Опубликовано: 11.04.2018, 16:44
 

На крыло: почему Дерипаска продает аэропорт Геленджика


[image]

Смена собственников не отразится на работе аэропорта "Геленджика", считают эксперты. Однако его дальнейшее развитие окажется под вопросом из-за ограничения по направлению взлетов и посадок

Федеральная антимонопольная служба разрешила ВТБ и партнеру банка бизнесмену Таймуразу Боллоеву выкупить у компании "Базэл Аэро" Олега Дерипаски 99% ООО "Аэропорт Геленджик", сообщал РБК.

"Мы видим перспективы роста пассажирских перевозок в регионе и рассматриваем данный актив как долгосрочную инфраструктурную инвестицию. Мы планируем развивать инфраструктуру аэропорта после его приобретения. Закрытие сделки ожидается в ближайшее время", - прокомментировали в банке.

В "Базэл Аэро" (входит в структуру Олега Дерипаски "Базовый элемент" и управляет четырьмя аэропортами в Краснодарском крае) отметили, что компания давно рассматривала варианты отказа от управления аэропортом Геленджика, чтобы сосредоточиться на развитии расположенных неподалеку более крупных аэропортах Анапы, Краснодара и Сочи.

"Если это решение будет принято советом директоров и всеми акционерами, то это поможет сосредоточить усилия менеджмента на более крупных авиационных активах в Краснодарском крае", - говорится в комментарии компании.

О продаже актива стало известно через несколько дней после того, как Олег Дерипаска и его структуры попали под санкции США, но в "Базэл Аэро" пояснили, что решение никак не связано с этим и принято исключительно "с целью дальнейшего развития холдинга". В частности, структура Дерипаски планирует сосредоточиться на строительстве нового аэропортового комплекса в Краснодаре.

Вице-губернатор Кубани Анатолий Вороновский и министерство транспорта Краснодарского края на запрос РБК Краснодар ответили, что власти региона не могут комментировать частные сделки.

По данным системы СПАРК, сейчас единственным владельцем ООО "Аэропорт Геленджик" является ООО "Вестюн", принадлежащее двум физическим лицам. Аэропорт Геленджика считается обособленным подразделением Международного аэропорта Краснодар и находится в управлении компании "Базэл Аэро" - совместного предприятия "Базового элемента" Олега Дерипаски, Сбербанка и сингапурской Changi Airports International.

Один курс на море: нюансы аэропорта Геленджика

"Базэл Аэро" уже давно рассматривал вариант продажи аэропорта Геленджика из-за ограниченных возможностей развития, сообщают "Ведомости", ссылаясь на менеджмент крупного аэропорта. Из-за единственного разрешенного курса захода на посадку с моря и частой ветреной погоды не менее 20% прибывающих в Геленджик рейсов вынуждены выходить на запасной аэродром в Анапу. А если самолет находится в аэропорту, то из-за погодных условий ветров он может застрять там на пару суток.

Осенью 2017 года авиакомпания "Победа" обратилась в Росавиацию за утверждением программы обучения пилотов, касающейся взлетов в Геленджике в сторону гор для случаев, когда по климатическим условиям нельзя взлетать в сторону моря, сообщал "Интерфакс". В ведомстве ей в согласовании отказали.

В итоге компания обратилась в Арбитражный суд Москвы, который в начале апреля признал законность отказа Росавиации.

"После этого решения развитие аэропорта в Геленджике можно смело похоронить. Не может он нормально в полноценном режиме работать, если разрешено взлетать и садиться с одного курса. А что если ветер будет в другую сторону на протяжении десяти часов? Аэропорт не будет работать? В связи с климатическими условиями в Геленджике это реально. Поэтому в "Базэл Аэро" приняли разумное решение и оставили себе самые главные направления - Краснодар и Сочи, которые генерируют основную прибыль", - считает директор ростовского офиса турагентства "Розовый слон" Алексан Мкртчян.

Аэропорт Геленджика имеет самый низкий пассажирооборот среди четырех объектов, находящихся в управлении "Базэл Аэро" - так, по итогам 2017 года его услугами воспользовались порядка 304 тыс. человек. Это менее 3% от всего пассажиропотока четырех воздушных гаваней Кубани - в прошлом году авиатранспорт в регионе перевез 10,8 млн человек. Для сравнения, в соседней Анапе показатель составил 1,39 млн человек. А львиная доля пассажиропотока пришлась на Краснодар и Сочи.

По оценкам Мкртчяна, на турпотоке смена собственников никак не скажется, аэропорт также будет принимать то же самое малое количество рейсов, а увеличение их числа маловероятно.

"Если очень надо в Геленджик, то рядом находится аэропорт Анапы. Также недалеко расположен аэропорт Краснодара - я сейчас говорю не о москвичах или жителях Воронежа, а о Якутске, Хабаровске или Новосибирске. Для них кубанская столица - рядом с Геленджиком. Долетев в Краснодар, они без проблем за несколько часов доберутся до Геленджика", - прокомментировал он.

