Источник: газета «Российская газета»
Автор: Игорь Елков
Опубликовано: 05.04.2018, 10:50

Мэтр


На любом авиационном форуме на эту фамилию типичная реакция: профессор Житомирский? А я учился по его учебникам!

Профессору кафедры проектирования самолетов МАИ Георгию Иосифовичу Житомирскому 27 марта 2018 года исполнилось 95 лет. Георгий Житомирский отнюдь не на заслуженном отдыхе. Он остается в строю и продолжает читать лекции в МАИ, и не просто готовит кадры для российской авиации, что само по себе крайне необходимо для страны. Но также учит своих студентов добывать новые полезные профессиональные знания, прививает им навыки инженерного мышления, развивает в молодых людях активные жизненные позиции и активный патриотизм, заряжает их своей энергетикой. А с набранной командой высоких профессионалов разрабатывает прорывные проекты авиации будущего.

Материалы о Г.И. Житомирском включены в юбилейное (100-летие авиации России) издание "Авиационная энциклопедия в лицах". Там в частности сказано: "Летчик-штурмовик 766-го Орденов Красного Знамени и Кутузова 3-й степени штурмового авиаполка... Профессор МАИ. Доктор технических наук. Заслуженный деятель науки и техники РФ. Лауреат премии правительства РФ.

Родился в 1923 году в г. Киев. Окончил Алма-Атинскую школу первоначального обучения летчиков (1942), Тамбовское ВАУЛ (1944), Военно-воздушную академию им. Жуковского (1951). С ноября 1944 года на самолете Ил-2 принимал участие в боевых действиях в Пруссии. Там же участвовал в штурме крепости Кенигсберг, где был сбит, ранен.

Принимал непосредственное участие в подготовке и воспитании 4500 офицеров, 2700 инженеров-авиаконструкторов, 22 кандидатов наук. Награжден орденом Красного Знамени, орденом Отечественной войны 1-й степени, орденом Красной Звезды, орденом "За заслуги перед Отечеством" 4-й степени, медалями...".

Самый революционный из его проектов: инновационный межвидовый проект перспективного штурмовика С-2.

Штурмовик не похож ни на один существующий самолет: два крыла тандемом, оружие на продольных балках, двигатели расположены над фюзеляжем, что позволит использовать на грунтовых площадках. Самолет невероятно живуч, он дотянет до аэродрома с развороченным килем и с пробитым крылом (есть ведь еще и второе крыло!). Но главное - это его способность летать как вертолет.

Начал создавать самолет Георгий Иосифович еще задолго до триумфальной презентации новых российских систем оружия в Послании президента Федеральному Собранию. Но такое впечатление, что в том числе и об С-2 Житомирского говорил Владимир Путин, когда заметил: кроме показанных миру систем есть и другие перспективные виды техники.

"Главное, на чем акцентировал внимание президент, полет по траектории, которая непредсказуема для противника, - уточняет профессор. - Наш штурмовик способен совершать именно такие маневры. Например, может в ущелье лететь боком, довернув нос на цель.

О том, что значит быть под огнем в кабине штурмовика, Георгий Житомирский знает хорошо. Бои за Кенигсберг одни из самых страшных и кровопролитных за всю войну. Его самолет был подбит (разбит мотор), летчик получил осколочное ранение головы, кровь заливала глаза... Нужно было выйти на свою территорию. В какой-то момент достал "Наган", чтобы не попасть в плен к фашистам. Последний патрон - себе... Все решилось в последние секунды, сразу после посадки. "Хотел открыть по бегущим ко мне людям огонь, но громогласный мат сразу же уложил меня на землю рядом со своим стрелком. Через 12 часов в медсанбате на операционном столе стало ясно: жить буду..."

После ранения на левой руке пальцы почти не шевелились. Врачи бы его списали с летной работы, но... летом 1945-го никаких врачебно-летных комиссий не было и командир полка включил Житомирского в таблицу полетов. Хотел посмотреть, на что тот годен после перенесенных испытаний.

