Российская газета
5 апреля 2018, 10:50
Мэтр
В победном 1945-м летчик, будущий профессор МАИ, пообещал однополчанам создать эффективный и малоуязвимый штурмовик
Профессору кафедры проектирования самолетов МАИ Георгию Иосифовичу Житомирскому 27 марта 2018 года исполнилось 95 лет. Георгий Житомирский отнюдь не на заслуженном отдыхе. Он остается в строю и продолжает читать лекции в МАИ, и не просто готовит кадры для российской авиации, что само по себе крайне необходимо для страны. Но также учит своих студентов добывать новые полезные профессиональные знания, прививает им навыки инженерного мышления, развивает в молодых людях активные жизненные позиции и активный патриотизм, заряжает их своей энергетикой. А с набранной командой высоких профессионалов разрабатывает прорывные проекты авиации будущего.
Материалы о Г.И. Житомирском включены в юбилейное (100-летие авиации России) издание "Авиационная энциклопедия в лицах". Там в частности сказано: "Летчик-штурмовик 766-го Орденов Красного Знамени и Кутузова 3-й степени штурмового авиаполка... Профессор МАИ. Доктор технических наук. Заслуженный деятель науки и техники РФ. Лауреат премии правительства РФ.
Родился в 1923 году в г. Киев. Окончил Алма-Атинскую школу первоначального обучения летчиков (1942), Тамбовское ВАУЛ (1944), Военно-воздушную академию им. Жуковского (1951). С ноября 1944 года на самолете Ил-2 принимал участие в боевых действиях в Пруссии. Там же участвовал в штурме крепости Кенигсберг, где был сбит, ранен.
Принимал непосредственное участие в подготовке и воспитании 4500 офицеров, 2700 инженеров-авиаконструкторов, 22 кандидатов наук. Награжден орденом Красного Знамени, орденом Отечественной войны 1-й степени, орденом Красной Звезды, орденом "За заслуги перед Отечеством" 4-й степени, медалями...".
Самый революционный из его проектов: инновационный межвидовый проект перспективного штурмовика С-2.
Штурмовик не похож ни на один существующий самолет: два крыла тандемом, оружие на продольных балках, двигатели расположены над фюзеляжем, что позволит использовать на грунтовых площадках. Самолет невероятно живуч, он дотянет до аэродрома с развороченным килем и с пробитым крылом (есть ведь еще и второе крыло!). Но главное - это его способность летать как вертолет.
Начал создавать самолет Георгий Иосифович еще задолго до триумфальной презентации новых российских систем оружия в Послании президента Федеральному Собранию. Но такое впечатление, что в том числе и об С-2 Житомирского говорил Владимир Путин, когда заметил: кроме показанных миру систем есть и другие перспективные виды техники.
"Главное, на чем акцентировал внимание президент, полет по траектории, которая непредсказуема для противника, - уточняет профессор. - Наш штурмовик способен совершать именно такие маневры. Например, может в ущелье лететь боком, довернув нос на цель.
О том, что значит быть под огнем в кабине штурмовика, Георгий Житомирский знает хорошо. Бои за Кенигсберг одни из самых страшных и кровопролитных за всю войну. Его самолет был подбит (разбит мотор), летчик получил осколочное ранение головы, кровь заливала глаза... Нужно было выйти на свою территорию. В какой-то момент достал "Наган", чтобы не попасть в плен к фашистам. Последний патрон - себе... Все решилось в последние секунды, сразу после посадки. "Хотел открыть по бегущим ко мне людям огонь, но громогласный мат сразу же уложил меня на землю рядом со своим стрелком. Через 12 часов в медсанбате на операционном столе стало ясно: жить буду..."
После ранения на левой руке пальцы почти не шевелились. Врачи бы его списали с летной работы, но... летом 1945-го никаких врачебно-летных комиссий не было и командир полка включил Житомирского в таблицу полетов. Хотел посмотреть, на что тот годен после перенесенных испытаний.