Воздушные ворота Геленджика: со времен СССР и до наших дней

Аэропорт Геленджика был построен во времена СССР. Его с 2004 года закрыли на реконструкцию, с 2005 года начались работы по строительству нового аэровокзала. За пять лет был возведен терминал и построена взлетно-посадочная полоса. Первый коммерческий рейс после реконструкции состоялся 29 мая 2010 года.

В настоящее время аэропорт Геленджика способен принимать самолеты Airbus A320, Boeing 757, Boeing 767, Ту-154, Ту-204, Ил-76 и все более легкие, а также вертолеты всех типов. В 2014 году аэропорт Геленджик был назван лучшим региональным аэропортом страны по результатам онлайн-голосования премии "Воздушные ворота России".

Как РБК Краснодар сообщал ранее, в 2014 году "Базэл Аэро" и Росавиация заключили контракт, по которому компания должна была до 2016 года построить еще один терминал в Геленджике. При этом Росавиация, по данным "Ведомостей", выполнила свою часть договора: реконструкцию аэродромной инфраструктуры, взлетно-посадочной полосы, рулежных дорожек и т. д.

В конце июля 2015 года Росавиация и Минтранс РФ пригрозили лишить "Базэл Аэро" аэропорта в Геленджике, если компания в ближайшее время не предоставит план по привлечению стороннего финансирования для строительства аэровокзала. В этом случае ведомства собирались начать поиск нового инвестора и передать ему аэропорт в управление.

Первоначальный вариант реконструкции здания был разработан в 2012 году. Позднее "Базэл Аэро" сообщало о том, что из-за изменившихся требований к строительству проект был переработан. Завершение работ планировалось к концу 2015 года, а ввод терминала в строй - к туристическому сезону 2017 году. В компании перенос сроков объясняли высокой кредитной нагрузкой после реализации олимпийских проектов.

В феврале 2016 года сообщалось, что проект был отправлен на государственную экспертизу. А осенью того же года на инвестиционном форуме Сочи "Базэл Аэро", администрации Краснодарского края и Геленджика подписали трехстороннее соглашение о строительстве аэровокзального комплекса стоимостью 520 млн рублей. Сроки сдачи в эксплуатацию уже перенесли на конец 2018 года. Тогда инвестор заявлял, что собирается окупить вложения в течение 8-10 лет.

Площадь нового аэровокзала должна была составить более 5 тыс. кв. метров. При этом пропускная способность аэропорта должна вырасти более чем в 2 раза: с 140 до 300 пассажиров в час.

"Безусловно, значение аэропорта очень важно для курорта. Благодаря в том числе и его работе, регулярным рейсам из Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга и других городов, мы ежегодно имеем прирост общего числа туристов. Также аэропорт является одной из площадок для проведения Международной выставки и научной конференции по гидроавиации "Гидроавиасалон". Это уже не говоря о том, что во время Чемпионата мира по футболу сборные Швеции и Исландии, естественно, будут пользоваться его услугами", - прокомментировали в пресс-службе администрации Геленджика.

Кто такой Таймураз Боллоев

Таймураз Боллоев родился в 1953 года в Северной Осетии, в 1980 году он окончил Московский технологический институт. В 1980-м начал свою профессиональную деятельность на ленинградском Пивоваренном комбинате им. Степана Разина. В августе 1991 года стал руководителем на тот момент еще недостроенного завода "Балтика", в 1998 - возглавил предприятие.

В 2005 году Боллоев ушел из "Балтики" и занялся собственным бизнесом: приобрел ЗАО "Фабрика одежды Санкт-Петербурга", фабрику спецодежды "Труд", а также основал строительные компании "Гарантика" и "БТК Девелопмент".

В 2009-м Боллоев возглавил "Олимпстрой" (госкорпорацию, созданную для подготовки к зимним Олимпийским играм в Сочи 2014 года), но в 2011 году ушел в отставку с формулировкой "по состоянию здоровья".

В 2012 году Боллоев стал президентом "БТК Групп" и продолжил развивать оба бизнеса: производство одежды и девелопмент. Среди проектов "БТК Девелопмент" поселок таунхаусов под Санкт-Петербургом, жилой комплекс "Сияние Сочи", петербургский деловой центр Bolloev Center.

В "Рейтинге миллиардеров-2016" издания "Деловой Петербург" Боллоев занимал 34-е место: его состояние оценивалось в 29,5 млрд руб.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 11 апреля 2018 года | Дайджест публикаций за 11 апреля 2018 года
Авторские права на данный материал принадлежат информационному агентству «РБК - Краснодарский край». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Санкт-Петербургская авиаремонтная компания, Элемент (в процессе тестирования)

Комментарии к новости