...При возвращении на аэродром не вышла стойка шасси. Энергичным пилотажем стойку удалось выбросить, но на замок она не встала. А кран аварийного выпуска шасси расположен далеко за креслом, слева. До него и здоровой рукой нелегко дотянуться, а уж почти бездействующей...

"Что в это время вытворял мой почти неуправляемый Ил-2! Но! Шасси вышло и стало на замок. Иду на посадку!.." Руку он разрабатывал всю жизнь, в результате моторика пальцев левой кисти даже превосходит пальцы правой.

Когда учился на старших курсах академии Жуковского, то освоил новый боевой самолет Ил-10, потом еще Ту-2 и первый реактивный бомбардировщик Ил-28. Георгий Иосифович с огромным удовлетворением вспоминает эмоциональное свое состояние этого периода: "Пел еще и песни!"

Кафедра "Динамика полетов" привлекла к испытаниям штурмовика Ил-10. Тема: исследовать поведение Ил-10 при срыве в штопор. В этом человеке командиры всегда видели огромный потенциал.

Летал он долго. Около Волоколамска есть аэродром МАИ. Там профессор Житомирский в возрасте 80 лет и старше пилотировал Як-52. В кабине был еще один пилот из летного центра. Но Георгий Иосифович брал управление и без особых проблем совершал полет: взлет, пилотаж, посадка.

Среди его трудовых свершений семь типов освоенных самолетов, 150 научных работ, шесть написанных учебников. По этим учебникам обучались десятки, если не сотни тысяч студентов. И на форумах его называют не иначе как мэтр авиации.

Он, возможно, сегодня единственный из оставшихся в живых после окончания ВОВ, кто прошел весь путь от ефрейтора до полковника в ВВС и сумел после серьезного ранения совершить много полезных дел, подняться до уровня "Заслуженный деятель науки и техники РФ", профессора, доктора технических наук, лауреата премии правительства РФ и московского правительства.

МАИ выступило с ходатайством перед президентом о присвоении ветерану звания Герой Труда. Советы ветеранских организаций всецело поддержали предложение. Кафедра, факультет и совет МАИ единогласно проголосовали "за".

Сейчас представление проходит долгую процедуру согласований в правительстве Москвы. Хочется верить, что, прочитав очерк о подвигах фронтовика, ученого и мэтра подготовки кадров отечественной авиации, чиновники сократят прохождение бюрократических процедур.

И еще, пусть сбудется его мечта: он должен увидеть в небе свой штурмовик С-2. Создать самолет, на котором штурмовая авиация не будет нести таких потерь, какие были в Великую Отечественную войну, и будет иметь высокоэффективное вооружение и совершенно новые возможности со множеством неизвестных противнику траекторий движения, Георгий Житомирский обещал однополчанам в 1945-м.

Слово сдержал.

Рецепт здоровья от ветерана

Для поддержания себя в форме фронтовик советует две вещи: вести активный образ жизни (сам практикует прогулки, плавание, ездит на велотренажере) и иметь любимое дело, которому надо отдавать себя без остатка. Как тренировать мозг, чтобы предупредить развитие возрастных недугов? "А что это такое? - недоумевает профессор Житомирский. - Я люблю свою работу и не помню случая, чтобы на лекции хоть раз что-то забыл".

Конкретно

Из поздравительной телеграммы президента РФ: "Ваш жизненный и профессиональный путь заслуживает глубокого уважения... Ветеран Великой Отечественной войны, талантливый ученый, педагог, Вы внесли большой вклад в развитие отечественного авиастроения. Тысячи выпускников, вышедших из стен МАИ - одного из самых престижных технических вузов России, - с гордостью называют Вас своим учителем и наставником".

Из письма Председателя Московского отделения "Российского союза ветеранов" генерал-лейтенанта Артура Федоровича Инякова: "Ректору МАИ - разделяем и поддерживаем ваше решение выйти с ходатайством о представлении Житомирского Г.И. к званию Героя Труда России".

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 5 апреля 2018 года | Дайджест публикаций за 5 апреля 2018 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «Российская газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет) (в процессе тестирования)

Комментарии к новости