строительство бетонной взлетно-посадочной полосы длиной около 2 тыс метров. Металлическую полосу разобрали - местные жители стали использовать пластины для ограждения своих территорий. Много таких заборов сегодня можно увидеть в прилегающих к "Бельбеку" селах. Кроме того, если раньше ВПП проходила вдоль береговой линии, то бетонная полоса смотрела в сторону моря. Работы по ее строительству были завершены осенью 1952 года.

В начале 60-х годов прошлого века аэродром был переподчинен войскам ПВО. "На вооружения стали поступать более мощные реактивные самолеты, для которых полоса в 2 тысячи метров оказалась короткой. Было решено положить полосу длиной 2,5 тысячи метров поверх существующей полосы", - рассказал РИА Новости Крым первый директор "Аэропорта Севастополь", штурман военно-морской авиации в отставке Владимир Перекальский.

Параллельно со строительством ВПП военные стали возводить и ангары-укрытия для истребителей. В 70-х, 80-х годах там базировалось около 30 истребителей Су и МИГ.

"В период правления Горбачева было решено увеличить полосу до 3 тысяч метров, чтобы на нее могли садиться самолеты первых лиц - Ил-62 и Ту-154. Полосу также уложили поверх существующей. В итоге получилась очень многослойная, прочная, износостойкая полоса", - отметил Перекальский.

По словам Ермакова, руководители страны предпочитали летать в "Бельбек", а не в Симферополь, поскольку отсюда было быстрее и проще добраться до государственных дач на Южном берегу Крыма, не привлекая внимания к своей персоне и не создавая транспортных неудобств жителям и гостям полуострова.

При Брежневе специально для приема первых лиц на территории аэродрома был построен небольшой домик, которые практически сразу окрестили "брежневским". Во времена Горбачева появился еще один домик большего размера - с двумя спальнями и большим холлом, который также прозвали в честь действующего руководителя СССР. Домик Горбачева и достаточно длинная взлетно-посадочная полоса послужили хорошим заделом для развития гражданской авиации в Севастополе.

Гражданский борт: встреча по-военному

"В 1992 году, когда я заканчивал службу, была создана совместная директива ЧФ и кабинета министров Украины о конверсии (перевода в гражданскую сферу) военных объектов и военной техники в Севастополе. Там было прописано несколько положений, которые касались создания на базе "Бельбека" гражданского аэропорта, а на базе высвобождающихся военно-транспортных самолетах Черноморского флота - гражданской авиакомпании", - вспоминает Перекальский.

В процесс создания гражданского аэропорта на базе "Бельбека" включилось руководство Севастополя - Иван Ермаков, которые возглавил город сразу после развала Советского Союза, чуть позже заместитель главы Севастопольской горгосадминистарции Леонид Жунько (руководил городом с 1999 по 2002 годы).

Для запуска гражданских рейсов требовалось пройти сертификацию и получить множество сопутствующих документов. В период 1992-1993 годов были изданы распоряжение президента, постановления Кабинета министров Украины, директива генерального штаба Минобороны Украины и ряд других документов, что позволило приступить к созданию гражданского сектора аэропорта Севастополь (Бельбек) на базе военного аэродрома "Бельбек" с признанием статуса аэродрома совместного использования.

5 марта 1993 года Севастопольская горгосадминистрация издает приказ "О создании государственного коммунального предприятия "Аэропорт "Севастополь", через год местный горсовет отводит в северной части летного поля аэродрома "Бельбек" 85 га земли для развития гражданского сектора аэропорта Севастополь (Бельбек).

"Очень сложно было переориентировать чисто военный аэродром в гражданский аэропорт. Военная и гражданская системы работают совершенно по-разному. Например, решение о посадке гражданского самолета принимает командир воздушного судна, в военной системе - руководитель полетов (находящийся на земле) или вообще командир части, находящийся, например, у себя в штабе и получивший информацию от метеоролога, что погода ухудшилась", - подчеркивает Перекальский.

Для обслуживания гражданских самолетов требуется другое оборудование и инфраструктура. "Проблема была с заправкой. Даже самолеты Леонида Кучмы (второй президент Украины) приходилось заправлять с военного заправщика, который не оснащен системой заземления для гражданской авиации", - говорит первый директор аэропорта.

Все аспекты работы гражданского аэропорта приходилось осваивать на практике. Поскольку на территории аэропорта не было комплекса для обслуживания пассажиров, людей досматривали в агентстве "Аэрофлота" в центре Севастополя, после чего их автобусом доставляли к самолету.

Первые гражданские самолеты "Аэропорт "Севастополь" принял в 1993 году. Была попытка организовать регулярные рейсы в Киев. С 1994 года переключились на чартерные рейсы, в основном, по Украине и России. Аэропорт принимал самолеты весом до 65 тонн - Ан-24, Як-40, Як-42, Ил-18, Ту-134, а также по спецзаявкам лайнеры первых лиц - Ту-154, Ил-62, Boeing 737.

"Из-за того, что не было здания, была проблема с таможенниками и пограничниками, которых приходилось доставлять на осмотр пассажиров зарубежных рейсов", - отметил собеседник РИА Новости Крым, знакомый с ситуацией.

Из-за нехватки государственных средств на развитие аэропорта, в начале 2000-х госпредприятие акционируют, а после создают на его базе ООО "Аэропорт "Севастополь". Гражданский комплекс берется развивать частный инвестор. Ставка делается на прием иностранных гостей из стран Средиземноморского региона. В частности, запускается рейс Донецк - Севастополь - Ларнака (Греция)

В 2002 году аэропорт принимает 301 рейс (273 регулярных), в 2003 году - 1094 рейса (359 регулярных), в 2005 году - 1295 рейсов. Основной маршрут - Севастополь-Киев. Однако получить прибыль, несмотря на рост количества рейсов и пассажиропоток, у собственников не получается. "Аэропорт работает на грани окупаемости затрат", - говорил Перекальский.

Денег у частного собственника хватает только на строительство пассажирского павильона площадью около 350 кв м. Оборудование по-прежнему используется военное. В 2008 государственное предприятие по обслуживанию воздушного движения Украины "Украерорух" за счет своих средств строит в "Бельбеке" 5-ти этажную вышку управления полетами с радиотехническим оборудованием.

В итоге собственники аэропорта "Севастополь" в 2010 году продают его структуре группы "Приват" украинского магната Игоря Коломойского. Власти города надеются, что крупный инвестор превратит аэропорт в полноценный гражданский комплекс, но "приватовцы" не спешат вкладывать в актив деньги. Вначале новые собственники запускает регулярные рейсы в Днепропетровск, Киев, Москву, но через несколько лет начинают сокращать полеты в связи с малой загрузкой самолетов. Последний гражданский рейс аэропорт "Севастополь" принял 19 ноября 2013 года.

Статус Севастополя (город федерального значения) предполагает наличие аэропорта, как у Москвы и Петербурга. Конечно, относительно небольшой город не может спорить с двумя столицами по пассажиропотоку, но свое место в авиационной системе России "Бельбек" найдет.

"Аэродром "Бельбек" не станет хабом, как аэропорт "Симферополь", который изначально создавался как гражданский. Но свою нишу он сможет занять на рынке литерных (вип) авиаперевозок и в качестве аэропорта малой авиации в туристических целях. Например, можно организовать полеты в Ялту, Керчь, Феодосию и другие города Крыма", - подчеркивает Перекальский.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 4 апреля 2018 года | Дайджест публикаций за 4 апреля 2018 года
Авторские права на данный материал принадлежат информационному агентству «РИА Крым». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Комментарии к новости