О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Россия и Таджикистан заключили мировую в воздухе

Страны сняли все ограничения на полеты

Москва и Душанбе разрешили очередной весенний виток конфликта, связанный с полетами между странами. В завершающемся осенне-зимнем расписании снова появятся все отмененные в последние дни рейсы, а в летнем расписании появятся четыре новых направления. Как напоминают эксперты, этот конфликт возникает традиционно: российские авиакомпании готовы летать больше, Таджикистан настаивает на сохранении сложившегося паритета. Но в итоге, замечают эксперты, Душанбе обычно идет на уступки, так как выгода для экономики страны в целом от роста перевозок перевешивает негативный эффект для местных авиакомпаний от усиления конкурентов из РФ.

Россия и Таджикистан договорились о возобновлении полетов между странами, сообщил 4 апреля Минтранс РФ. По итогам переговоров стороны подтвердили в полном объеме полеты назначенных перевозчиков в рамках зимнего расписания 2017-2018 годов, сообщило министерство. С летнего расписания будут добавлены четыре новых направления: Пермь - Душанбе, Жуковский - Куляб, Челябинск - Ходжент (Худжанд) и Краснодар - Ходжент, говорят в Минтрансе. Участники переговоров отметили увеличение перевозок между странами (по итогам 2017 года рост составил 14%). Пресс-секретарь посольства Таджикистана в РФ Парвиз Наджмиддинов подтвердил "Ъ", что все рейсы между Россией и Таджикистаном возобновятся в полночь со среды на четверг. "Все ограничения на данный момент сняты, все таджикские и российские авиакомпании будут летать так, как это было до этого",- сказал он. В "ЮТэйр" подтвердили "Ъ", что с авиакомпании сняли все ограничения на полеты в Таджикистан. В остальных авиакомпаниях на запрос "Ъ" не ответили.

Конфликт между авиавластями РФ и Таджикистана тянется, то разгораясь, то затухая, с конца 2016 года. Тогда обострилась ситуация вокруг рейсов из подмосковного аэропорта Жуковский: Душанбе не разрешил полеты оттуда российской авиакомпании "Ямал", в ответ на это Москва приостанавливала рейсы таджикской Somon Air в ряд регионов РФ. В январе 2017 года Москва и Душанбе договорились о перевозках из Жуковского, но весной полеты "Ямала" так и не были согласованы в полном объеме. Тогда в начале апреля Минтранс РФ ввел запрет на выполнение ряда рейсов Somon Air в Россию, а таджикские авиавласти ограничили полеты "ЮТэйр" и "Уральских авиалиний". В конце апреля Таджикистан и РФ урегулировали вопросы авиасообщения, сняв ограничения.

Теперь ситуация развивалась по похожему сценарию. В середине марта 2018 года Душанбе не дал разрешения на ряд полетов "Уральских авиалиний" (см. "Ъ" от 15 марта). Как уточнял гендиректор авиакомпании Сергей Скуратов, речь шла о 24 заявках из 52 поданных частот. Минтранс РФ с начала апреля запретил ряд полетов "Сомон эйр" и "Таджик эйр", Душанбе ответил дополнительными ограничениями на маршруты "Уральских авиалиний", "ЮТэйр", S7 и "Северного ветра". Москва тогда заявила о планах с 5 апреля отозвать допуски таджикских авиакомпаний на полеты из Душанбе в Москву и Новосибирск, а также из Ходжента в Новосибирск.

Источники "Ъ" в авиаотрасли ранее уже отмечали "традиционность" конфликта в преддверии начала весенне-летнего расписания полетов в последние выходные марта. "Накануне высокого сезона стороны пытаются решить различные острые вопросы в свою пользу",- говорил собеседник "Ъ", отмечая обострение конкуренции на рынке СНГ на фоне снижения с прошлого года авиаперевозок между РФ и СНГ. Исполнительный директор "Авиапорта" Олег Пантелеев отмечает, что, несмотря на дискуссию, доходящую до конфликта, и демонстрацию непримиримости, наращивать перевозки между государствами выгодно обеим сторонам. Российские авиакомпании чувствуют себя конкурентоспособными, стараются расширить бизнес, Минтранс РФ их в этом поддерживает, а Душанбе защищает интересы национальных перевозчиков, настаивая на сохранении сложившегося паритета, поясняет эксперт.

Господин Пантелеев добавляет, что статус аэропорта Жуковский уже не в первый раз становится камнем преткновения для авиационных властей: российская сторона позиционирует его как региональный, в то время как другие страны считают его московским и пытаются распространить на него действующее ограничение о двустороннем сообщении. Как правило, когда речь идет о странах, получающих от авиасообщения с РФ серьезную выгоду (например, трудовая миграция, большой туристический поток), власти другой стороны без особого удовольствия, но идут на компромиссы, говорит глава "Авиапорта": паритет нарушается, но выгода для экономики перевешивает негативный эффект для местных авиакомпаний....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка