Автор: Максим Бут
Опубликовано: 09.04.2018, 17:53
 

"Авиационный барьер": Россия готовит "воздушный ответ" санкциям Запада


[image]

Предложение ОАК ограничить ввоз в Россию иностранных самолетов старше пяти-шести лет - попытка защитить отечественную авиастроительную отрасль. Об этом ФБА "Экономика сегодня" рассказал авиаэксперт Дмитрий Адамидов.

"Идея избавить новые российские самолеты от налога на добавленную стоимость (НДС) не нова - ее породил двойственный подход авиакомпаний РФ к покупкам. Они приобретают самолеты у западных стран через офшоры, а потом продают сами себе в лизинг, что избавляет от необходимости платить налоги в России. А на вопросы, почему отдают предпочтение иностранным машинам, владельцы кивают - мол, 18-20% НДС уравнивают отечественные машины в цене с иностранными, а те же "Боинги" привычнее и понятнее российских самолетов.

При этом мы не можем повлиять на правила международной торговли, авиация - отрасль международная. Потому ОАК стремится повлиять на правила игры в РФ, чтобы не дать повода авиакомпаниям не купить нашу продукцию. Их просто лишат негативной аргументации - российские самолеты станут и дешевле, и доступнее зарубежных. Примерно из той же категории предложение ограничить ввоз в Россию иностранной авиатехники по "возрасту", - отмечает специалист.

Технический директор Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Юрий Тарасов на совместном заседании Экспертного совета при Комитете Госдумы по экономической политике рассказал о мерах, которые помогут отечественному авиастроению повысить конкурентоспособность и получить новые заказы. "Первое - обнуление НДС на отечественную продукцию авиастроения. Второе - ограничение на ввоз иностранных воздушных судов возрастом более пяти-шести лет. Запрещение применения режима временного ввоза для коммерческих воздушных судов. И четвертое - это возможность использования научного задела, результатов интеллектуальной деятельности, полученных при создании боевой техники", - перечислил он.

"Новые российские самолеты не очень популярны в сравнении с привычными "Боингами и "Аэробусами" - те более понятны авиакомпаниям. Ограничить ввозную технику возрастом в 5-6 лет - значит заставить наши авиакомпании покупать только новые самолеты за рубежом. Машины гражданской авиации возрастом до 10 лет в принципе считаются более или менее новыми, потому аспект безопасности здесь минимален. Это защита внутреннего производства. На фоне тенденций в мировой экономике такие меры вполне нормальные.

Запрет на ввоз по "возрасту техники сродни закону о ввозе автохлама, принятом в России в свое время. На сегодняшний день подавляющее большинство россиян ездят на авто местного производства или сборки. Конечно, пятилетний самолет - далеко не хлам, а вполне нормальная техника. Но это уже весомый аргумент для отказа российских авиакомпаний от иностранных воздушных судов в пользу отечественной техники", - подчеркивает эксперт.

Защита производства

Объединенная авиастроительная корпорация (ПАО "ОАК") создана в 2006 году для консолидации активов крупнейших российских авиапредприятий России. Государству в лице Росимущества принадлежит 91,2% акций холдинга. В состав ПАО "OAK" входят: Компания "Сухой", Корпорация "Иркут", РСК "МиГ", "Туполев", "Ил", "Гражданские самолеты Сухого", "Авиастар-СП", ТАНТК им. Г.М. Бериева, ВАСО, "АэроКомпозит", "ОАК-Центр комплексирования", ЭМЗ им. В.М. Мясищева, ЛИИ им. М.М. Громова. Корпорация выпускает самолеты "Су", "МиГ", "Ил", "Ту", "Як", "Бериев", а также новые - SSJ100 и МС-21. Предприятия OAK выполняют полный цикл работ от проектирования до послепродажного обслуживания и утилизации авиационной техники.

Для Минобороны России ОАК создает перспективный военно-транспортный самолет Ил-276 - Тактико-техническое задание на проект уже утверждено. Совместно с Китаем корпорация ведет работы по созданию совместного широкофюзеляжного дальнемагистрального лайнера - сейчас рынок этих машин делят Boeing и Airbus. Параллельно ОАК реализует проект по созданию большой партии небольших турбовинтовых самолетов по заказу Государственной транспортной лизинговой компанией.

"Понятно, что отечественное гражданское авиастроение нуждается в поддержке - политика заградительных мер сейчас ведется многими государствами мира в защиту собственного производства. Параллельно это может быть ответом на новые угрозы США. Как известно, новейший гражданский пассажирский самолет РФ Sukhoi Superjet 100 в американских санкциях никогда не фигурировал, так как в нем немало деталей производства США. Компаниям Штатов выгодно сотрудничество с Россией по этому проекту.

Но недавно от Вашингтона мы услышали, что этот самолет может попасть под новые рестрикции. Ничего конкретного не говорилось, но "тревожный звоночек" прозвучал. И Москва вполне может ответить ограничениями на ввоз иностранных самолетов, от чего серьезные убытки понесут американские производители. В рамках развернутой против РФ кампании Запада это логичный ответ.

Но наиболее логичны ограничения и "барьеры" для небольших турбовинтовых самолетов Запада. Это Проекты Ил-112 и ИЛ-114, которыми занимается как раз ОАК. Такие машины могут садиться на неподготовленную или слабоподготовленную взлетно-посадочную полосу. То есть они способны обеспечить транспортную доступность малых городов России, что важно стратегически. И именно они будут наиболее востребованы в стратегии развития российской авиаотрасли на ближайшее будущее", - заключает Дмитрий Адамидов.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 9 апреля 2018 года | Дайджест публикаций за 9 апреля 2018 года
Авторские права на данный материал принадлежат сайту «Экономика сегодня». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Авиастар - самолетное производство, Объединенная авиастроительная корпорация, Туполев (в процессе тестирования)

Комментарии к новости