...При возвращении на аэродром не вышла стойка шасси. Энергичным пилотажем стойку удалось выбросить, но на замок она не встала. А кран аварийного выпуска шасси расположен далеко за креслом, слева. До него и здоровой рукой нелегко дотянуться, а уж почти бездействующей...
"Что в это время вытворял мой почти неуправляемый Ил-2! Но! Шасси вышло и стало на замок. Иду на посадку!.." Руку он разрабатывал всю жизнь, в результате моторика пальцев левой кисти даже превосходит пальцы правой.
Когда учился на старших курсах академии Жуковского, то освоил новый боевой самолет Ил-10, потом еще Ту-2 и первый реактивный бомбардировщик Ил-28. Георгий Иосифович с огромным удовлетворением вспоминает эмоциональное свое состояние этого периода: "Пел еще и песни!"
Кафедра "Динамика полетов" привлекла к испытаниям штурмовика Ил-10. Тема: исследовать поведение Ил-10 при срыве в штопор. В этом человеке командиры всегда видели огромный потенциал.
Летал он долго. Около Волоколамска есть аэродром МАИ. Там профессор Житомирский в возрасте 80 лет и старше пилотировал Як-52. В кабине был еще один пилот из летного центра. Но Георгий Иосифович брал управление и без особых проблем совершал полет: взлет, пилотаж, посадка.
Среди его трудовых свершений семь типов освоенных самолетов, 150 научных работ, шесть написанных учебников. По этим учебникам обучались десятки, если не сотни тысяч студентов. И на форумах его называют не иначе как мэтр авиации.
Он, возможно, сегодня единственный из оставшихся в живых после окончания ВОВ, кто прошел весь путь от ефрейтора до полковника в ВВС и сумел после серьезного ранения совершить много полезных дел, подняться до уровня "Заслуженный деятель науки и техники РФ", профессора, доктора технических наук, лауреата премии правительства РФ и московского правительства.
МАИ выступило с ходатайством перед президентом о присвоении ветерану звания Герой Труда. Советы ветеранских организаций всецело поддержали предложение. Кафедра, факультет и совет МАИ единогласно проголосовали "за".
Сейчас представление проходит долгую процедуру согласований в правительстве Москвы. Хочется верить, что, прочитав очерк о подвигах фронтовика, ученого и мэтра подготовки кадров отечественной авиации, чиновники сократят прохождение бюрократических процедур.
И еще, пусть сбудется его мечта: он должен увидеть в небе свой штурмовик С-2. Создать самолет, на котором штурмовая авиация не будет нести таких потерь, какие были в Великую Отечественную войну, и будет иметь высокоэффективное вооружение и совершенно новые возможности со множеством неизвестных противнику траекторий движения, Георгий Житомирский обещал однополчанам в 1945-м.
Слово сдержал.
Рецепт здоровья от ветерана
Для поддержания себя в форме фронтовик советует две вещи: вести активный образ жизни (сам практикует прогулки, плавание, ездит на велотренажере) и иметь любимое дело, которому надо отдавать себя без остатка. Как тренировать мозг, чтобы предупредить развитие возрастных недугов? "А что это такое? - недоумевает профессор Житомирский. - Я люблю свою работу и не помню случая, чтобы на лекции хоть раз что-то забыл".
Конкретно
Из поздравительной телеграммы президента РФ: "Ваш жизненный и профессиональный путь заслуживает глубокого уважения... Ветеран Великой Отечественной войны, талантливый ученый, педагог, Вы внесли большой вклад в развитие отечественного авиастроения. Тысячи выпускников, вышедших из стен МАИ - одного из самых престижных технических вузов России, - с гордостью называют Вас своим учителем и наставником".
Из письма Председателя Московского отделения "Российского союза ветеранов" генерал-лейтенанта Артура Федоровича Инякова: "Ректору МАИ - разделяем и поддерживаем ваше решение выйти с ходатайством о представлении Житомирского Г.И. к званию Героя Труда России"....
Авторские права на данный материал принадлежат «Российская газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции